Sweden Rock Festival: Добро пожаловать в 80-е!
Октябрь 22, 2012
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Sweden Rock Festival: Добро пожаловать в 80-е!

glam rock,hard rock,heavy,King Diamond,Motley Crue,Twisted Sister «Sweden Rock» – «ностальгический» фестиваль, форпост олдскульного хэви, трэша и глэма. Сейчас, в 2012 году, мы отчетливо видим, как популярность возвращается к стилям, почти на доброе десятилетие забытым. Даже в России всё больше молодежи надевает лосины, обтягивающие джинсы, казаки и белые кроссовки, а в Скандинавии хэви, глэм и старый добрый AOR – уже почти мейнстрим.

Тем популярнее становится «Sweden Rock», оказавшийся аккурат на волне. Любая действующая группа, игравшая и бывшая популярной в период с конца семидесятых до середины девяностых, может оказаться на одной из сцен фестиваля. Группы других стилей (пик популярности которых относится к более позднему периоду) присутствуют в меньшем количестве, но выбор их весьма разнообразен: от южного рока до ортодоксального блэка.

На фестивале можно услышать и коллективы-ветераны – как заслуженные и знаменитые, так и будто залежавшиеся на пыльной полке, и молодые группы, преимущественно местные, играющие в тех же жанрах. То же самое можно сказать и о посетителях: среди них можно увидеть совсем молоденьких мальчиков и девочек, старательно копирующих имидж Poison времен их расцвета, и ветеранов в потертых косухах, видевших Motley Crue еще совсем юными.

«Sweden Rock» традиционно проходит в первую неделю июня, со среды по субботу. В 2012 году это 6-9 июня. В первый день выступления начинаются в 15:30, когда основная часть посетителей только начинает прибывать и размещаться, две основные сцены еще не функционируют, и самое интересное ожидается лишь на следующий день.

В этом году первый, неполный, день фестиваля совпал с Национальным днем Швеции (Днем шведского флага), что было отмечено исполнением шведского гимна группой Sabaton. Традиционно в первый день дается шанс показать себя подающим надежды шведским хард-роковым и глэмовым группам. Так, Dynazty и H.E.A.T. – многообещающие команды, имеющие в обойме по 3 альбома (из них лучший – этого года), а уж кто придется больше по душе – дело вкуса. Если H.E.A.T. могут похвастаться более хитовым, запоминающимся м териалом и новым безупречным вокалистом (Эрик Грёнвалл, победитель шведского «Idol» 2009 года), то Dynazty – материалом потяжелее и более драйвовым выступлением. Пусть не все ноты Нильс Молин вытягивает столь идеально, как Эрик, энергетика вполне это компенсирует. Надо сказать, обе группы держались на фестивальных сценах несколько неуверенно: хоть они сейчас и востребованы, концерты дают часто, опыт выступлений на больших площадках явно недостаточен.

Из групп посолиднее и потяжелее в первый день фестиваля можно было увидеть Entombed, The Crown и Fear Factory. Условными «хедлайнерами» этого дня, выступавшими на самой большой из функционирующих сцен последними, в полночь, были Edguy.

Второй день, 7 июня, бодро начинается в 12:15 с выступления канадцев Exciter. Колоритные мужчины, не отнять, и очередное подтверждение того, что некоторые группы вживую слушать даже интереснее, чем на альбомах. В 13:30 открывается главная сцена – «Festival Stage» – выходят 10CC. Всего сцен пять, и расписание очень насыщенное. Параллельно с 10СС выступают возродившиеся в этом году Little Angels, а сразу после них – Exodus, прекрасное подтверждение концертной мощи заокеанских трэшеров. В этот раз Exodus в необычном составе: вместо Гэри Холта (он поехал в тур со Slayer вместо Джеффа Ханнемана, до сих пор не реабилитировавшегося после укуса ядовитого паука) на гитаре Рик Ханолт, расставшийся с группой еще в 2005 году.

15-минутный перерыв – и на главную сцену выходят ветераны Night Ranger. Еще 15 минут, и приходится выбирать: Sepultura или Steel Panther? Фестивальное расписание соблюдается безукоризненно, поэтому не стоит рассчитывать на то, что выступление группы может минут на 10-15 задержаться. Человеку с разносторонними музыкальными пристрастиями на «Sweden Rock» порой непросто, а если хочешь еще и ознакомиться с творчеством малоизвестных групп, услышать что-то для себя новое – приходится побегать.

Steel Panther – открытие 2009 года, группа, совершившая своего рода переворот в стиле. Соединив качественный материал, звучащий так, как будто он был записан в конце 80-х, и соответствующее качество исполнения с абсолютно несерьезным, утрированным имиджем, сатирическими издевательскими текстами, Steel Panther завоевали сразу всех. Их с удовольствием слушает молодежь, увидевшая яркую обложку, и старые глэммеры, услышавшие качественную «начинку», и даже те, кто считает стиль несерьезным и рад бы над ним посмеяться – теперь можно сделать это вместе со Steel Panther!

Следующие на главной сцене – Mastodon, а затем снова нужно делать выбор: Sebastian Bach или Dimmu Borgir? Пусть последний сольный альбом Себастьяна Баха – весьма спорный, в концертном исполнении новые песни звучат неплохо. И, конечно, Бах прекрасно понимает, что нужно публике: старые песни Skid Row и настоящий рок-н-рольный драйв, а уж в этом-то он знает толк! Поет же Бах в свои 44 года куда лучше, чем во времена Skid Row. В качестве приятного бонуса в конце выступления на сцену вышел Ди Снайдер, чтобы вместе спеть «Youth Gone Wild», чем вызвал сумасшедший восторг аудитории. Шведы любят Twisted Sister чуть ли не больше всех остальных глэмовых команд 80-х. На фестивале проходили автограф-сессии многих из выступающих групп, и длились они, как правило, по полчаса-часу. Ди Снайдер же раздавал автографы каждый день по два часа, и каждый день к нему выстраивалась огромная очередь, фанаты занимали место за час, а то и два до начала!

Первые хедлайнеры Sweden Rock-2012 – Soundgarden. И то, как толпа слушателей начала расходиться, не дослушав выступление и до середины, говорит о том, что выбор организаторов как минимум странен и отклика в сердцах зрителей не нашел. Качественный звук, интересный свет и видеоряд не могут спасти ситуацию, когда даже «Black Hole Sun» звучит устало, не эмоционально и как-то грустно. Редкий случай: на выступлении главной группы дня можно было свободно подойти почти к самой сцене. Многие просто разъехались спать, большая часть посетителей предпочла выступление Dark Funeral. Строгое следование канонам стиля в имидже и шоу «пяти всадников тьмы на службе у сатаны» кому-то может показаться комичным, но, пожалуй, это в большей степени соответствовало атмосфере фестиваля, чем унылый пост-гранж в исполнении Soungarden. Тем более, что размер сцены, хороший звук, свет и элементы огненного шоу позволили Dark Funeral продемонстрировать себя во всей красе.

В третий день, 8 июня, ощутимо не повезло с погодой. Июнь в Швеции – по-весеннему холодный, да еще дождь начал накрапывать с самого утра, всё усиливаясь. Первой в этот день (12:00) была супергруппа Adrenaline Mob. Рассел Аллен, Майк Портной, Джон Мойер – вопросов о качестве материала и мастерстве исполнения не возникает. Однако ожидания, что на концерте Adrenaline Mob будут более драйвовыми, чем на альбоме, не оправдались. «Спасибо, что позавтракали вместе с нами», – поблагодарил зрителей Аллен.

Выступления на главной сцене начались с Axel Rudi Pell. Кому-то он интересен в первую очередь своим гитарным стилем, кому-то нравятся его простые, но мелодичные композиции, а я не могу не отметить великолепного вокалиста Джонни Джиоли (Hardline). Жаль, на фестивале не было самих Hardline: прямолинейный материал Акселя не дает голосу Джиоли раскрыться в достаточной степени. К моменту выхода на сцену Gamma Ray дождь разошелся уже не на шутку, что вызвало некоторые технические сложности, а также шутки со стороны Хансена: «Rain is falling down on me, been waiting for eternity…», но не смогло испортить позитивного настроя выступающих и зрителей. Каю Хансену и правда удалось «прогнать» дождь, как он грозился, хотя бы на некоторое время.

20 лет назад, когда зарождался «Sweden Rock», никак нельзя было предположить, что Ugly Kid Joe когда-то будут иметь все шансы оказаться на одной сцене с Pretty Boy Floyd. Хоть их последний студийный альбом и вышел более 15 лет назад, не в пример Soungarden, Ugly Kid Joe хороши на сцене, их хиты не потеряли свежести, а Уитфилд Крэйн, похоже, вообще не меняется с годами. В то же время на сцене побольше играют Gotthard – неизменно качественный швейцарский продукт, качественно исполненный. Российская аудитория имела возможность оценить, может ли Ник Мэдер стать полноправной заменой Стиву Ли, 22 сентября в клубе «Milk».

Третьи на главной сцене – скандальные англичане The Darkness. Собравшись в 2000 году, The Darkness записали всего два (неплохих, надо сказать) альбома, прославились пикантным имиджем с переодеваниями в духе Queen и T-Rex, проблемами с алкоголем и наркотиками, успели развалиться и снова собраться в 2011. Тем не менее, материал хороший: качественный хард-рок с элементами глэма и отчетливыми нотками классического рока 70-х. 20 августа вышел их новый альбом. Затем последовали выступления (одновременно) Flower Kings и Motorhead – очень характерный пример того, как группы, выступающая на сцене, создают свою собственную уникальную атмосферу. Сравнивать эти два коллектива решительно невозможно, и тем сильнее отличается аудитория (и ее поведение).

Хедлайнерами третьего дня были Twisted Sister. Рассказывать подробно об их выступлении вряд ли стоит, все желающие могли их наблюдать в Arena Moscow не далее чем 5 июля. Скажу одно: немаловажная особенность крупных фестивалей, и Sweden Rock в частности, это то, что группы действительно выкладываются по полной, а большая открытая площадка предоставляет неограниченные возможности для использования света, видео, пиротехники и тому подобного. Это на обычном концерте тура вокалист может позволить себе беречь голос и не вытягивать ноты, гитаристы – вяло и незаинтересованно бродить по сцене, а вся группа – напиться накануне выступления и мучиться похмельем. Здесь же, когда собирается вся музыкальная пресса, когда организаторы фестивалей решают, кого в следующий раз позвать хедлайнером, а кому дать сцену поменьше и время пораньше, когда «конкурирующие» коллективы пристально следят за каждой ошибкой – здесь группы вас приятно удивят.

9 июня – четвертый, и последний, день фестиваля. Его в полдень начинают Girlschool. Примерно в это же время выступают Hell – английская команда с непростой историей. Просуществовав всего 5 лет, группа распалась в 1987 году, так и оставшись незамеченной прессой и широкими массами слушателей, несмотря на качественный материал в стиле NWOBHM, необычный по тем временам имидж, тексты и шоу, во многом предвосхитившие появление блэк-метала. Группа вновь собралась в 2008 году – с Энди Снипом в качестве постоянного гитариста – и только в 2011 выпустила свой первый полноформатный альбом. На сцене Hell демонстрирует мертвяков, самоистязание и обилие сатанинских символов, но в 2012 году это смотрится скорее пародией на King Diamond или Dimmu Borgir. Первое выступление на главной сцене – Return, мелодичный рок 80-х из Норвегии. В то же время играют молодые шведы Bonafide. Собрали на сцене целую толпу друзей и фанатов, чтобы вместе исполнить «Fill Your Head With Rock» – это один из их хитов, и также слоган Sweden Rock 2012. (К слову, автор этой вещи… Кен Хенсли, ее можно слышать на альбоме Кена «Faster», – примеч. ред.).

Также одновременно выступают Fish и Electric Boys; Symphony X и Slaughter. Здесь публика снова заметно разделяется: пока Slaughter радуют любителей глэма проверенными временем хитами, Symphony X собрали тех, кто предпочитает музыку, в которую нужно погрузиться и слушать каждую ноту. Технически безупречное исполнение, идеальная сыгранность, но при этом Рассел Аллен изображает на сцене этакую рок-звезду, тогда как остальные музыканты полностью поглощены своими инструментами. Любой, кому нравится музыка Symphony X и прог-пауэр вообще, безусловно, останется в восторге, но вряд ли группа может заинтересовать своим выступлением новых поклонников, ранее не знакомых близко с ее творчеством. А вот противоположный пример: Sacred Reich демонстрируют, насколько мощно и энергично могут звучать американские трэшеры, даже если они уже добрых 15 лет не выпускали ни одного альбома. Еще один пример группы, которую слушать «живьем» интереснее, чем в записи.

Одним из самых ожидаемых выступлений этого дня, да и всего фестиваля, было, безусловно, возвращение на сцену Кинга Даймонда, первое его крупное выступление после болезни. Спешу обрадовать: Король снова с нами во всём своем великолепии. Он полон сил, поет еще лучше, чем раньше, демонстрирует прекрасное шоу с полным набором декораций, аксессуаров и персонажей. Даже обслуживающий персонал на сцене не нарушает атмосферы – все одеты в мрачные накидки с капюшонами. Не обошлось и без приятных сюрпризов: «гостей» на «Come To The Sabbath» (Хенк Шерманн и Майкл Поулсен) и «Halloween» (Майкл Деннер и Микки Ди).

Хэдлайнеры Sweden Rock 2012 – Motley Crue, которых москвичи имели возможность лицезреть всего несколькими днями раньше в Крокус Сити Холл. Танцующие девочки на подпевках, свисающие сверху микрофоны причудливой формы, великолепное световое шоу с тщательно подобранным видеорядом на огромном круглом экране, блестящий рояль для акустического исполнения «Home Sweet Home», ну и, конечно, знаменитое барабанное соло Томми Ли. Барабанная установка ездит по металлическому кругу, внутри которого расположен экран, совершая полный оборот; всё это время Томми Ли продолжает играть, в том числе зависая вместе с установкой вниз головой. Затем из зала выбирают девушку, которая совершит «полет» за барабанами вместе с Томми Ли: «Of course she IS blond – it’s f*ckin’ Sweden!».

***
Если вы хотите увидеть кумиров своего детства во всей красе, погрузиться в атмосферу стадионного концерта 20-25 летней давности, то крупный фестиваль – такой, как «Sweden Rock» – для этого самое подходящее место. Добро пожаловать на «Sweden Rock» – добро пожаловать в 80 е!

Анастасия АБОЛЬНИК
Фото автора.
Благодарим оргкомитет фестиваля Sweden Rock за аккредитацию.

Владимир Импалер

Владимир Импалер