Night Of The Prog IХ: Опыт прогрессивного туризма
Октябрь 12, 2014
Иван Розмаинский (170 статей)
Поделиться

Night Of The Prog IХ: Опыт прогрессивного туризма

Night of the Prog – фестиваль прогрессивного рока, который регулярно – в этом году уже в девятый раз – проводится на легендарной скале Лорелей, что на Среднем Рейне, в городке Санкт-Гоарсхаузен, примерно в полутора часах езды на поезде от Франкфурта-на-Майне (если ехать в сторону Бонна и Кельна).

С этой скалы, на которую надо карабкаться около получаса по довольно крутой лестнице, открываются удивительно красивые виды на Рейн и его окрестности, поэтому, возможно, не случайно она – не лестница, а скала – входит в десятку самых популярных мест в Германии. А поблизости – идиллическая природа и старинные замки. Так что организаторы фестиваля явно не прогадали, выбрав именно это место для проведения фестиваля, на котором в разные годы выступили такие гранды прог-рока, как The Flower Kings, Magma, Anglagard, Стивен Уилсон, Spock’s Beard, Стив Хакетт и др.

Само мероприятие проходит на сцене большого открытого амфитеатра, расположившегося на вершине скалы («Амфитеатр Лорелей»). За его пределами – деревья, в тени которых можно укрыться от злого июльского солнца, а также многочисленные лотки, продающие еду, напитки, диски, майки и журналы. Подробнее об общем «антураже» Night of the Prog можно прочитать в «InRock» № 54/2012.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ: АТЛАНТИЧЕСКИЙ ЭКСТАЗ

Девятый фестиваль Night of the Prog открыли молодые представители италопрога Gran Turismo Veloce. Очень симпатичная музыка – италоязычный вокал на фоне очевидного прог-симфонизма, местами почти авант-роковых риффов и хард-роковой тяжести, а также нередко встречающихся неопроговых гитарных соло. До уровня Il Balletto Di Bronzo и Museo Rosenbach этот квинтет, возможно, пока не дотягивает (хотя кто знает?), но подобные ассоциации периодически возникали: радует, что в италопроге появляются новые достойные имена. Одна из лучших групп на фестивале. Жаль, что их поставили самыми первыми – итальянцев услышали лишь немногие. Уже после фестиваля, прослушав целиком их пока что единственный альбом 2011 года «Di Carni, Di Anima», я довольно быстро влюбился в него почти по уши, – красивая, динамичная, прогрессивная музыка со сложными структурами, красивыми мелодиями и местами довольно мрачноватым настроением. (Cм. рецензию в этом номере, — прим. ред.) Первоклассный материал!

Вторыми вышли немцы Traumhaus. Утяжеленная смесь нео- и симфо-прога с периодическими виртуозными гитарными запилами и немецкоязычным вокалом, за который отвечал поющий клавишник в компании с басистом, гитаристом, ударником и освобожденной бэк-вокалисткой. Последняя в течение большей части сета просто маршировала на одном месте, как бы размахивая руками в такт музыке. Музыка оказалась весьма эпичной во всех смыслах: «главная» вещь сета «Das Vermachtnis» с последнего – прошлогоднего – альбома «Das Geheimnis» длилась около 25 минут. Воздействию на слушателя весьма симфоничной и серьезной музыки мешала некая доля занудства и недостаточная красота вокальных партий, при этом немецкоязычный вокал добавлял оригинальности, – если бы Traumhaus пели по-английски, то, возможно, возникли бы более явные ассоциации с IQ и Pendragon.

Легендарные поляки Collage показались самыми скучными представители неопрога за оба дня фестиваля. Отсутствие запоминающихся композиционных и мелодических решений не могли компенсировать старания всех музыкантов квинтета, включая освобожденного вокалиста. Возможно, именно из-за таких коллективов многие прогстеры недолюбливают неопрог как направление прогрессивного рока. Хотя принимали группу весьма хорошо…

Еще один представитель Германии, инструментальный квинтет Long Distance Calling,разочаровал, пожалуй, не меньше. Однообразный и опять-таки скучный утяжеленный пост-рок, зачастую основанный на обыгрывании двух аккордов. Если бы отсутствие запоминающихся мелодий и интересных композиционных ходов было компенсировано созданием «убедительной» атмосферы! Однако до Russian Circles и тем более наших соотечественников Silence Kit немцам всё-таки весьма далеко. Хотя, возможно, в другой обстановке и не при такой жаре, от которой всё время хотелось укрыться в тень, их музыка оказала бы более сильное воздействие.

Однако сменившие их герои неопрога британцы IQ были просто великолепны! Вряд ли когда-либо эта группа приедет в Россию, поэтому не хотелось упускать случая увидеть и услышать их здесь. Вклад группы в возникновение и развитие неопрога вряд ли меньше, чем у признанных лидеров этого направления Marillion, но в последние годы IQ играют куда более интересную музыку, чем Хогарт и компания. Настоящий прог-рок с интересным и нередко непредсказуемым развитием тем, красивыми мелодиями, театрализованным высоким вокалом Питера Николса, сложными ритмическими рисунками, романтическим и возвышенным настроением. Несмотря на то, что британский квинтет не сыграл ни одной композиции из своего лучшего альбома «Dark Matter», выступление группы всё равно было превосходным. Музыканты отыграли почти целиком новый альбом «The Road of Bones» плюс титульную вещь из предпоследнего релиза «Frequency», а также «классику» («The Darkest Hour», «Ever» и т. д.) Прозвучавшую на бис «The Seventh House» из одноименного альбома подпевало большинство слушателей, число которых к вечеру, по всей видимости, приблизилось к трем тысячам. Можно добавить, что средний возраст этой толпы в майках различных прогрессивных и не очень групп (от Rush до Aranis, от Fates Warning до Стивена Уилсона) составлял 40 – 50 лет.

Но всех «снесли» хедлайнеры первого дня – Transatlantic, лучшая супергруппа XXI века, ради которой в значительной мере я и поехал на фестиваль. Тем более что ее выступление на фестивале – последнее в рамках тура в поддержку альбома «Kaleidoscope», а когда музыканты сподобятся собраться снова – абсолютно неизвестно. «Живьем» коллектив представляет собой полноценный квинтет. Легендарного вокалиста и гитариста Pain of Salvation Даниэля Гилденлёва на время болезни заменил вокалист Spock’s Beard (известный также по участию в Enchant) Тед Леонард. Он пел не только «там, где полагалось» – в «тихом фрагменте» эпика «Into The Blue», открывающем релиз «Kaleidoscope», – но и также в одном из куплетов «We All Need Some Light». Кроме того, ради его вокала была специально удлинена «Black As The Sky», где каждый из участников группы пропевает по одной похожей вокальной фразе. Впечатлила «тяжелая середина» из «Into The Blue»; весьма удалось и прозвучавшее на бис попурри из двух лучших ранних эпиков коллектива – «All Of The Above» и «Stranger In Your Soul». А гитарное соло Столта в самой концовке вызвало ощущение катарсиса…

Несмотря на некоторую вторичность материала, по воздействию на слушателя Transatlantic едва ли уступает «Цветочным королям». Возможно, дело в «химии»: музыканты явно получают кайф от совместного музицирования, и в музыке явственно ощущается вклад и личность каждого из участников, из которых особенно выделяются Портной и Столт, соответственно, как один из лучших ударников и один из лучших гитаристов в современном прогрессив-роке. А Майк – еще и как превосходный шоумен! Позитивную и одухотворенную – привет от религиозных исканий Нила Морса – музыку Transatlantic воспринимали с экстазом все, включая и автора этих строк.

ДЕНЬ ВТОРОЙ: НЕПРОГРЕССИВНЫЕ ЛЕГЕНДЫ

Группа, начавшая играть около полудня, – британцы Synaesthesia – пожалуй, оказались и самой прогрессивной командой второго дня фестиваля. Эпическая смесь неопрога и поп-рока не то чтобы очень сильно впечатлила, но успела заинтересовать. Особенно это относится к 20-минутном эпику «Time, Tension and Intervention», открывающему пока что единственный альбом коллектива, который вышел в этом году и был без затей назван «Synaesthesia». Стоит, наверное, также добавить, что этот диск издан на лейбле Giant Electric Pea, которым заведует гитарист IQ Майк Холмс. Возможно, при меньшем количестве довольно банальных «поп-ориентированных» вокальных партий группа зацепила бы сильнее.

Следом вышел голландский квартет A Liquid Landscape – две гитариста (один из них поющий), басист и ударник. В записи произвели отталкивающее впечатление (единственный пока что альбом коллектива вышел в 2012 году и называется «Nightingale Express»), но вживую прозвучали несколько убедительнее. Чисто гитарная, «безклавишная» смесь брит-попа и неопрога – ничего нового, но отдельные фрагменты всё-таки захватывали, особенно психоделические куски, в которых музыканты обходились без барабанов.

Голландцев сменил еще один «безклавишный квартет», но уже из США. Группа Dream The Electric Sleep издала в этом году второй альбом «Heretics», и он сейчас – на одном из первых мест среди альбомов года на «ПрогАрхивах». Давящая и загрузочная, а местами просто мрачная музыка, вобравшая в себя много влияний – от Pink Floyd до Fates Warning, от гранжа до пост-рока, – довольно тяжело воспринималась на фоне летней духоты и палящего солнца. Хотя нельзя сказать, что музыканты совсем обходились без акустики и тихих фрагментов. Возможно, в обстановке клуба творчество ансамбля воспринималось бы гораздо сильнее. Но в любом случае восторги «ПрогАрхивов» по поводу Dream The Electric Sleep не вполне объяснимы.

В отличие от первых трех ансамблей, выступавших во второй день фестиваля, швейцарцы Clepsydra – коллектив с весьма длинной историей и четырьмя студийными полноформатными альбомами (правда, последний – «Alone» – вышел аж в 2002 году). Квинтет играет неопрог в духе IQ, раннего Marillion и т. д. Всё «как полагается» – романтическая атмосфера, высокий нервозный вокал, характерные гитарные и клавишные соло и общий саунд. Швейцарцы восхитили прежде всего душевностью и чувственностью своего выступления. До уровня IQ их выступление не дотянуло, но воспринималось куда сильнее Collage.

Далее вместо заявленной в программе американской группы Bigelf на сцену вышел некто Брайан Камминс (Brian Cummins), который под аккомпанемент акустической гитары и разных сэмплеров, луперов и прочих драм-машин сыграл и спел целый сет из песен Питера Гэбриела (включая нетленную «The Carpet Crawlers» Сами-Знаете-С-Какого-Альбома-Какой-Группы). У него можно было многому поучиться – прежде всего, тем, кто хотел бы зарабатывать деньги на исполнении каверов известных исполнителей, и при этом добиваться более или менее «полновесного» звучания в одиночку, без сопровождающего бэнда. Публика принимала Брайана с энтузиазмом. Видимо, так же реагировали бы посетители какого-нибудь русскорочного фестиваля, если бы кто-то там стал перед ними петь в одиночку песни Виктора Цоя…

Предпоследний коллектив второго дня фестиваля – единственный из всех выступавших, кто регулярно бывает в России. Вопрос о том, имеет ли «постпинкфлойдообразная» музыка Anathema прямое отношение к прогрессив-року, оставлю открытым. Публика бурно поддерживала любимцев, которые на этот раз выступали с двумя барабанщиками. Шоу было местами даже увлекательным, группа сумела погрузила слушателей в меланхоличное, грустное и мечтательное настроение.

Завершали фестиваль британские легенды неопрога Marillion. Музыканты вышли на сцену, когда уже смеркалось. Именно Marillion считают основателями и лидерами этой ветви жанра, именно они – главная группа прогрессива 80-х годов прошлого века. Но не надо забывать, что уже 25 лет английский квинтет выступает без Фиша, с другим вокалистом – Стивом Хогартом, и играет иную музыку…
Почти двухчасовое шоу Marillion держалось в первую очередь на фронтмене. Если вам нравится Хогарт, то понравится и группа, по крайней мере, вживую. Если не по душе Хогарт, то, скорее всего, не заинтересует и всё остальное. Стив – очень талантливый и яркий шоумен (единственный из всех певцов, кто «выходил в народ»), но музыка, которую исполняет сейчас этот коллектив, куда ближе не к прог-року, а к поп-року или АОРу. Не случайно самыми яркими – по крайней мере, для меня, – были три заключительные (не считая биса) вещи сета, которые – «родом» еще из «того», «фишевского» периода творчества группы – связка «Keyleigh», «Lavender», «Heart of Lothian» из знаменитого альбома «Misplaced Childhood» (1985) была очень хороша! Жаль, что музыканты ничего не сыграли из первых двух альбомов Marillion 1983–1984-х годов, когда были созданы самые лучшие вещи коллектива.

***
Фестиваль «Night of The Prog-IX» удался на славу! И музыка, и организация, и всё остальное – на высшем уровне. Можно порекомендовать всем российским любителям прог-рока, у которых есть шенгенская виза, посетить его в следующем году, тем более что это будет юбилейный, десятый, фестиваль, и, видимо, нас ждет много-много интересного и легендарного. Кроме того, сама атмосфера фестиваля очень располагает к адекватному восприятию музыки, и поэтому если вы хотите кого-то из своих знакомых, друзей или подруг приобщить к прогрессивному року, то «Night of the Prog» подходит для этого идеально.

Иван РОЗМАИНСКИЙ
Фото – Гериэнн Брентерс (Gerianne Brenters). Полную фотогалерею см. по адресам
https://www.facebook.com/gerianne.brenters/media_set?set=a.756027904461751.1073741856.100001636460942
https://www.facebook.com/gerianne.brenters/media_set?set=a.756560094408532.1073741857.100001636460942

Репортаж с фестиваля «Night of the Prog’2012»:
http://inrock.ru/live_reports/loreley_2012

Иван Розмаинский

Иван Розмаинский