Steven Wilson «4 1/2» (2016)
Все, кто застал времена винила и кассет, знают: альбом на 40 минут – это то, что доктор прописал! В то время настоящим творцам (тем, кто не нацеливался на новое «Кольцо Нибелунгов») этого хватало, чтобы точно, образно, емко и по существу сказать всё, что нужно. И даже двойник Yes «Tales From Topographic Oceans» шел каких-то 80 с небольшим минут.
К чему я это всё? А к тому, что продолжительность нового диска Стивена Уилсона – 37 минут. Это делает его самой доходчивой (что не значит простой) работой маэстро. Так что, если вы еще не прониклись творчеством Уилсона, начните знакомство именно с «4 1/2».
Итак, на альбоме всего шесть композиций. Четыре записаны во время работы над предыдущим альбомом «Hand.Cannot.Erase», одна осталась после «The Raven That Refused To Sing», еще одна – перезаписанный хит времен Porcupine Tree. Казалось бы, «4 1/2» – лишь собрание ауттейков, но каждая из песен здесь на своем месте, и в целом они образуют законченное произведение, отличающееся стройностью музыкальной и литературной мысли.
Стартует альбом с «My Book Of Regrets». Именно эту песню Уилсон начал сочинять еще во время работы над предыдущим номерным альбомом, но отложил, поскольку: а) посчитал, что песня не совсем вписывается в концепцию, б) остался недоволен первоначальной версией. Теперь это девятиминутная композиция с яркой мелодией, интересной аранжировкой и вдохновенным солированием гитарного виртуоза Гатри Гована. Кстати, в записи диска приняли участие еще один гитарист-многостаночник Дэйв Килминстер, а также духовик Тео Трэвис, пианист Адам Хольцман, басист Ник Беггс и ударники Марко Миннеманн, Крейг Бланделл и Чэд Вакерман. Все они уже довольно продолжительное время сотрудничают с Уилсоном.
Идущая вторым номером инструментальная меланхоличная зарисовка «Year Of The Plague», построенная на задумчивом диалоге скрипки, гитары и фортепиано, подкрепленном красивым синтезаторным фоном, вносит в альбом элементы пасторальности. Зато «Happiness III» – просто отличная песня, которая лучше всего отражает «мейнстримовую» сторону творчества Уилсона. Спокойно и медитативно звучит еще одна инструментальная композиция – «Sunday Rain Sets In». Но лишь до того момента, когда джазовую респектабельность смывает раскат прог-роковых завихрений, которые затем уступают место пост-роковому мерцанию.
А вот «Vermillioncore» – тот самый фирменный уилсоновский прог-рок, который был разработан и доведен до совершенства под вывеской Porcupine Tree. Тревожная, мощная, закрученная, с плотной аранжировкой и не менее мощной подачей инструментальная композиция добавляет альбому «мяса».
Завершает «4 1/2» новая версия «Don’t Hate Me», оригинал которой был записан Porcupine Tree в 1998 году. Можно долго рассуждать о нужности такого рода экспериментов, но джаз-роковые вставки и участие израильской певицы Нинет Тайеб придали композиции совершенно иной эмоциональный накал. У песни открылось еще одно измерение.
Итак, альбом – далеко не обычный сборник «ауттейков». Чем больше его слушаешь, тем явственнее проступает абсолютная симметрия и завершенность этой коллекции песен. Песен, которые без ведома автора (а, может, с его молчаливого одобрения) сложились в такое удивительно цельное произведение, поражающее глубиной творческой мысли и красотой формы.
progressive 9/10
KScope
Рецензия опубликована в #74