АРТУР БЕРКУТ: СКИТАЛЕЦ НА КОРАБЛЕ
арт-рок,Артур Беркут,Клуб,русский рок,Санкт-Петербург,хэви-метал Первый сольный концерт Артура Беркута состоялся 5 марта 2010 года в клубе «Кронверк» на Адмиралтейской набережной в Санкт-Петербурге.
Предисловие.
Для начала замечу, что я являюсь поклонником Артура Беркута, и даже не столько его самого, сколько группы «Автограф», поэтому не могу судить абсолютно беспристрастно. В то же время я прекрасно понимаю все слабые и сильные стороны и Беркута как вокалиста, и музыки, которую он исполняет сейчас и исполнял раньше в различных проектах. Надо сказать, что творчество Артура Беркута далеко не ограничивается группой «Ария», как считают, наверное, многие молодые слушатели. На своем концерте, прошедшем в формате творческого вечера, Артур постарался показать поклонникам различные стороны своей музыкальной карьеры, что у него, несомненно, получилось.
Читать далее…
Надо также сказать, что такие концерты в одиночку для музыкантов, чья вся жизнь прошла в группах — большая редкость. Никого не удивило бы сольное выступление Юрия Шевчука или Бориса Гребенщикова, или, скажем, бардов. Но сольное выступление Беркута — повод уважать музыканта хотя бы за его храбрость.
О пользе подобных концертов.
Замечу, что мы с молодости привыкли видеть музыкантов за этакой завесой, «в дымах», за кордоном охраны, так что иной раз создается впечатление, что все происходящее на сцене – это какая-то видеозапись или мастерски разыгранное «кукольное шоу». Недаром лет 20-25 лет назад на концертах сцена подсвечивалась только тусклыми цветными фонарями, чтобы дополнительно создать атмосферу тайны. Просматривая видеозаписи тех лет зачастую трудно разглядеть лица музыкантов. Нам же, поклонникам, всегда хотелось, чтобы наши кумиры просто вышли в зал, сели с нами рядом и поговорили, попели, поиграли. Музыку во всех ее нюансах, со всеми чудесами современной звукозаписи мы можем с успехом послушать и дома на своих высококачественных hi-fi системах, которые есть сейчас у всех зажиточных меломанов. Я считаю, что концерты в форме творческой встречи очень необходимы, и от этого «загадка» из музыки отнюдь не исчезает, а совсем наоборот.
О концерте
Выступление было назначено в предверии «восьмимартовских» выходных в ночном клубе «Кронверк» — уютном небольшом зале, устроенном в одноименном «сувенирном» паруснике на Неве, вблизи главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Небольшие размеры и «камерность» клуба располагали к непринужденной беседе и общению. Народу собралось около полусотни — больше в этом зале была бы толкучка.
Артур Беркут пел и играл на акустической гитаре два с лишним часа. За это время он исполнил 26 песен, дал попеть публике хором, отвечал на записки из зала. Играет на гитаре Артур весьма неплохо, а его вокальные данные – вообще выше всякой похвалы. Я много читал в Интернете форумов и слышал мнения критиков, что Беркут-де поет в «Арии» топорно и без души, просто отрабатывая свои деньги. По этой причине его не приняли поклонники Валерия Кипелова. Частично я с ними согласен, но тут надо учитывать, что именно Беркут пришел на место Кипелова, а не наоборот. Посмотрел бы я, как Кипелов спел бы с «Автографом»! И всё-таки новые песни Арии Беркут поет довольно хорошо и, если поначалу и было некое недоверие к новому вокалисту, то, видит Бог, поклонники «Арии» его приняли. Можно вообще сказать, что песни «Арии» не отличаются особым разнообразием, но в этом ее стиль, и вокалист, как и другие члены группы, вряд ли что-то мог бы поменять в одночасье.
Еще, идя на концерт, я немного боялся, что Беркут будет вести себя несерьезно, как, например, в ТВ-проекте «Синий диван» с Леной Курик, где Артур в беседе больше часа «прикалывался», дурачился, видимо рассчитывая на «малолетнюю» аудиторию. На концерте Артур вел себя вполне серьезно и, в то же время совершенно открыто, беседуя с публикой на равных — как с хорошими друзьями.
Первой прозвучала песня «Там высоко» из альбома Арии «Колизей», это была своего рода проба звука. Сам Беркут признался, что выступает сольно в первый раз и не знает, хорошо ли получится. Во время первой песни звук показался слишком громким для такого тесного зала. Подумалось, что в этом помещении голос Беркута мог бы прозвучать и без всякого звукоусиления. Потом, кстати, Артур стал петь тише и его стало слышно гораздо лучше и четче. Следом — две лирические баллады периода «Автографа» — «Странник» и «Облака», последняя из которых не вошла в официальные альбомы и была исполнена первый раз только в 2005 году на юбилейных концертах. Далее Артур обратился к песням периода ZOOOM — «Lies» и «I was born». Я, конечно, слушал ZOOOM раньше и, признаться, меня проект не впечатлил. Мало того, что от этих песен веет явной тоской, тексты довольно примитивны, игра Беркута на гитаре (а в ZOOOM он сам и на гитаре играл) – тоже не высший класс, и записан он как-то плоско и неинтересно. Как ни странно, на концерте эти вещи показались не столь унылыми. Русскоязычный акцент у Артура, конечно, чувствуется, но видно, что ему нравится попеть иногда на английском. После этих песен народ стал писать записки, и в первой же из них был вопрос: «Как вам жилось и работалось в Америке?». На что Артур ответил парадоксально: «Я вообще не знаю, зачем мы туда приехали! Но был контракт на пять лет со звукозаписывающей компанией Capitol, и его необходимо было отрабатывать». После возвращения из Штатов Беркут спел на альбоме Сергея Маврина 1998 года («Скиталец»), и это была уже совершенно другая музыка – сильная, проникновенная и жизнеутверждающая. После этого был исполнен первый куплет с припевом красивейшей композиции «Странник». «Дальше идее соляга Маврина, – сказал Артур, – и мне ее не сыграть…».
Вообще, весь концерт был построен на чередовании вещей то из «Автографа», то из «Арии», то из ZOOOM, а также из просто хороших, подчас шуточных песен, которые все пели хором. Наверное, Беркут опасался, что слушателям будет скучно или они заснут, он даже спросил пару раз об этом, но никто и не думал скучать и энергетика была потрясающей. Песни «Автографа», скорее всего, знали немногие, так как большинство в зале было юного возраста, но к чести Беркута, он их исполнял с былой эмоциональностью и любовью. То, что он «не халтурил», выдавал немного хрипловатый голос при ответах на вопросы зала.
Следующая вещь — «Свет былой любви» из последнего арийского альбома «Армагеддон», а затем «Старое письмо», композиция, написанная в 1983 году и ранее неизвестная публике. Это своеобразный «неформат» для «Автографа», поэтому она и не была включена ни в альбомы, ни в концертные сет-листы группы. Песня — о человеческих чувствах и размышлениях, и вряд ли она была бы актуальной для «социального рока», исполняемого «Автографом».
Потом Беркут спел «Таке you by the hand» и «That’s life» с ZOOOM. К этому моменту Артура засыпали записками, и он стал отвечать на вопросы. Многие спрашивали о Кипелове, про их отношения, желании петь дуэтом. Ну что тут спрашивать, кто же скажет про своего коллегу плохо! На вопрос, с кем бы он хотел спеть, Беркут ответил: «С Motley Crue, вот это сила»! Нет, тяготеет он все-таки к жесткому хард-энд-хеви с элементами разнузданности… Ну да Бог ему судья. Кстати, Артур сказал, что в августе «Ария» примет участие в международном рок-фестивале «Sonicsphere» в Финляндии совместно с Motley Crue, причем там же будут выступать Iron Maiden, HIM, Alice Cooper и другие. Ну, прямо «мечта сбывается…»! Затем прозвучала вещь из репертуара Slade — в ответ на вопрос, какие группы он считает своими «наставниками»; и блюз «Выпьем еще» с альбома Кипелова и Маврина «Смутное время». Исполнил Артур эту песню очень потешно, народ пританцовывал и раскачивался в такт. Дальше было все опять по-взрослому — очень красивые и исполненные лиризма баллады «Колокол» и «Вчерашний день» из репертуара «Автографа». Причем музыку для «Колокола», по его словам, написал Беркут. Молодца! Следом прозвучал очень известный хит «Беспечный ангел» с арийского сборника баллад «Штиль». Можно опять сравнивать исполнение Беркута и Кипелова; лично я первый раз услышал эту песню в исполнении последнего.
После следующей песни на английском языке из репертуара хард-рок группы Siberia с которой Беркут работал два года в Штатах, он опять обратился к репертуару «Автографа», исполнив «Головокружение». «Это чтобы вы немного встряхнулись!»- сказал Артур. Да мы и не думали спать! Потом последовала шуточная песня из репертуара групппы «Урфин Джюс» (видимо, для разрядки), арийский хит «Осколок льда», и Артур опять погрузился в ответы на записки. Народ спросил про предстоящее «Нашествие», на что Артур с некоторой долей досады ответил, что устроители фестиваля почему-то считают «Арию» «неформатом» и загоняют их на малую сцену, с чем музыканты «Арии», естественно, не согласны. Спрашивали про будущее «Автографа», на что был дан ответ, что группа принадлежит Александру Ситковецкому. Мне показалось, что Беркут немного в обиде на бэндлидера, которого он назвал «бизнесменом прежде всего»… Про стиль прогрессив-рок Артур ответил, что это направление, будучи «музыкой не для всех», несколько исчерпало себя. Кстати, в своем приветствии Беркут сам назвал две очень почитаемые в этом жанре команды: «Всё уже было сыграно до нас, были Genesis, Yes…». «Ого, вот это начало, – подумал я, – наш человек»!
Концерт потихоньку подходил к концу, и Артур предложил спеть хором хит Арии «Без тебя». Публика с радостью согласилась. Потом он спел какие-то две шуточные песни, сказав только, что они были написаны для неких панков. Народ начал вставать с мест и пританцовывать. Потом спели хором «Бременских музыкантов», и пошло веселье… В записках часто просили исполнить ту или иную песню, на что Артур немного виновато отвечал, что на гитаре ее не сыграть, потому что мелодия изначально была написана для клавишных, или «это нужно петь с Валерой».
Под занавес Артур исполнил «Lonely world» из репертуара Siberia, и, наконец, все хором спели «Потерянный рай». В записках я задал вопрос, не хочет ли Ария разнообразить свой стиль: например, ввести в состав клавишника и играть что-нибудь типа Dream Theater. Артур ответил отрицательно, хотя он не против клавишных и кое-где группа их использует, но, говоря сухим офисным языком, нет предпосылок вводить дополнительную кадровую единицу – штатного клавишника.
После того, как Артур поставил гитару и вытер пот со лба, к нему ломанулась толпа желающих взять автограф и сделать совместную фотографию. Он по-дружески и приветливо выполнил все просьбы — никому не отказал. Я пожалел, что в спешке собираясь на концерт, не взял свой DVD «Автограф. 25 лет спустя», на котором Артур мог бы расписаться.
***
На этой оптимистической ноте встреча с Артуром Беркутом была закончена, и мы с женой сошли с «Кронверка» на берег. Вся акватория Невы, мосты, дворцы, шпили и красивейшие знания освещались разноцветными огнями, мы сели в машину и, включив сборник Беркута «Редкие записи», помчались по прекрасным набережным и улицам Санкт-Петербурга, еще раз убеждаясь, что жить нужно именно в нашей стране!
Благодарим Сергея Кального за аккредитацию на концерт.
Фото автора.