Presence “Masters and Following” (2016)
Presence – итальянский ансамбль, играющий прогрессивный рок с явным влиянием академической музыки. Группа исполняет вокально-инструментальные (а иногда и полностью инструментальные) пафосные и помпезные композиции с женским вокалом, обходясь стандартным для рок-группы инструментарием: ударные, бас, гитара, клавиши. Штатных участников трое: вокалистка София Баччини, клавишник и перкуссионист Энрико Ильо, гитарист Серджио Кассамассима. Им помогают барабанщик Серджио Куальярелла и басист Мино Берлано.
Если верить буклету, то Presence существует более 25 лет, первый альбом был выпущен аж в 1990 году, а рецензируемый релиз “Masters and Following” – восьмой по счёту. Саунд новинки – плотный и утяжелённый, многие фрагменты этой музыки вполне можно было бы обозвать термином “heavy prog”. Впрочем, точно классифицировать эту музыку трудно: в ней можно встретить элементы готики и неоклассики, классического арт-рока и неопрога, хард-рока и авангарда. Энрико часто имитирует на своих клавишах звучание симфонического оркестра. Пример – почти авангардные инструменталки “Interlude” и “Prelude”, одни из лучших на альбоме. Кроме того, он то заставляет вспомнить творческое наследие Эмерсона с помощью звуков хаммонда, то нагоняет «готическое настроение» на «церковно-органных» аккордах, то использует электронику, как на ещё одной инструменталке “Spaceship Ghost”. София поёт в эстрадной манере, её голосу явно не хватает красоты и шарма, присущих, скажем, пению Аннеке ван Гирсберген или Шарон ден Адель. Из произведений с вокалом хочется больше всего похвалить титульный трек, открывающий альбом, за композиционные и «драматургические» находки: все восемь минут произведение держит слушателя в напряжении благодаря увлекательной смене музыкальных «картинок».
В целом же 13 композиций и почти 70 минут звучания – многовато для такой не самой интересной в композиционном и исполнительском плане группы. Даже полноформатные альбомы The Flower Kings, Dream Theater и Spock’s Beard нередко приходится воспринимать частично в фоновом режиме; тому, кто отважится полностью послушать от начала до конца диск “Masters and Following”, вряд ли удастся избежать этой участи.
Банальность музыкальных идей в таких песнях, как, скажем, “Now”, отдающей третьесортным неопрогом, и “Freewheel Burning”, напоминающей какой-то «недохард-рок» (на самом деле – кавер Judas Priest), несколько утомляют. Так что к последнему треку “The Revealing”, длящемуся более девяти минут, слушатель рискует подойти уже изрядно вымотанным и неспособным воспринять его красоты.
“Masters and Following” включает бонус-диск – ещё 14 треков на 70 минут. Его вряд ли стоит слушать тем, кому не понравился основной материал. Первые восемь треков – концертная запись. Публика, судя по аплодисментам, в восторге, и материал «цепляет» сильнее основного. Остальные из этих восьми треков – как и на основном диске, утяжелённый прог-рок с готическим «флёром», но менее разнообразный по настроению и аранжировкам. Но есть и явный «хит» – версия “Un Di’Quando Le Veneri” Джузеппе Верди. А последние шесть треков бонус-диска, идущие нон-стоп, представляют собой эксперимент Presence с оркестровой музыкой (правда, сымитированной на клавишных). Почти во всех композициях поёт София Баччини. И снова интересные композиционные находки соседствуют со средним, незапоминающимся материалом, да ещё в чрезмерно синтетичном звучании. Однако вещь “Overture”, первая из «оркестрового цикла», весьма хороша. Объединить бы её с лучшими вещами из первого диска, вышел бы превосходный прогрессив-роковый альбом.
Рецензия опубликована в #80
progressive rock
Black Widow Records