Eternal Wanderers: О вечности, красоте и любви
Сентябрь 10, 2020
Владимир Михайлов (118 статей)
Поделиться

Eternal Wanderers: О вечности, красоте и любви

Этой весной московская прог-роковая группа Eternal Wanderers выпустила новый альбом «Homeless Soul». По стечению обстоятельств, российский лейбл MALS Records, на котором выходили почти все предыдущие альбомы группы, незадолго до этого объявил о прекращении работы, и сейчас музыканты занимаются распространением релиза самостоятельно.

Им есть чем гордиться – работа получилась зрелой и утончённой. Если вы ещё не слышали «Homeless Soul» – настоятельно рекомендуем вам это сделать. Мы связались с музыкантами и расспросили их о том, как живется прогрессив-рокерам в это непростое время. В беседе приняли участие солистка и клавишница группы Елена Каневская, её сестра – соло-гитаристка Татьяна, а также бас-гитарист группы Дмитрий Штатнов.

Альбом недавно увидел свет. Поделитесь вашими ощущениями от проделанной работы.
Татьяна: Радость от того, что альбом наконец-таки вышел. Он был готов ещё в начале года, и когда было принято решение выпустить его в цифровом формате, наступило облегчение от того, что мы можем уже поделиться результатом. Когда в себе держишь, это не совсем правильно для музыки, она должна звучать, её должны слушать, только тогда она живёт.
Дмитрий: Некоторое ощущение опустошения меня настигло в процессе мастеринга, так как приходилось слушать песни по сто раз. Но в силу тех обстоятельств, которые сложились, альбом полежал какое-то время, «соскочил с уха», и сейчас, конечно, все страшно довольны.
Елена: Подписываюсь под всем вышесказанным.

Я так понимаю, решение выложить альбом в сеть было принято не сразу?
Т.: Мы долгое время сотрудничали с лейблом MALS. Его владелец, Михаил Ланин, выпустил альбомы многих наших российских прогрессивных рокеров. Конечно, когда у нас был уже готов материал, мы в первую очередь обратились к нему. И только тогда узнали, что лейбл прекращает существование. Михаил попробовал нам помочь наладить контакты с другими издательствами, но ничего не вышло, и он посоветовал нам выпускать всё в цифровом формате. (Летом диск был издан и на физическом носителе силами самой группы, — прим. ред.)

А с лейблами какими-то планируете сотрудничать, или в наше время это уже неактуально?
Е.: Сейчас нет моральных сил искать и добиваться, чтобы кто-то нас признал и издал. Смысл в лейбле, безусловно, есть – это наличие инструментов для раскрутки, распространения музыки. Зато, когда сам занимаешься этим, ты лучше понимаешь, что вообще происходит. Попробуем сами отправлять альбом на рецензии. Может, будет какой-то отклик.
Т.: Сейчас все слушают всё. То есть каждый музыкант находит своего слушателя. И пусть у EW их будет мало, но они нас найдут. Лейбл, радио – всё это уже не так актуально. Думаю, мы можем пойти через сервисы Bandcamp, Google Play, и там искать слушателей. Возможно, попробуем применить какие-то рекламные технологии, но это не является первоочередной задачей.

Возвращаясь к альбому. Какой момент в работе над ним вам запомнился более всего?
Т.: Лично я очень хорошо помню, как больше двадцати лет назад родилась песня «Eternal Wanderer». Мы с Леной шли по центру Москвы, и в районе Кузнецкого моста мне в голову пришёл этот мотив. Мы завернули где-то за уголочек, и я записала на листочке припев песни. Потребовалось столько времени, чтобы мы решились её записать. Хотелось сделать это максимально хорошо, и мы специально отложили запись до того момента, пока мы не достигнем исполнительского уровня, умения работать со звуком в достаточной мере.
Е.: Мне запомнилось, как мы делали пролог. Идея с ним возникла спонтанно, когда все песни были почти готовы. Он должен был сразу задать настроение основной идеи, и обязательно по-киношному оборваться на нарастании. И, конечно, сам момент создания – он вообще святой: это совершенно безумное состояние, почти транс. Обязательно какой-то образ в голове. И вот он у тебя вырисовывается все чётче и чётче, и ты пытаешься выразить это в мелодии, форме, аранжировке. Наконец, находишь и чувствуешь – вот оно! А потом нужно всё это еще заставить звучать. В конце иной раз доводишь себя до совершенно маразматического состояния, когда слышишь какой-то щелчок и думаешь: «Ну, вот – тысячи людей послушают песню, и этот щелчок испортит всё впечатление»!».
Д.: Моё главное ощущение – то, что работали мы над альбомом именно как группа. Многие вещи серьёзно преобразовались в ходе репетиций. И в песнях чувствуется это – ощущение группы. Кроме того, это был первый опыт записи без клика (в песне «Invested With Mystery»), что сейчас довольно редко встречается. Как мне кажется, «Homeless Soul» наиболее полно и явно демонстрирует, как на самом деле звучит наша группа.

Дима, тебе как басисту, вдогонку вопрос: как ты оцениваешь ваш тандем с ударником Сергеем Рогулей?
Д.: С Сергеем мы уже более 10 лет играем, и я могу сказать только то, что мы с ним просто смотрим друг на друга – и бочка с басом попадают друг в друга. Это всё, что нужно.
Т.: Он парень очень активный, креативный, любит разные стили. Может колотить какой-то рок, в то же время прогрессив любит, всё вот это навороченное, а когда-то панк даже играл.
Е.: Мне всегда нравилось, как Серега Рогуля работает с Димой. Они все время шутят, подкалывают друг друга. При этом партии ритм-секции всегда получаются превосходными.

Какая песня с нового альбома на данный момент ваша любимая?
Т.: «Eternal Wanderer». Потому что она первая, она дала название группе и гармонирует с моим внутренним миром.
Д.: Можно сказать, что все любимые. И это будет правдой. Но мне почему-то хочется сейчас назвать «Chaos of Reason». Наверное, потому что у неё какое-то принципиально иное звучание. Основная часть аранжировки написана Леной, я же традиционно занимался ритм-секцией, а в процессе сведения добавил много студийного колдовства в уже записанный материал. Например, вокал Лены был обработан гранулярными эффектами на модульном синтезаторе, а также вокодером. Она же специально для этой вещи записала звук подмосковных электричек на портативный рекордер. А в середине мы поэкспериментировали с атональным фри-джазом, честно отымпровизировав. Туда же мы подмешали небольшую цитату из «The Cradle of a Hurricane» на вусмерть обработанной гитаре. В последнее время в прогрессив-роке появилось много разнообразных клише, которые характерны для отдельных лейблов или отдельных поджанров. В данном случае, как мне показалось, мы пошли на эксперимент и вытолкнули нашу группу из привычных жанровых клише. Не металл, не блюз, не хард, и так далее. И это «Chaos of Reason».
Е.: Я, пожалуй, выделю «Invested with Mystery» – песню о вечности, о красоте и любви, которые остаются, пока есть те, кто хранит их в своем сердце. Идея привлечь в аранжировку индийский ситар и африканский джембе изначально никак не предполагалась – это результат коллективного творчества группы. В итоге получился микс из культур совершенно разных народов.

Вы играете прогрессив-рок на английском языке в 2020 году в России. Один вопрос: зачем?
Е.: Потому что это – как наркотик. Ты не можешь без этого жить, и всё. Есть время – и ты идёшь в студию. Иногда думаешь «зачем?», а потом садишься за инструмент, и этот вопрос улетучивается.
Т.: У нас была парочка экспериментов с переводом песен на русский. Это звучало весело, но совсем по-другому, сразу другое восприятие песен появляется. Английский язык как-то больше сочетается с нашей музыкой. Мы с Леной воспитаны на этой культуре: Pink Floyd, The Beatles, Deep Purple.
Д.: Хотя я сам работаю с русскоязычным материалом в других проектах, мне кажется, что английский язык в такой музыке даже в России воспринимается лучше. Меньше внимания на слова, меньше копания в деталях текста и больше сил на восприятие именно музыки в чистом виде.

Ваши ближайшие творческие планы с учётом самоизоляции?
Д.: Все мы всегда находимся в каких-то творческих процессах. Сейчас возникла вынужденная пауза в музыкальной деятельности во всём мире, и пока бессмысленно стоить планы даже на ближайшие полгода. Наверное, самое лучшее для всех – просто заняться творчеством.
Т.: Нужно просто пережить эту ситуацию. Конечно, мы планировали презентацию альбома. Уже почти готов видеоряд, который будет транслироваться на концертах во время исполнения. Когда всё образуется, и появится возможность поучаствовать в фестивалях, мы, разумеется, с удовольствием сыграем новые песни. А пока каждого ждёт творческий поиск.
Е.: Сейчас самое подходящее время, чтобы начать сочинять новые песни, а материал альбома подготовить к живому исполнению. Мне всегда сложно даётся подготовка новых вещей: надо всё разложить на синтезаторах, сделать играбельную партию. Процесс сложный, но, в принципе, домашний. Вот он дома потихоньку и делается.

Владимир МИХАЙЛОВ
Фото — Владимир Импалер (фестиваль «Беломор-Буги-2019»).
Альбом на официальном сайте — http://www.eternalwanderers.ru/audio/album-homeless-soul-2020/

Владимир Михайлов

Владимир Михайлов