«Омела»: минусы – в плюсы
Октябрь 22, 2016
Дмитрий Кошелев (570 статей)
Поделиться

«Омела»: минусы – в плюсы

Вечер был по большому счёту погожим. Погода, что говорится, грела. А ещё грело предвкушение презентации нового альбома «Омелы». Около 19 часов 10 сентября перед входом в «Rock House» образовалась радующая глаз очередь, впрочем, обошлось без суеты и давки.

На входе торговали мерчем, сопутствующими товарами – преимущественно компакт-дисками, среди которых, конечно, был новый альбом «Омелы». Тех, кто покупал его в этот вечер, сэкономили как минимум 200 рублей. О «Хрустальной стороне» можно будет прочитать рецензию, а мы пройдём на танцпол.

На сцене теплились свечи в фирменных «омеловских» фонариках. На лицах зрителей читалось ожидание. Спасибо музыкантам, оно было недолгим. Народ пришёл. «Випы» не пустовали, а танцпол был наполнен от сцены до пульта и по всем краям, хоть и но не битком. Не могу взять в толк: «Омела» – отличный, сильный, самобытный, коллектив с неповторимым концертным дыханием. Никогда не забуду, как они пару лет назад в качестве спецгостей открыли концерт Tyr в клубе «Москва Hall» и насколько бледно на фоне наших соотечественников выглядели фарерские хедлайнеры. Казалось, им бы выступать как минимум в «Volta», но… «Rock House» пришёлся в самую пору. Но это был скорее плюс – среди пришедших на концерт не было лишних. Такого единодушия я не встречал давно, и это, несомненно, радовало.

Небольшое отступление. Автор этих строк имел счастье побывать на четырёх (вместе с тем, о котором вы сейчас читаете отчёт) выступлениях «Омелы». Все они были, мягко выражаясь, великолепны. Но ровно половина из них происходила при участии травмированных музыкантов. На одном из них альтист Фёдор Ветров отметился на сцене с костылём, а в этот раз пострадал уже гитарист Антон Агеев. Бедняга сидел на стуле в левом со стороны зрителей краю сцены… с гипсом на ноге. Более того – в этот вечер мы не услышали флейты Александра Горянчикова, да и самого его не увидели. Саша сломал ногу за несколько дней до концерта. «Не иначе, эпидемия», – мелькнула мрачная мысль. Если Антона привезти из Подмосковья оказалось возможным, то с Горянчиковым всё обстоит сложнее. Флейтист живёт в Пензе и ехать две трети суток поездом для него было бы в таком состоянии тяжело. Группа сыграла без его участия, флейты не было даже в записи – с её «за себя и за того парня» успешно справился Фёдор Ветров. Он их исполнил на альте. Сразу скажу, эксперимент удался. Да, отсутствие флейты чувствовалось, но, послушав после презентации компакт-диск, повторюсь: Ветров справился. А флейтисту в знак утешения и поддержки группа с помощью зала передала пламенный привет. Помог это сделать посредством смартфона барабанщик Наиль Магжанов.

Гитарные партии «Хрустальной стороны» записал Александр Макарцев. Но так получилось, что ещё до выхода альбома он вновь покинул группу. Первым на его замену был найден Агеев, гитарист группы Relict, успевший не только разучить материал «Омелы», но и отыграть с группой на «Folk Summer Fest». А к презентации состав усилился вторым гитаристом. Им стал участник групп «Сварга» и Tantal Александр Стрельников. Вторая гитара в группе добавила богатства саунду и разнообразия музыке. Так что кадровая перестановка и здесь обернулась плюсом.

В первом отделении «Омела» почти целиком представила новый альбом. Без плэйбэков не обошлось. В записи прозвучали подпевки Сергея «Абрея» Абрамова, клавишные Ирины Одуло (участницы экспериментального ансамбля No Comments) и Александра Николаева (экс-«Омела», экс-Galathea), саксофон Владимира Васильева (G-Band), труба Арсена Сумбатяна, дудук Евгения Лапекина (Tintal, City Pipes) и ситар Ивана Муралова.
Те же, кто присутствовал на сцене, отжигали и за себя, и за тех парней. Разве что забавно выглядело, как Николай «Rockot» Кузьменко играл на бас-гитаре в чёрных перчатках. Весь конферанс и общение с публикой по существу и без перегибов осуществлял Абрей. Звук в зале был очень хорошим и комфортным. Пожалуй, по саунду, его сбалансированности и чёткости, это был один из лучших концертов, на которых автор данных строк побывал в «Rock House».

Шоу можно условно поделить на три отделения. В первом была представлена «Хрустальная сторона». Окончилось оно большим сольным номером Фёдора Ветрова. Альтист сыграл многозначительный и виртуозный каприс, на время которого остальные участники «Омелы» покинули сцену. Затем на неё возвратились, но не все. Сначала к Ветрову присоединился барабанщик Магжанов, и каприс перерос в настоящее шаманство, погрузившее зрителей в транс. Затем к ним присоединились Rockot и Абрей. И в таком камерном, практически акустическом квартете, «Омела» выдала несколько песен из предыдущего лонгплея «Амальгама теней». Хоть флейтиста и не хватало, ничто и в этой части не просело. «Разлука» и «Иней» сносили крыши, переносили в иные измерения. Волшебство, да и только! Те, кто там был, подтвердят: как на одном дыхании. Игра с публикой в шоу с фонариками в зале и шоу двух барабанщиков, роль второго из которых исполнил Абрей, постепенное возвращение и включение в игру всех остальных музыкантов было естественным и органичным.

Переход из второго отделения в третье был плавным и незаметным. Последний час концерта я помню смутно. Поэзия текстов песен «Омелы» обладает магией. Слушаешь, и как будто тонешь в ней. «Разлука», «Иней», Дождь», «Алголь», «Течение», «Половодье»… Эти песни, вспомнившиеся навскидку и прозвучавшие в сете, западают в душу и оседают там навсегда. Помню, что пел вместе с «Омелой» и многими находившимися в зале, вслед за музыкой улетая в неведомые дали и практически позабыв обо всём на свете. Думаю, всем знакомо такое, когда наизусть не помнишь знакомые песни или стихи, но стоит им зазвучать, – и ты начинаешь в унисон с певцом или чтецом проговаривать их. Со мной здесь произошёл именно тот самый случай. Только в несколько усложнённой форме. Я не просто пел и проживал эти мелодии. Не скажу за остальных, но меня они полностью растворили в себе.

Прояснение случилось ближе к финалу. Как уже было сказано ранее, «Хрустальная сторона» была представлена живьём почти полностью. Но одну новую вещицу музыканты приберегли на десерт. В ней тоже погостили друзья: Сергей «Авен» Аванесов и Андрей Матюшенко (соответственно – клавишник и вокалист Butterfly Temple) и гитарист Игорь «KIV» Королёв, который не только сыграл в означенной песне, но и записал, свёл и отмастерил альбом «Хрустальная сторона». И вот они вышли исполнить то, что записали, живьём. Гроул Матюшенко, в равной пропорции разбавленный чистым и мощным голосом Абрея, при поддержке ритм-секции, клавишных, четырёх (с учётом абреевской акустики) гитар и альта… Более чем убедительно! Затем зазвучала «Верба». Зал под неё повёл хоровод, к которому примыкали и примыкали новые участники шествия; ближе к середине песни хоровод потерял форму правильного круга – танцпола для него уже не хватало. Ошеломительный финал. Музыканты уходят со сцены. Но и это ещё не было точкой…
Можно ли представить сет «Омелы» без «Светлой воды»? Зал скандировал название группы минуты три, после чего «омеловцы» вшестером вышли на сцену вновь и отыграли финальный номер.

За две минуты стряхнув наваждение и «вернувшись на землю» из иного измерения, я посмотрел на часы. Концерт продолжался два часа и сорок пять минут! Даже не верилось. Лишь постепенно, в течение нескольких дней, осознавалось величие события и приходило чёткое понимание того, что этот концерт станет одним из тех праздников, который останется с тобой как минимум на весь остаток жизни.

Дмитрий КОШЕЛЕВ
Фото: Михаил Степанов
Редакция и автор благодарят Сергея Абрамова («Омела») за аккредитацию на концерт.

Общее впечатление

10 сентября 2016 г.
Москва, клуб "Rock House"
Rock House and "Омела"

Дмитрий Кошелев

Дмитрий Кошелев