Korpiklaani «Jylhä» (2021)
Вдоволь наэкспериментировавшись на предыдущем альбоме «Kulkija» (2018), финны решили вернуться к более доходчивой для массовой (да и собственной) аудитории форме. Если предшественник «Jylhä» был медитативно-сентиментальным и композиционно непривычным, то в этой работе группа создала песни, прочно оседающие в мозгу после первого прослушивания. Большинство – бодрые боевики в быстром и маршевом темпах. Есть и лирические отступления, так называемые баллады, которые тоже вряд ли оставят вас равнодушными. Будучи верны себе в саунде, который оформился уже к середине нулевых, на «грубом» (именно так переводится с финского «jylhä») альбоме Korpiklaani прибавили в мелодизме. Вроде всё привычно: ритм-секция (барабанщик Самули Микконен и басист Яркко Алтонен) и тяжёлые гитары (Калле «Кане» Савиярви) обрамлены баяном (Сами Перттула) и скрипкой (Туомас Роунакари). Ну и конечно, знакомый голос Йонне Ярвеля, записавшего и партии акустической гитары, на месте. Есть здесь и бодрые ритмы хумппы (правда, местами на грани ска), и элементы шансона (классического, французского), и лирические отступления, и немало других интересных фишек. Каких – послушайте сами. Все они, как правило, отлично «уживаются» в пределах одной композиции. Не думаю, что в этом есть какое-то прогрессивное начало, но результат получился как минимум интересным и даже захватывающим дух. И, несмотря на такой «коктейль», Korpiklaani не теряют своей идентичности и узнаются сразу.
Все 13 песен диска вдохновлены историями и легендами. Автор всех текстов – Туомас Кескимяки. Правда, есть в альбоме некоторое внутреннее противоречие: в основе весёлых песен, от которых ноги сами начинают притопывать в такт, лежат истории довольно-таки макабрического толка. О мёртвом женихе, мельнице (как же любят это место паранормальные «гости»!..), смертях, призраках и прочей нежити. А музыка при этом – одухотворяюща и духоподъёмна. Потому что Туомас, Йонне и компания не пытаются плясать на костях мертвецов. Все эти истории – скорее музыкальные иллюстрации к неизбежным размышлениям о телесной конечности бытия, к которым в какой-то момент приходит большинство творческих людей вместе с пониманием, что земная жизнь пройдена как минимум наполовину. Песни сыграны не просто музыкально, но и артистично. Да, некоторые названия способны повеселить русского человека. Например, «Tuuleton», «Pohja», «Huolettomat», «Pidot»… Что в переводе на русский, соответственно, «Безветрие», «Основа», «Беспечный» и «Пир». При всех привычных фишках альбом получился глубоким и непростым, и хоть он и запоминается сразу, открывается полностью не с первого прослушивания. В каждый к нему подход улавливаются новые нюансы и тонкости. Развесёлая макабрская пляска заставит вспомнить традиции средневековых карнавалов. Отрадно, что кто-то способен показать смерти средний палец и дать понять, что даже когда мы уходим из этого мира, сам мир продолжается. По моим личным предпочтениям «Jylhä» безоговорочно войдёт в топ «Альбомов года». Одиннадцатый CD стал настоящей жемчужиной в дискографии Korpiklaani.
Дмитрий Кошелев
folk metal 9/10
Nuclear Blast/"Союз Мьюзик"