«Аркона»: К 20-летию храма
Февраль 18, 2022
Владимир Импалер (1136 статей)
Поделиться

«Аркона»: К 20-летию храма

11 февраля после долгого перерыва пэгэн-метал-группа «Аркона» давала большой концерт в Москве. Причин паузы две: ковид, прервавший успешную череду гастролей группы, как мировых, так и российских, и перемены в составе. Команду покинул главный метал-ударник (в обоих смыслах этого слова) нашей страны Андрей Ищенко, в студийной записи его заменил француз Кевин Паради, на концертах – ещё один маститый профи Александр Смирнов. А повод для выступления отличный – 20 лет назад группа «Аркона» появилась на свет.

Ироничный гитарист коллектива Сергей «Лазарь» Атрашкевич агитировал публику прийти на концерт следующим образом: «11 февраля 2022 года группе 20 лет, и так получилось что эта дата выпадает на пятницу, и у вас еще есть целых два дня после на восстановление после того неистового угара, который мы планируем устроить. Следующий юбилейный концерт, который планируется 11.02.2027, состоится в четверг, а тридцатилетие в 2032-м вообще в среду. И следующая юбилейная дата, которая совпадет с выходным днем – это воскресенье 2052 года, то есть 50-летие Арконы, но есть да «но», а именно: воскресенье куда хуже чем пятница; повторить то, что планируем сотворить через каких-то два дня, через 30 лет мы уже не сможем по состоянию здоровья». Так что — carpe diem, то есть лови момент!

Местом проведения стал клуб «Урбан» у метро «Дмитровская», в глубине хипстер-центра «Флакон». Не знаю, в честь какого из восьми римских пап он был назван, но уверен, что сей понтифик был бы изрядно огорчён, увидев этот обитый жестью ангар, и особенно – вытянувшуюся вдоль одной из стен этого сарая очередь на вход, отягощённую проверкой QR-кодов. Проверяли всерьёз, с проверкой паспортов, т.е. куар мороженой курицы из гастронома там бы не прокатил. Предчувствуя неизбежное, организаторы объявили об открытии дверей на вход аж за два часа до начала. Я же самонадеянно пришёл минут за 15, и свои полчаса в ожидании мне провести пришлось, очередь еле плелась, так что за бортом аркона-экспириенса остались целых две песни. Но есть и плюсы! Первое отделение состояло из поздних вещей, а одна из них – «Целуя жизнь» – длится целых 17 минут! Где-то в середине неё мне и посчастливилось попасть в зал.

Внутри «Урбан» – типичный без особых наворотов рок-клуб-тысячник, по размеру где-то между уже несуществующими «Вольтой» и «Ареной», спереди сцена, по бокам бары, сзади – вход и гардероб. Свет, звук – в пределах нормы, хотя с преобладанием эффектного, но трудного для фотографирования контрового, однотонных синих и малиновых оттенков. Сценический антураж простой, но эффектный – микрофонная стойка Маши со светящимся рогатым черепом и экранный задник с логотипом «Арконы». К новому концерту артисты обзавелись новыми костюмами – их шьёт флейтистка питерской фолк-метал-группы «Тролль гнёт ель» Мария Леонова, это эффектные, хоть и неброские балахоны в medieval-стилистике без особой привязки к русской этнике.

Говоря о феномене «Арконы», конечно, думаешь прежде всего о певице и авторе всего материала Марии Архиповой. Или, для фанатов, Маше Скрим. И «живьём», конечно, её музыка захватывает во сто крат сильнее – такая энергия, самоотдача, профессионализм… Когда человек занимается любимым делом, он всегда красив, и тут просто любуешься, видя певицу в стихии своей музыки. (Кстати, разбирая фотографии, заметил, что на некоторых она очень похожа на Янку Дягилеву. Казалось бы, разные миры и времена, но что-то есть…) Голос – безупречен, и в чистом этническом амплуа, и в экстремальном скримовом. И за два с половиной часа концерта этот голос не потерял ни капли свежести.
Исторически «Аркона», не считая самого раннего, доальбомного состава – это Маша Скрим и дэт-метал-группа Rossomahaar. На рубеже 2000-х «Росомаха» была метал-культом в масштабах России, собирала сотни фэнов в клубах, выпустила несколько великолепных альбомов. А потом – стала новым инструментальным составом «Арконы». Из той троицы в нынешней «Арконе» остались двое: гитарист Сергей «Лазарь», известный и по своим студийным работам (если Ищенко – это драммер всея Руси, то Лазарь – такой же всей страны звукорежиссёр), и басист Руслан «Князь» Оганян. С 2011 года в ней играет исполнитель на этнических духовых инструментах Владимир Решетников. А в 2020-м, после расставания с Ищенко, присоединился барабанщик Александр Смирнов, в прошлом участник группы «Путь Солнца», работающий с целой кучей команд сессионно. Ирония в том, что пару недель назад я видел его в маленьком троицком баре, играющего в компании с Мирроном из «Пути Солнца» программу каверов «Сектора Газа» и «Короля и шута». А теперь – огромный зал, тысяча воодушевлённых фэнов, которые, конечно, ждут, каким окажется «новичок» по сравнению с Ищенко. Что ж… всё отлично!

«От беспросветного мрака до безудержного веселья» – так описывали музыканты программу концерта. Она была рассчитана на три часа и три отделения. Получилось чуть меньше – клуб потребовал урезать программу ради своей ночной вечеринки – но в целом концепция была соблюдена. В начале – тот самый экстремально тёмный и холодный репертуар альбома «Храм». Это музыка атмосферы, саунда, шаманства. Обрамляет его, как и диск, двухчастная «Мантра»: «Выйди Мара, лико Яви / Лико Яви, да из Нави…» Мара – призрак, морок, злой (необязательно) дух. Явь – наш, срединный мир, Навь – подземный, мир духов. Певица с бубном в руках – как посредник между ними. А в центре этой части – «Зов пустых деревень» с предыдущего альбома «Явь». На неё снят видеоклип, посмотрите. Сразу после неё – премьера новой, заглавной вещи с будущего альбома «Кобь». «Кобь» значит «колдовство», песня уже без такой жути, ритмично-мелодичная, с клавишным рефреном а-ля Therion, но и с экстремальными дэт-металлическими фрагментами. Кстати, о клавишных – все они идут в записи, но на энергетику это не особо влияет. Почему? Может, потому что Маша сочиняет именно на клавишных, живьём играть на них она бы не могла – кто будет шаманить и носиться по сцене? – а поручать их кому-то ещё было бы просто странно.

Второе отделение – его отделял русский фольклорный трек на полной концертной громкости, так что перерыв и не ощущался как таковой – собрал вещи чуть менее мрачные, можно сказать, это расцвет и зрелость группы. «Гой Роде гой», «От сердца к небу», «Аркаим»… Здесь есть и яркий мелодизм, и отчётливый этнический колорит, который не кажется при этом надуманным и лубочным, и металлическая жесткость, и танцевальный настрой.
Именно в этот период группа совершила взлёт к мировой известности, стала выпускать альбомы на лейбле Napalm Records, совершила несколько гастролей по Европам и Америкам… Чем же русскоязычная «Аркона» зацепила международную аудиторию? Пэгэн-металлистов на свете много, почему люди должны послушать именно их, а не какой-нибудь условный Einherjer? Похожие вопросы (и сравнения) были на концерте украинских модерн-металлистов Jinjer. Если Jinjer смогли сделать актуальный «экспортный» продукт на мировом уровне и в общемировом ключе, то «Аркона» изначально работали на себя, свой круг фэнов здесь, но потом оказалось, что это интересно, что «фишка» группы, харизма её лидера достаточно яркие, чтобы прогреметь везде, невзирая на языковой барьер. При этом одной фишки, костюмов и этно-колорита недостаточно – у «Арконы» есть ещё и мелодика, и профессионализм, и качества «бегуна на длинные дистанции». Поэтому группа не стала заложником своей этно-фишки, и когда последовали изменения – публика их приняла.

После второй части был уже более явно обозначенный перерыв. В зале зажёгся тусклый зелёный свет, зазвучала некая амбиентная музыка из динамиков, кто хотел – прогулялся в фойе за свежими футболками, а в центре зала, где обычно бывает мошпит, развернулось непривычное действо: те, кто только что слэмился, мужики, раздетые по пояс, все в мускулах и татуировках, медленно кружились в каком-то шаманском танце… Но стоило мне увлечься фотографированием, кто-то помахал пальцем перед объективом, мол, хватит уже. ОК, я вас понял. Дело тонкое.

В третьей же части – то, чего ждут фэны, песни раннего периода. «Солнцеворот», «Русь», «Ярило», «Масленица» с хороводом, и главный хит – «Стенка на стенку», во время которого мош идёт уже всерьёз! В категории времён это детство, восторг обретения себя, своей музыки и мировоззрения, от которого, как говорила Мария в недавнем интереснейшем интервью Headbanger.Ru, она и с высоты прошедшего опыта не отказывается. Хотя, конечно, произошло переосмысление, отказ от шаблонов, её понимание язычества стало глубже и осознаннее.

«Разрушьте сей храм, и я в три дня возведу его…» К чему это вспомнилось? Конечно, «Храм» «Арконы» — совсем не тот храм, что упоминался в библейской цитате, да и тот упоминался в переносном смысле слова. Но, слушая музыку Марии Архиповой и её команды, понимаешь, что она строит свой храм – пусть другой, непривычный и, скажем так, не общепринятый в современном социуме. И всё же у него есть свои адепты, и этому храму не откажешь в своеобразной красоте.
Конечно, идеи родноверия поднимают на свой флаг самые разные силы. Не хотелось бы в репортаже останавливаться на этом вопросе, скажу простую вещь. Талантливая музыка не может появиться из деструктивных побуждений. Храм, построенный на ненависти, разрушится. Храм, построенный на любви, будет стоять. Слушая живьём «Аркону», понимаешь, что эта музыка, пусть и мрачная, жесткая, экстремальная – любви в ней достаточно.

«Давайте, друзья! Руки к небу!» – говорит певица. Её слова звучат не как сценический конферанс, а как обращение к друзьям. Для них же в завершение – народная казачья песня «Ой, то не вечер». Сет мог бы быть и длиннее (обещали три часа, получилось где-то минут на 20 меньше), но в клубе должно было начаться некое ночное мероприятие, и «Арконе» пришлось чуть умерить пыл. Но получилось, на мой взгляд, ровно столько, сколько надо, чтобы не устали ни артисты, ни публика.

Сет-лист. Часть 1: Mantra (Intro), Шторм, Целуя жизнь, Зов пустых деревень, Кобь, Сва, Лики бессмертных богов, В погоне за белой тенью, Мантра (Outro). Часть 2: Аркаим, От сердца к небу, Гой Роде гой, Заклятие, Марена, Аркона. Часть 3: Сквозь туман веков, Память, Славься Русь!, Купалец, Русь, Масленица, Стенка на стенку, Ярило, Ой то не вечер (кавер).

Владимир ИМПАЛЕР
Фото автора.
Благодарим Delta Mekong Concerts за аккредитацию.

Все фото: 


Или https://vk.com/album2483887_281494859

Общее впечатление

11 февраля 2022 г.
Москва, клуб "Урбан"
Delta Mekong Concerts

Владимир Импалер

Владимир Импалер