Lost World Band: Терапия волшебной музыки
На концерт, о котором пойдёт речь, я поначалу твёрдо собирался пойти и даже купить билет на входе – ведь одним из двух участников была группа Eternal Wanderers, выступления которых стараюсь не пропускать. Но накануне организм мой дал очередной сбой, и ближе к вечеру я чувствовал себя настолько отвратительно и руиноподобно, что уже почти раздумал идти, да и бюджет был на нуле. Однако незадолго до начала концерта пришло сообщение от Лены Савицкой с убедительной просьбой – пойти! И, как оказалось, не зря.
Правда, сет «Вечных странников» я уже не застал – об этом рассказал встреченный на крыльце «Китайского лётчика» басист Дмитрий Штатнов. Но оставалась вторая группа вечера – международный проект Lost World Band. Выступления этого коллектива в России пока возможны лишь тогда, когда их лидер, скрипач, гитарист и вокалист Андрей Дидоренко, прилетает из Америки, где он живёт и работает уже более десяти лет. Случается такое примерно раз в полтора года.
Признаюсь, что до этого вечера сию удивительную команду мне слушать не доводилось, несмотря на то, что в «ИнРоке» неоднократно рецензировались их альбомы. Знакомиться с Lost World Band пришлось живьём. И знакомство, скажу я вам, оказалось более чем приятным. Музыку группы можно отнести к арт-року. Во многом благодаря наличию в составе скрипки и флейты. На двух духовых инструментах, как традиционной металлической флейте, так и электронном устройстве фирмы Akai, играет ещё один старожил команды Василий Соловьёв. К слову, он работает в Большом театре, в оркестре которого играет также на флейте. Стоит отметить, что игру на духовых Василий отлично совмещает с бэк-вокалом. Кроме того, в нескольких вещах Василий брал в руки гитару, а между номерами программы, подобно конферансье, кратко и по делу не только объявлял, но и представлял следующие композиции.
Помимо Андрея и Василия в этот вечер в составе «Затерянного мира» выступали ещё трое музыкантов. Клавишник Константин Юдин был на своём месте: его инструмент был безупречен по звуку, а по уровню громкости соответствовал своей роли в композиции. Там, где нужно было создавать фон и атмосферу, клавишные отходили на второй план, а на сольных пассажах они отчётливо выдавали синтезированные клавесинные, органные, а то и вовсе струнные или духовые оркестровки. Если Юдин уже знаком поклонникам Lost World Band по предыдущим выступлениям, то ритм-секция в лице басиста Евгения Кузнецова и Константина Штирлица играла живьём с «Затерянным миром» впервые. Отсутствие возможности как следует репетировать (а это вам не дистанционно альбомы записывать и выравнивать их с помощью современного высокотехнологичного софта!) накладывает свой отпечаток. Но шероховатости в игре Lost World Band не только не мешали восприятию, напротив, добавляли концерту рок-н-ролльной живости.
С первой композиции, «The Voyage», автор погрузился и потерялся в нереальном, сказочном мире группы Удивительная гонка скрипки и флейты повергла в гипнотический транс. На второй, «Run This by Me Again», Соловьёв с флейты переключается на гитару. Чудесности от этого меньше не стало. На третьем номере – первой части «Tongues Of Flame», объявленной как гитарно-симфоническая композиция, Андрей Дидоренко взялся за гитару. В противовес двум первым, полётным вещам, эта началась в духе психоделии, а общим настроением напомнила кримзоновскую «Red» (может, потому, что я его днём ранее переслушивал?). Перед «Moving Dots» возникла пауза – Дидоренко долго настраивал гитару. Но когда композиция зазвучала, мне явилось ещё одно «открытие» (напомню, группу я слышал впервые): Lost World Band играет не только инструментальную музыку; периодически у исполнителей прорезаются голоса. В данной вещи, второй части четырёхчастного эпика, было ещё не пение в прямом смысле этого слова, не речитатив и не мелодекламирование, а нечто вроде композиционных точек-ориентиров, задаваемых Андреем и Василием. А уже в следующей, по-настоящему арт-роковой «Facing The Rain», Дидоренко, по-прежнему играя на гитаре, запел уже по-настоящему. Шестой номер программы, «Nothing», углубил погружение в арт-роковые дебри затерянного мира, оправдывающего название группы.
«States Of Mind» Соловьёв объявил как флейтово-скрипичный концерт в двух частях. Именно на вступлении к этому произведению в руках Василия и появился вышеупомянутый Akai. Первая часть композиции была шаффловой, вторая же оказалась размеренно-распевной с очерчивающим строгую границу басом Евгения Кузнецова. А Константин Юдин выдавал клавесинные пассажи удивительной красоты. Ближе к развязке композиции «клавесин» превратился в атмосферное фортепиано. Перед «Страж-птицей» (она же «Watchbird») вновь возникла пауза, сопровождаемая подстройкой гитары. Флейтист, заполняя её, заиграл восточную тему. Но ориентальность, едва Дидоренко стал готов вступить, сменилось ритмикой, на сей раз уж точно близкой к кримзоновской.
Юдин то нагнетал атмосферу, то выдавал каскады ярких пассажей, дополняя и обогащая ритмические рисунки без каких-либо излишеств. Чтобы немного успокоиться самим и вернуть публике относительное душевное равновесие, была сыграна «When The Time Is Still». Затем – снова «бодрящий момент», заключительная часть уже упоминавшейся четырёхчастной «Shapes And Objects» – «Time Squares», отличающаяся ядрёной полиритмией. Истерия гитарной партии Андрея навеяла воспоминания о мудрёных моментах сольников Стива Хаккета. За ней Соловьёв объявляет композицию «прямо по погоде». В поистине весенней по настроению, полной неземных арт-роковых красот «On Thin Ice» флейтист самым удивительным образом совмещал игру на своём инструменте со вторым вокалом. Нет, не пел вокализы, играя одновременно на флейте, как Ян Андерсон, а совмещал две партии! Час пролетел как в волшебной сказке – незаметно.
Концерт увлёк настолько, что весь окружающий мир стёрся. Посмотреть, сколько собралось вокруг народа, чтобы отметить это в данном отчёте, как-то само собой позабылось, а после часового выступления было не до того, чтобы рассматривать зал. Это попросту уже не имело никакого значения. Возвращение из затерянного сказочного мира, порождённого Музыкой, в трудовые будни, было постепенным, и длилось оно на протяжении долгой дороги из Китай-города в Подмосковье. В этот вечер большинство электричек Белорусского направления было отменено, но и полуторачасовое ожидание в состоянии послеконцертной эйфории пролетело неприлично быстро. Такое послевкусие дорогого стоит, и испытываешь его далеко не после каждого шоу! А ещё концерт Lost World Band оказался оздоровительным. Если повышенную температуру, с которой пришлось выехать с утра в город, я чувствовал на протяжении всего дня, то вечером о ней и не вспомнил, а на следующее утро она была нормальной.
Итак, первый поход на Lost World Band стал шагом в неизвестность. На следующее выступление этой команды, если попаду – то уже ценителем её произведений.
Дмитрий КОШЕЛЕВ
Фото: Елена Каневская и Дмитрий Штатнов.
Москва, "Китайский лётчик Джао Да", 28 марта 2017 г.