Leprous «Pitfalls» (2019)
Декабрь 26, 2020
Ольга Слынько (8 статей)
Поделиться

Leprous «Pitfalls» (2019)

Leprous – одна из наиболее непредсказуемых прогрессив-рок групп современности. Альбом «Pitfalls», вышедший 25 октября 2019 года, как и предыдущий «Malina», заставил слушателей искренне удивиться. Зазвучали упрёки в том, что группа, мол, превратилась в сольный проект вокалиста Эйнара Сольберга, а остальные музыканты – лишь фон для демонстрации возможностей его голоса. С этим нельзя согласиться. Да, те, кто полюбил Leprous за первые, более тяжёлые релизы, где Эйнар ещё пел гроулом, достаточно резко восприняли нынешнее творчество, однако говорить, что теперь все музыканты у него на подпевках – весьма поверхностное утверждение. Да, он сочинил почти все композиции, и вокальные линии действительно выходят на передний план, однако игра каждого музыканта интересна, изобретательна и достойна отдельного внимания. Группа умело использует вокал как ещё один виртуозный инструмент в своём арсенале. Почему бы и нет?
В целом звучание стало более лёгким, неметаллическим, хотя отдельные моменты альбома ясно отсылают к «тяжёлому» прошлому группы, и есть некий баланс тяжёлого и облегчённого саунда. Прозрачные и лёгкие «Observe the Train» и «Alleviate» уравновешены «Foreigner» и «The Sky Is Red». Остальные же композиции построены на разительных контрастах – их динамический и эмоциональный разброс поражает широтой.
Особенно приковывают внимание обрамляющие альбом песни «Below» и «The Sky Is Red» – и начало и конец представлены по-настоящему мощными звуковыми полотнами». «Below» захватывает с первой же ноты необычным тембром, затем «прорастает» щемящая гармония, а в подголосках к основной вокальной линии улавливается что-то блюзовое. Бридж звучит как-то по-детски наивно и на краткий миг переносит в иную, более светлую реальность. А припев воспринимается как разорвавшийся снаряд, настолько сильно его эмоциональное воздействие – хочется буквально лезть на стены! Перед закрытыми глазами пустыня, одиночество, свинцовое небо, все внутренние демоны смыкают кольцо… Но тут партия ударных из тяжёлой поступи переходит в лёгкий аллюр, драма не оборачивается ожидаемой трагедией. И от этой неочевидности сжимается всё внутри…
«I Loose Hope», основанная на поп-бите, в интерпретации Leprous вовсе не приобретает черты той самой «попсовости», но показывает, что даже на таком фундаменте группа способна продемонстрировать свой оригинальный прогрессивный подход к созданию музыки. «Observe the Train» – своего рода колыбельная, после которой следует моторная «By My Throne», которая, как и «I Loose Hope», построена на поп-бите, но не «попсова» по содержанию.
«Alleviate» – тихое и красивое излияние смятенной души, раскрытие противоречий, раздирающих внутренний мир. После неё – погружение на самое дно, «At the Bottom». После пронизанного меланхолией запева припев звучит невероятно мощно… И одна из ярчайших композиций альбома – «Distant Bells». Эта музыка рождается из тишины. Перед глазами возникает умиротворённая и спокойная картина далёких снежных вершин. Однако, как нередко бывает в заснеженных горах, в какой-то момент покой и оцепенение нарушаются и… сходит лавина. Именно это и происходит в «Distant Bells»: под конец пятой минуты эта лавина накрывает с головой!
Перед финалом появляется единственная на альбоме «проходная» композиция – «Foreigner», но в контекст всей работы она вписывается вполне органично. И завершает альбом «The Sky Is Red» – апогей безумия, кульминация внутренней борьбы, это «горение» изнутри. С невероятной силой весь этот огонь, эту страсть передает своим вокалом Эйнар Сольберг.
Справедливости ради стоит заметить, что вживую вокал Сольберга воспринимается не так восторженно, ему ещё есть над чем работать. Но не будем забывать, что и сам Фредди Меркьюри когда-то не вполне владел своим голосом. Что касается альбома – на сегодняшний день это лучший альбом норвежских прогеров. (Хотя многие почитатели раннего творчества с этим не согласятся.) Что будет дальше? Надеюсь, очередной эксперимент, очередной восторг и удивление. Leprous в этом спецы.

Ольга СЛЫНЬКО
Рецензия опубликована в InRock #92

InRock
9 из 10
Общее впечатление

progressive rock
InsideOut Music

9

Обязательно к прослушиванию
Ольга Слынько

Ольга Слынько