Выставка «Art Aura-2017»: Тринадцатая нота
Февраль 8, 2017
Владимир Импалер (1136 статей)
Поделиться

Выставка «Art Aura-2017»: Тринадцатая нота

Выставка «Art Aura» проходит уже в третий раз, с интервалом в полгода, а до нее была другая — «Muzbazar», с похожим профилем. Журнал «ИнРок» впервые поучаствовал год назад, осеннюю «ауру» мы пропустили, а вот зимой снова появилась возможность приехать и провести день за столиком с журналами в ДК ЗИЛ, что на «Автозаводской».

Какого-то коммерческого эффекта от этого давно уже нет — важна скорее сама возможность оказаться перед чуть-чуть иной аудиторией («надо же, журнал…» — типичная реплика редких прохожих), и поглядеть на музыкальную сцену в несколько необычном разрезе. Потому что «Art Aura» — это не совсем привычная выставка инструментов в духе «Музыки-Москвы». И не виниловый базар. И не рок-концерт. И даже не хипповая ярмарка хендмейда. А всё это вместе — и еще чуть-чуть сверху.

Рассказывая о любом событии, лучше всего «плясать от» организатора. А организаторы «Арт Ауры» — не воротилы выставочного бизнеса, а музыканты из московской готической группы Necro Stellar, во главе с ее лидером, клавишником Юрием Звездным. Признаться, раньше был знаком с группой по ее интервью в музыкальных журналах, из которых вырисовывался образ порядочных мизантропов, которые не то что выставку организовать — дверь на входе в метро старушке не придержат. А вот — парадокс. Дела говорят сами за себя. Выставка, которая живёт уже несколько лет, а значит, оказалась востребованной и среди публики, и среди музыкантов.

  

ДК ЗИЛ — почтенное учреждение, в последние несколько лет преобразившееся из замшелого советского клуба в модный арт-центр для детей и взрослых. Здесь есть просторная библиотека, постоянно идут занятия, проводятся выставки, рядом — концертный зал с отдельным входом. На одно воскресенье на втором-третьем этажах поселилась «Арт аура». Основное движение — в холле второго этажа, главном выставочном зале. У экспонентов — столики, а не стенды, и без перегородок видно сразу всё у всех. Вот Филипп Барский, включив примочку, играет на арфе что-то из «Металлики»… Вот исполнитель на гуслях Дмитрий Парамонов показывает мастер-класс в окружении этих древних русских инструментов. В том числе и электрифицированных. Где-то рядом звонко плямкают по хангу, старается диджей, в углу не отходит очередь от желающих подержать в руках советские гитары. Словом, почти как в Сокольниках, только проще и демократичнее. Здесь делается упор не на бренды, а на личности, не на западных, а на отечественных производителей и мастеров. На выставке много раритетов, отчего многие стенды напоминают прилавок «блошиного рынка», только ориентированного на музыку. Гитарист группы «Мыс Луны» Николай Петровский и вовсе притащил на стенд изрядной женственности тряпичную куклу — нашел на улице, не мог пройти мимо… а теперь никто не может пройти мимо его стенда. Если что, её зовут Марго.

Приходя на такую выставку, лучше всё-таки быть музыкантом. Иначе возникает обычное — когда слушаешь, но не слышишь, глазеешь, но не видишь, чем, собственно, уникальны выставлены на стендах приборы. Так я прошел мимо уникального аппарата Pentragramon, реализующего 13-ступенный звукоряд, который разработали в Московской консерватории. На фоторепортажах видно, как инструмент пробовал саксофонист-авангардист Сергей Летов и остался доволен.

Попал в кадр, но остался неопознанным странный дивайс с блестящими металлическими колесиками и ручечками… К нему были подключены наушники. Антикитерский механизм? Музыкальная шкатулка? Нет, оказалось, простая гитарная примочка, только с дизайном в стиле стип-панк. Осталось неясным, зачем на одном из стендов выставлена коллекция электронных часов со светодиодными табло. А где-то еще, судя по фото, выставлялась коллекция советских программируемых микрокалькуляторов…

А изюминкой «Арт Ауры» в целом стало участие людей, увлеченных аналоговыми модульными синтезаторами. Проще говоря, тем, кому интересно создавать собственные звуки, а не использовать «полуфабрикаты», зашитые в современных клавишных инструментах. И тут — огромный простор для «умелых рук» и человеческой фантазии. Один из таких экспериментаторов — Дмитрий Штатнов из Eternal Wanderers/Quorum — на фото он как раз показывает синтезатор, в котором работает и его модуль. Дмитрий участвовал в лектории, рассказывая о нём. Выступали и другие гуру синтезаторостроения — начиная от специалистов по культовому советскому «Поливоксу» до создателей нового отечественного синтезатора «Лира».  А в основном зале постоянно что-то звучало, пищало, мигало светодиодами, задумчивые люди в наушниках перебирали что-то на клавишах…

На нашем, четвёртом этаже, было не так людно — здесь предполагался винилово-журнальный раздел, но некоторые пластиночники вскоре переползли со столиками на этаж ниже, поближе к публике. Зато с соседями всё сложилось отлично — справа клуб «Дом»/лейбл «Длинные Руки», слева — Валерий Мифодовский (3plet/Freemusic). Поодаль  бурно развивающийся портал «Equilibrum» — глядя на обилие ребят и девчонок в фирменных майках «EQ», как пчёлки, суетящихся на выставочном пространстве, я думал длинную и тяжкую думу — что ж я не птица… то есть что же с нами-то не так, что я стою тут, один, как перст, пытаясь кого-то привлечь своей бумажной «Металликой»…

В неспешных беседах о судьбах рок-прессы и музыкальных носителей с Валерием Мифодовским и прошел этот день. С перерывами на концерты в соседнем зале. Музыкальная программа была интересной, но эклектичной. Начиная с наших давних друзей Eternal Wanderers — они играли здесь и в прошлом году, на этот раз всё прошло, как мне кажется, сильнее, с отличным звуком (позвали звукорежиссера из клуба Козлова), идеальным видео — хотя, по словам сестёр Каневских, чтобы его показать, нужно было изрядно побороться с техническими обстоятельствами. «Странники» играли всего три вещи, но одна из них — длиннейший и мощнейший инструментальный эпик «The End of the Satellite Age», с идеально выстроенным видеорядом — в конце, когда медленно тает огненное пятнышко ракеты в ночном небе, чуть ли не слёзы на глазах появляются. Пока звучала эта вещь, я вообще забыл, что у меня в руках фотоаппарат…

 

Удалось застать и фрагменты выступлений других команд. Группа «Мотылёк» — вопреки хрупкому названию, тяжеловесный, какой-то ведьмовский пост-панк или дум-метал с бормотанием певицы на непонятном языке. «Кооператив Ништяк» — ветераны русского панка, фронтмен которых то и дело отхлёбывал от баклажки «Черниговское» — звучало это чудовищно, но недолго. Конечно, устроители фестиваля Necro Stellar — в том же электронно-индустриальном формате апокалипсической дискотеки, как и в прошлом году. Сёстры Каневские весь сет проплясали в первых рядах, я же заглянул на пару песен. На сцене Necro Stellar — это трио. Оперный, как правило, бессловесный женский вокал, пение Юрия Звездного через вокодер, и его же клавишные, и барабанщик, которому помогает на перкуссии вокалистка. Вместе это как минимум похоже на музыку, а более подробно можно будет судить по новому диску «Звуки последней сути», который музыканты дали нам на рецензию…
И последней для меня в этот день была группа «Артек Электроника», игравшая никакую не электронику, а англоязычный инди-рок с женским вокалом, добротный, но пока немножко детский. Концертная и выставочная программа была рассчитана до десяти вечера, но это, по-видимому, оказалось чрезмерным — уже в девятом часу участники стали в массовом порядке сворачиваться…

Чего не хватало на этой выставке? Кроме, конечно, возможности раздвоиться и посетить сразу и концерты, и лекции, и порасспрашивать обитателей стендов? Думаю, не помешала бы программка, буклет с описанием участников, более подробные их описания в анонсах. Замечательно было бы увидеть сайт выставки — да, соцсети сейчас «наше всё», но искать потом информацию в бесконечных «лентах» бывает сложно. В остальном, как мне кажется, выставка уже нашла свой формат и свою, может, не очень массовую, но заинтересованную аудиторию. Так что увидимся там же через год…

Владимир МИЛОВИДОВ
Фото автора.
Благодарим Юрия Звёздного и Дмитрия Штатнова за приглашение на выставку.

Владимир Импалер

Владимир Импалер