Aton Five, The Legendary Flower Punk, IWKC: Прогулки по каналу
Июль 15, 2023
Елена Савицкая (261 статей)
Поделиться

Aton Five, The Legendary Flower Punk, IWKC: Прогулки по каналу

У американцев есть прогрессив-роковые круизы «Cruise to the Edge» и «Progressive Nation at Sea», а у нас появился «Прог-рок на Москве-реке». И не важно, что на самом деле это не река, а канал имени Москвы, бывший Москва-Волга. Прог-рок над водой – идея прекрасная, и думаю, что пассажиры проплывавших мимо судов, да и жители окрестных домов сполна насладились прогрессивом и, возможно, даже врубились в этот непростой для восприятия стиль. Хотя в большей мере, думаю, были шокированы — так громко, мощно, сложно и навороченно!

Сама по себе идея концертов на корабле, как вы понимаете, не нова. Ещё в СССР была традиция «джаз-пароходов», случалось выступать в таком формате и рокерам, но в большей степени это касается Петербурга, а вот в Москве рок- и метал-кораблики начали активно плавать только в прошлом году, и о нескольких таких концертах мы успели написать на сайте. И впрямь, формат получился интересный – летом в клубы фанатов не особо заманишь, устраивать open air в черте города – целая история, а тут и свежий воздух, и красивые виды, и возможность более тесного, чем обычно, контакта с музыкантами: словом, ощущения обостряются, и обычный концерт становится приключением, которое запоминается надолго. Поэтому один за другим и стали фрахтовать кораблики московские команды – от легендарной «Арии» до модной инди-группы «Громыка». А вот в истории российского прогрессива этот «круиз» был, скорее всего, первым. Участвовали в нём три коллектива – московские Aton Five и I Will Kill Chita и прибывшие из Петербурга The Legendary Flower Punk.

Кораблик отходил от Северного речного вокзала, недавно заново открытого и отреставрированного: «совьет стайл» во всей красе, очень изящное сооружение с колоннами и галереями, жаль, что не было времени заглянуть внутрь. Сам причал тоже красив, вокруг фонтанчики, парк, кафешки, киоски с запредельными ценами. Хипстерское раздолье… Погрузились на кораблик в 19:30. Интересно, что вместо изначально заявленного «Рио-1» нам предоставлили больший по вместительности «Рио-4» вроде из-за наплыва желающих. По виду этот «Рио-4» огромный, с длиннющей носовой частью, в которой помещается немалых размеров зал-ресторан со сценой. Но концерт проходил не там, а на открытой верхней палубе с крышей в виде тента, а на корме тоже была сцена. Всего народу собралось человек 200, что очень немало для прог-концерта.

После отплытия надо было подождать минут 20, чтобы не смущать жителей Москвы грохотом, а в Химках, стало быть, уже можно было начинать шуметь. (Прошлогодние рок- и метал-круизы, о которых у нас тоже были репортажи, проходили пусть и не по центру, но всё-таки в черте Москвы, где-то от Нагатино до Марьино, но, видимо, правила ужесточились…) Да, плыли мы на север в сторону области. Посмотрели очень красивые места, сначала прошли несколько мостов, потом любовались симпатичными набережными и лесами, изредка перемежаемыми монструозными жилыми массивами и промзонами. Видели красивый закат и заходящие на посадку в Шереметьево самолеты. Жаль, что не было особой возможности смотреть по сторонам, так как всё внимание привлекала сцена.

Первой выступала группа Aton Five – очень серьёзные молодые ребята из Москвы, играющие тяжёлый инструментальный прогрессив-рок. С уклоном даже в прог-метал, но не совсем в него уходя. Очень качественный, мощный и, я бы сказала, трагический. Группа смотрелась весьма сценично: гитарист-герой Александр Селезнёв, слегка смахивающий на Уилсона, басист Михаил Зенков в образе Джорджа Харрисона (усы, хаер, рубашка), клавишник Кирилл Фролов (чьи всполохи хаммондовых и фортепианных пассажей и глиссандо прорезали время от времени всю фактуру) и ударник Роман Макушев. В общем, классика и современность в одном флаконе. С одной стороны, оперируют они вроде бы довольно хорошо знакомыми мелодическими и ритмическими структурами, у них много нагнетаний, повторов-утверждений, плотных риффов, то есть именно наращивание звуковой мощи доминирует над развитием. С другой — именно упомянутый драматизм, тревожность, трагический нерв задают возвышенный тон и сразу настраивает на очень включённое восприятие, сопереживание. Есть в музыке нечто от «данс макабр» (кстати, так и называлась одна из композиций). Конечно, такое начало было очень заряжающим, прямо с места в карьер, тем более что громкость казалась предельной (уши потом адаптировались, или может, звукорежиссёр слегка скорректировал уровень). Группа недавно выпустила третий альбом, который так и называется «Aton Five», с него и прозвучали композиции. В них — и отсылки к мифологии, и к нашему времени. Удивительно, как много можно сказать инструментальной музыкой. Но не будем анализировать альбом, сделаем это позже. Скажем лишь, что в концертном варианте музыка слушалась не менее круто, чем в студийном. Лишь несколько слов произнесли музыканты за своё выступление. Один раз гитарист спросил публику: «Знаете группу Tool?» – «Да!!!» – отозвалась аудитория. «Так себе!» – категорично резюмировал Александр. И исполнил со своей группой инсруменальный кавер на композицию Tool «7empest». Хотя у самих Aton Five музыка как минимум не хуже!

Небольшая перестановка — и на сцене гости из Санкт-Петербурга The Legendary Flower Punk. К панку эти ребята имеют очень мало отношения, а вот к фанку — да! А вообще TLFP – это один из проектов гитариста Камиля Шараподинова. О творчестве Камиля в паре фраз толком и не скажешь – он начинал с панк-рока в Neversmile, потом создал группу The Grand Astoria, в которой тасовал в причудливых пропорциях панк, металл, стоунер и прогрессив, но и этого было мало – возник тот самый «Цветочный панк» как более артовая сторона и Slovo Mira – проект, ориентированный на свободную импровизацию. Стиль же «Цветочного панка» можно витиевато определить как смесь фанка, прога, психоделии, спэйс-рока, инди… В общем, очень живая, движущая(ся), лёгкая для восприятия, и в то же время сложно устроенная музыка. Если Aton Five слушали сидя и молча, тут сразу захотелось танцевать, что многие и сделали. Так что наш кораблик на время превратился в типичный прогулочный теплоход… У группы в составе, помимо гитариста, саксофонист/электронщик, басист и ударник. (Судя по страничке группы на Bandcamp, это Дмитрий Внуков, Михаил Лопаков и Константин Смирнов). Фанковый бас задавал настроение. Музыка чисто инструментальная, очень энергичная, и при этом разнообразная, у каждой вещи — свой характер, стиль, но объединяются они неким хулиганско-романтическим (если это определение уместно) настроением. Вид у музыкантов также слегка хулиганский: кепки, клетчатые рубахи. И тоже у группы недавно, буквально в мае, вышел новый альбом «Romantic Warrior Strikes Again», композиции из которого в основном и прозвучали. Программу, как я понимаю, пришлось слегка сократить, так как время уже поджимало. Где-то на середине выступления, в районе Долгопрудного, кораблик развернулся и поплыл обратно в сторону Москвы. Удивительное это было ощущение — сцена разворачивается, и ты вращаешься вместе с музыкой…

Сет-лист TLFP: Program Select (Tauk cover), Flower Funk, Romantic Warrior Strikes Again, Ankh-Morpork, Prince Mojito, Hexagram.

«Не расходитесь и не прыгайте за борт!» – попросил Камиль зрителей, уходя со сцены. Вокруг уже совсем стемнело, а на сцену вышли I Will Kill Chita (IWKC) — тоже затрудняюсь точно определить их стилистику. Настоящая группа-трансформер: на заре своего творчества она играла пост-рок (с вплетением виолончели, скрипки и валторны, редкого для стиля инструмента), с этой программой играла у нас на ProgDay в клубе Козлова аж в 2013 году, в прошлом году в клубе «Дом» это был скорее авант-рок, а сейчас, хотя состав почти тот же (братья Николай и Никита Самарины, бас и ударные соответственно, Андрей Силин, клавишные), тогда был ещё перкуссионист, зато теперь на сцене появились сразу два саксофониста: Александр Новиков (баритон) и Илья Розенблат (тенор).
Кстати, из трёх команд-участниц только IWKC не презентовали в этот день новый альбом. (Хотя сама по себе дискография у них длинная и совершенно безумная по стилевому размаху). Чтобы не оставаться в стороне, они решили презентовать коллекцию стрит-панковской одежды, которую создал их друг (и тоже участник совместных проектов) – Роман Карандаев, вокалист нойз-коровой группы «Злурад». (Можете поискать, но слушать – только на свой страх и риск!)
На страничке вконтакте IWKC характеризует себя как «эклектичный прог-рок, сочетающий широкий диапазон стилей от неоклассики и арт-рока до bearcore с турбобасом». В этот раз, похоже, они предстали в беркорово-турбобасовом варианте. Тут и краут, и инди, и авант-рок, и теперь еще хип-хоп: на вечеринку группа пригласила диджея Жмерека (sic!), который со своей вертушкой прятался сзади сцены, но время от времени выбегал вперед и жестами подбадривал публику. Виртуозное искусство диджеинга вновь оказалось актуальным! Саксофоны баритон и тенор играют то в унисон, то в терцию (!), звучат мощно и прямо-таки оглушающе, тут вам и RIO, и (ввиду определенного мелодизма) чуть ли не синти-поп. Кстати, IWKC единственные, у кого был вокал — в одной из композиций на сцену вышел некий молодой человек в шортах (по последним данным, это был Василий Мулин) и очень препарированным низким голосом подпел, двигаясь при этом в стиле припадочного робота (сразу пришла на ум ассоциация с Joy Division). В общем, своей зубодробительной музыкой IWKC убедительно завершили сет. На фоне тёмной реки и индустриальных пейзажей их медитативный-танцевальный авант-даб (если можно так выразиться) слушался особенно феерично.

Сет-лист IWKC: Tonight, Holier Than You, Sex in Space, MCPD (Moscow City Police Department), Reboot (featuring Вася), Misha, Hydrophonic, Snakes, THC.

«Еще один трек — и бросаем якорь!» — объявил Николай Самарин в своей неизменной кепке. Действительно, кораблик уже проплывал под Ленинградкой с её вечными пробками. Двадцать минут тишины, долгая швартовка — и мы на берегу. Время при этом перевалило за уже полдвенадцатого — четыре часа пролетели незаметно. Спасибо музыкантам за этот праздник и лично Камилю Шараподинову за приглашение. Надеемся, будет и продолжение «Прог-рока на Москве-реке»!

Елена САВИЦКАЯ
Владимир ИМПАЛЕР
(дополнения)
Фото – Владимир Импалер
Благодарим Камиля Шараподинова (The Legendary Flower Punk) за приглашение.

Все фото — Incorrect URL attribute defined

или https://vk.com/album2483887_293414863

 

 

Общее впечатление

5 июля 2023 г.
Москва, Северный речной вокзал – Канал им. Москвы

Елена Савицкая

Елена Савицкая