«Ария-фест»: Далеко ли до Вакена?
Ноябрь 12, 2013
Владимир Импалер (1136 статей)
Поделиться

«Ария-фест»: Далеко ли до Вакена?

Catharsis,heavy metal,Local,Rage,Sirenia,Stadium Live,Symfomania,Ария,Москва,обычный,Черный Обелиск В начале ноября москвичей ждало событие, которого они не видели уже долго – большой хэви-металлический фестиваль! Здесь многие возразят – мол, фестивалями нынче называется добрая половина клубных концертов, а уж летними опен-эйрами с участием тяжелых групп не удивишь сейчас вообще никого.

Всё это верно, но среди этих опен-эйров практически нет чистых по стилистике мероприятий – традиционный хэви соседствует там с русским роком, альтернативой, фолк-металом – да это, наверное, и правильно. А на метал-концертах в клубах, даже там, где собираются по несколько сильных зарубежных команд, увы, аншлагов не наблюдается. Примером тому – недавний Oktobierbest… Но мы отклонились от темы.

Безусловно, нынешний «Ария-фест» – далеко не первая попытка собрать сильный фестивальный состав, включающий «кассовые» западные и российские метал-группы в приличном и вместительном зале. Если не погружаться в былинные времена «Тушино» и «Фестиваля Мира», можно вспомнить «Roverfest», состоявшийся в 2003 году в ДС «Лужники» с участием той же «Арии» (плюс Paradise Lost, Zodiac Mindwarp, Masterplan и Helloween). Казалось бы, состав мечты – но билеты почему-то раскупались неохотно, и стадион заполнился лишь после отчаянных промо-акций вроде «купи один билет и получи еще четыре в подарок». Интересно еще, что в том фестивале «Ария» (тогда с Артуром Беркутом у микрофона) не была хедлайнером и даже подготовила англоязычную программу, видимо, думая покорить ту часть российских меломанов, которая на дух не переносит музыку на русском языке. Больше на английском «Ария» не пела – выводы явно были сделаны.

Вторая заметная попытка такого рода – фестиваль «Hammersound» в клубе «Б1», состоявшийся в первый и единственный раз в 2007 году, где участвовали такие любимцы публики, как Therion, Blind Guardian, Pain и москвичи Catharsis. Задумка была прекрасная – помешал бардак на местах. Когда организаторы прибыли в клуб, то обнаружили там… стоявшие посреди сцены автомобили, оставшиеся от предыдущего шоу. Саундчек был сорван, начало – безбожно затянуто, западные звезды переругались из-за очередности выступлений, вокалист Therion Матс Левен играл на гитаре с веревкой вместо ремня, а закончилось шоу уже после закрытия метро. Словом, весело – и повезло, что я там не был.

В то же время установилась традиция празднования различных юбилеев группой «Ария». На каждый из них принято было звать различных представителей «арийской семейки», порой по такому торжественному случаю с «Арией» снова пел ее экс-вокалист Валерий Кипелов (который, замечу, собирает стадионные площадки сам и без всяких фестивалей). Нынешний «Ария-фест» в чём-то продолжение тех самых юбилеев – только без «мидасовского прикосновения» Валерия Александровича, но всё же с некоторым налетом «арийскости» в программе. Ведь в нынешней программе разве что Sirenia ни имеет к «Арии» ровным счетом никакого отношения. (И, кстати, они были в программе самыми лишними). «Черный обелиск» записывался с Кипеловым, в группе Кипелова играл гитарист Rage Виктор Смольский, а для Catharsis часть текстов написала Маргарита Пушкина. Symfomania же – просто-напросто кавер-группа «Арии». Словом, «арийская музыка их связала», и довольно прочно.

Так или иначе, участие всех этих коллективов помогло событию набрать некую критическую массу внимания и интереса не только со стороны базовой фанатской аудитории. Меломанам еще предстояло сделать нелегкий выбор между «Арией» и канадскими трэш-классиками Annihilator, по нелепой случайности игравшими в Москве в тот же день. Забегая вперед — Annihilator тоже без публики не остались. Концерты вообще делятся всего на две категории: куда народ ходит, и куда находит причины, чтобы не ходить. А засвидетельствовать рождение нового фестиваля от «ИнРока» отправились сразу двое корреспондентов. Так что репортаж будем вести на два голоса и по очереди.

Владимир Импалер: Клуб «Стэдиум» на «Соколе» по размерам отлично подошел для фестиваля. Зал был поделен на две неравные части – впереди и сбоку фэнзона, остальные две трети – обычный танцпартер. Заполнены обе части оказались вполне достойным образом, фанзона – даже плотно, с самого начала фестиваля. И кое-что необычное: на входе прессе дали даже не билет, а распечатанную на принтере страничку со штрихкодом – этакие нанотехнологии формата A4!

Дмитрий Кошелев: В 16:30 в окрестностях станции метро «Сокол» наблюдалось множество персонажей, для которых хэви-метал — немного больше, чем музыкальное направление. Кто-то, видимо, ожидал своих товарищей или спутниц, кто-то спрашивал «лишние билеты», кто-то совсем рядом торговал оными. Как они друг друга не находили – уму непостижимо. Впрочем, возможно и у первых, и у вторых, это своего рода бизнес, смысл которого для автора сих строк непостижим. Учитывая популярность хедлайнера, да и немалую армию поклонников каждого из выступавших на фестивале, аншлаг предположить было можно. И первая мысль о нём возникла по получении аккредитационного билета. Очередь на вход в «Стэдиум» растянулась метров на сто пятьдесят от входных дверей, хвостом уходя далеко за угол клуба. Стояние в очереди продлилось полчаса.

В.И.: Первую группу – «Черный обелиск» – я пропустил, поскольку начали они аж в пять вечера. Но плохо «Обелиски» не играют, вот, думаю, и в этот раз всё было как надо.

Д.К.: В момент моего входа в фэнзону «Чёрный Обелиск» играл явно не первую вещь. Такой вывод можно сделать по тому, как звучит команда. Даже с учётом того, что аппарат отстраивался в последнюю очередь непосредственно под первую команду, многолетний опыт посещаемых концертов говорит о том, что на первых минутах и звук плывёт, и коллектив, и звукорежиссёр (какими бы профессионалами они не были) немного адаптируются к площадке. Тут уже всё звучало уверенно, группа установила полный контакт с теми зрителями, которые успели к началу. Сет-лист состоял из композиций нового ЕР «Вверх» и нескольких хитов золотого наследия пост-крупновского периода «Обелиска». Не обошлось без политического месседжа: была сыграна «Свобода», посвящённая депутатам, правительству и всем «мудрым людям», которые «помогают нам жить» в наше суровое и непростое время. В финале прозвучали уже ставшие вечными «Стена» и «Я остаюсь». «Чёрный Обелиск» отыграл с хорошим драйвом, приличным звуком, и, самое главное – на большой площадке, которую он, несомненно, заслуживает. Единственный печальный фактор – не все успели оказаться в зале к выступлению группы.

В.И.: Продолжили концерт «Симфомания», на середине концерта которых я как раз и оказался в зале. Группа из страны, подарившей миру «Виа Гру» и Юлию Тимошенко, показала нечто среднее между концертом струнного ансамбля, рок-группой, варьете и караоке. В репертуаре команды – почти сплошь хиты «Арии» в инструментальном варианте. В составе – две скрипки, виолончель, арфа (она «играла роль» баса), клавишные и ударные, на всех инструментах играют затянутые в кожу и перья девицы эффектной внешности, играют хорошо, аранжировки весьма уместные, а главное – вокала нет, так что фэны, знающие песни «Арии» наизусть, могут вовсю поорать их без конкуренции со штатным фронтменом. («Я уже не мог второй раз «Осколок льда» кричать», – сетовал потом какой-то фэн в очереди в гардероб…)

Д.К.: Стоит отдать должное залу, который подхватывал и скандировал большинство «арийских» симфо-каверов от представительниц прекрасного пола. Сам постоянно ловил себя на том, что напеваю слова. На сей раз группа подвергла переосмыслению не только наследие главных героев фестиваля. Прозвучала, в частности, авторская композиция «Восток». В группе появилась арфа, что добавило саунду некоторого колорита. Отстроились девушки замечательно. Отыграли на раз, но лично мне не хватало в ритм-секции плотности, которую отлично мог добавить (увы!) отсутствующий бас. Даже при условии идеально отстроенных ударных они звучали несколько суховато.

В.И. Концерт продолжили Sirenia — группа, ведомая норвежским мультиинструменталистом Мортеном Вейландом. В ее концертном составе – две гитары (Мортен также и поет гроулом), ударные и женский вокал. Большую часть концерта голос был провален за гитарами и фонограммой, особой красотой и силой не отличался, а по поводу инструментального состава могу сказать – во-первых, если нельзя представить материал живьем, почему бы его не переаранжировать; во-вторых, без бас-гитариста рок-группе выходить на сцену попросту стыдно. Репертуар тоже вызывает вопросы – ранняя Sirenia и Tristania (прошлая группа Вейланда) гораздо интереснее музыкально. Раньше это был эпичный и вдохновенный готик-метал, теперь – эдакая утяжеленная поп-музыка. На концерте от старого прозвучали две-три вещи максимум, остальное – мимо. Перед сценой, кстати, во время выступления Sirenia стало заметно просторнее.

Д.К.: Лично от меня Sirenia «досталось» в рецензии на их последний альбом, опубликованной в «ИнРоке» №60. Признаюсь, ожидал впечатлений бо’льших в живом воплощении. Дисбаланс фонограммы и живых инструментов на первых трёх композициях, да ещё и отключенный микрофон у Вейланда на первых бэках просто добили. Увы, Sirenia не просто «не пошла». Дефиле квартета под фонограмму, где в хоровых моментах Айлин пела мимо микрофона, как-то не красит метал-группу. Тем более из страны, где талантливые музыканты за счёт господдержки обитают на каждом шагу. Наверняка можно было найти гостевых и басиста, и клавишника, да действительно переаранжировать для такого состава материал. В противном случае (а именно с ним мы и имели дело) это даже не смешно.

В.И.: Для меня группой дня совершенно неожиданно стали Catharsis. Возможно, потому, что я их не видел даже боюсь подумать сколько – за это время у них успели смениться целые поколения фанаток, и не ждал ничего сверхъестественного. А получил – знакомую обойму хитов с двух лучших альбомов («Имаго» и «Крылья»), голос Жилякова в отличной форме, хороший звук, драйв и явное удовольствие самих музыкантов. А перед сценой собрались, кажется, сплошь фэны, которые знали тексты наизусть. Кто не знает, Catharsis – такой романтически-геройский пауэр-метал на русском языке. Музыканты совершенно не потерялись на большой сцене, особенно Жиляков, правда, всё время была легкая тревога, не лопнут ли на нем штаны, потому что большую часть вокальных партий он исполнял в позе этакого полушпагата.

Д.К.: Добавить практически нечего. Catharsis делают качественное шоу на фоне умелой игры. Музыканты они потрясающие, этого у них не отнять. Оттого и культовые. Единственная печальная тенденция сборных концертов с участием «Катаров» – их фанаты. Именно фанаты, а не поклонники. Хотя в целом они люди светлые и позитивные, после сета их кумиров в зале становится свободно. Сет на «Ария-фесте» не стал исключением: едва отыграли Catharsis, в фэнзоне и на танцполе стало изрядно свободнее.

В.И.: Rage – классики, ветераны и всё на свете, на которые собралась своя преданная аудитория, воспринимавшая «Арию» и всё остальное просто как приятный довесок. Другие, кажется, не очень-то знали, что им предстоит услышать. «Слышал я их. Друг дал альбом один. Одна песня даже понравилась…» – разговаривал «арийцы» у меня за спиной. Интересно, какой это был альбом и какого состава?
Всем хороши Пиви Вагнер, Виктор Смольский и нынешний драммер команды Андре Хильгерс, но есть один недостаток. За время участия Смольского группа настрогала слишком много слишком похожих друг на друга альбомов, в которых уже стало неинтересно выискивать стоящие песни среди умеренно качественного материала. Вот и теперь – что группа играла в начале сета, узнавалось с трудом и трепета не вызывало. Зато потом – «Refuge», «Don’t Fear the Winter», «Higher Than the Sky»… сердце фаната наконец успокоилось. А под конец сета на сцену внезапно вышел экс-гитарист «ЭСТа» Владимир Тупиков. Вызывая его, Виктор Смольский проанонсировал Guitar Player Party через неделю. Правда, дату и клуб (17 ноября, «Меццо-форте») объявить позабыл.

Д.К.: Ровные, чёткие и профессиональные – вот эпитеты, которые точнее некуда отражают сущность игры Rage. Виртуоз Смольский шпарил свои партии так, что закрой глаза – и мысленный взор нарисует ещё как минимум одного гитариста. Андре Хильгерс уже не первый год является мотором группы. Пиви Вагнер был как всегда сама душевность. Поддержка зала, после Catharsis хоть и упавшая, но не до нуля, его явно воодушевляла. После почти каждого номера фронтмен произносил «Спасибо, друзья!». Музыканты отыграли свою часовую (с хвостиком) обойму по-честному. На две трети она состояла из материала, записанного с приходом Виктора Смольского. Остальное – из того наследия, что на века. Недаром последнюю песню «Don’t Fear The Winter» гитарист объявил как «русскую народную». Одним словом – порадовали. Возможно, я несколько пристрастен, поскольку немецкое трио входит в число тех групп, записи которых я готов прихватить с собой на необитаемый остров. При этом как раз альбомы их среднего и позднего творческих периодов. Позволю себе уточнить: Владимир Тупиков вышел сыграть с Rage предпоследний номер сета — «Down».

В.И.: К завершению сета Rage (играли они добрых час и 15 минут) подумалось, что на этом было бы прекрасно и завершить «Ария-фест» – пять часов подряд хэви-метала в замкнутом помещении уже достаточно утомляют и мозг, и уши… Но впереди были хедлайнеры. К их чести, «Ария» не стала тянуть одеяло на себя и играла если и дольше Rage, то лишь чуть-чуть. По поводу их сета – добротно, качественно, но было уже чувство перегрузки, и лишь некоторые вещи (такие, как «Баллада о древнерусском воине») несли в себе настоящую интригу. Способность нынешнего вокалиста группы Михаила Житнякова спеть «Улицу роз» и т.д. уже не вызывает сомнений, его трактовки беркутовских вещей («Крещение огнем», «Колизей») неплохи, но ничего, скажем так, не переворачивают в их восприятии. Строчку припева в «Короле дороги» он спел, чуть упростив, а вот знаменитые высокие ноты в «Балладе» прозвучали пусть очень натянуто, но прозвучали! Молодец. И хайер отрастил, наш человек. Надеюсь, и из «Единой России» выйти не забыл.
Под конец было исполнение «Дай жару» с участием Смольского и Дмитрия Борисенкова («Ч.О.»), выстрел из хлопушек с конфетти над публикой и «Мания величия» в записи – как сигнал к публике, что пора бежать в гардеробы. Там, к чести клуба, не было давки и на улицу удалось выйти очень быстро.

Д.К.: Уж и не знаю, каким путём «улевитировал» Владимир к выходу в середине биса , но я по-честному ждал выхода из зала к гардеробу около двадцати минут. А теперь немного перемотаем события назад. Автор сих строк живьём «Арию» в данной инкарнации наблюдал впервые. Я увидел отлично отлаженный коллектив, который понимал друг друга с полуслова. Михаил Житняков – прекрасный фронтмен. Своей вокальной манерой, да и внешним типажом он действительно напоминает Валерия Александровича. Остальных представлять не имеет смысла. Можно сколько угодно спорить о культурной значимости хедлайнера и главного действующего лица феста. У группы поровну как поклонников, так и антагонистов, окрестивших её «Ария Мэйден». Действительно, после Rage казалось, что на этом хорошо бы и точку поставить. Однако «Ария» это умело опровергла. И откуда взялось второе дыхание, растраченное, казалось бы, на подпевках Rage? Лично для меня выступление «Арии» не стало повтором сета Symfomania. Да, композиции обильно пересеклись, но интерпретация у них разная. Да и разлёт был между ними заметный, аж в три команды, ни одна из которых каверов на «Арию» не стала делать. Зачем? «Ария» взяли своё и достойно завершили фестиваль имени себя. Выдали замечательное метал-шоу, которое наверняка ещё долго будет греть душу тем, кто его увидел и услышал живьём.

В.И.: «Ну, как тебе фест?» – спросил передо мной один «олдовый» металлист другого. «Неплохо для сельской местности», – хмыкнул тот. Я думаю, не только для сельской местности – и для Москвы тоже. Очень неплохо.

Д.К.: Присоединяюсь: фестиваль удался.

Владимир ИМПАЛЕР
Дмитрий КОШЕЛЕВ

Благодарим Андрея Кузовлева (Motley Concerts) за аккредитацию на концерт и Наталью Ступникову (пресс-служба «Арии») за предоставленные фотографии.

Читайте также:
http://inrock.ru/live_reports/aria_2013
http://inrock.ru/interviews/aria
http://inrock.ru/interviews/arthur_berkut
http://inrock.ru/interviews/kipelov_2013

Владимир Импалер

Владимир Импалер