AriaFest’2014: Два дня металла за барьером
Январь 15, 2015
Дмитрий Кошелев (570 статей)
Поделиться

AriaFest’2014: Два дня металла за барьером

В прошлом году в Москве дебютировал «Арияфест» — заявка на массовый праздник для российских металхедов, с перспективой роста до полноценного тяжелого опен-эйра, о котором давно мечтает вся рок-общественность… «Ария» для него – не только бессменный хедлайнер, но еще и прекрасный бренд, под шапкой которого можно собирать любой пестрый состав из современного и старинного, западного и российского, тяжелого и не очень металла.

В прошлом году фестиваль длился один день, вернее, вечер, и команд в сете было поровну – западных и «наших» (считая украинскую «Симфоманию»). На сей раз – целых два дня, созвездие европейских знаменитостей и всего лишь две русские группы – «Ария» и ставшая почти что ее фарм-клубом «Гран-куражъ». Словом, количественный рост – несомненен. А качественный? Чтобы это узнать, редакция, как и в прошлый раз, отправилась на фест расширенным составом – в лице двух корреспондентов и фотографа. И, как и в том году, предлагает вашему вниманию репортаж «на двоих».

День первый, 29 ноября: Постоянство формы и содержания
«Гран-Куражъ», Stratovarius Edguy, Hammerfall

Дмитрий Кошелев: На подходе к «Стадиуму» пошарил в памяти: а когда ж я тут был в последний раз? Ответ пришёл вскоре – ровно год назад. На первом «Арияфесте». И если в ноябре прошлого года проход к клубу через Балтийскую улицу, несмотря на развернувшуюся посреди неё стройку, был, то теперь эта самая стройка поглотила улицу полностью. Не зная о том, что привычный путь блокирован, оказался на противоположной стороне от «Стадиум-лайва». Посмотрел на клуб через перерытое пространство, некогда бывшее проезжей частью… и вернулся практически к метро, чтобы войти в огороженную тропку, ведущую вдоль Ленинградского проспекта к заветному объекту.

Мои часы показывали начало шестого, когда я наконец добрался до места. Пишущая и фотографирующая братия согревалась горячительными напитками, купленными в супермаркете, что рядом. Немудрено: в помещении касс клуба не намного теплее, чем на улице. Надо ли говорить, что погода на пороге зимы в столице не июльская?..

Около половины шестого в заветном окошке кассы появилась девушка, выдавшая наши аккредитации. Вход в помещение занял какие-то пять минут с учётом сдачи куртки в гардероб и взгляда на точку с «мерчем». Ассортимент есть, но не шибко широкий. И практически лишённый диковинок, при виде которых сердце фэна могло бы затрепетать, а руки — рефлекторно потянуться за наличностью. Из эксклюзива – туровые и фестивальные футболки хедлайнера, и, конечно, CD с альбомом «Через все времена», вышедшим в канун феста. Естественно, по «фестивальным» ценам.

Владимир Импалер: Да, это действительно фестиваль, и он всерьез — большой, международный и с почти аншлагом. Правда, радость слегка подпортил тот факт, что в качестве аккредитации нам выдали обычные входные билеты — в прошлом году мы были в фанзоне. Вроде и ерунда — звук был нормальный и там, где я стоял, у пульта, но половина друзей оказалась впереди, за барьером, и от этого было чувство праздника, который проходит мимо.

Дмитрий Кошелев: Танцпол. На часах 18:15. На сцене появляется ведущий «AriaFest» Илья Буц и объявляет первого участника. Оговорюсь сразу: все команды, игравшие в первый день, я слушаю регулярно. Они были и остаются моими любимцами. Ожидания перед каждым сетом были большие. Может, даже немного завышенные.

В.И.: Вышел ведущий и начал что-то нескладно орать. «Есть ли в зале люди, которые хотят слушать что-то кроме металла?» — «Я!» — прокричал я от пульта. И хотел добавить про пропущенный сегодня концерт болгарского хора в Троицке, но промолчал.

Д.К.: За выступление «Гран-КуражЪ», признаюсь, переживал не меньше самих музыкантов. Группа впервые играла на такой большой площадке. Да ещё и перед артистами, уже получившими всемирное признание. «Гран-КуражЪ» держался прекрасно. Несмотря на то, что организаторы и звукачи явно пожадничали на… громкость. Кто-то может возразить, что по законам шоу-бизнеса «разогреву» положено звучать чуть потише. А то и вовсе — похуже. К чертям бы такие «крепостные» законы! Общая звуковая картинка была в полном порядке. Всё в балансе и каждая партия разборчива. Добавь к этому десяток децибел – и счастье стало бы полным. Второй пункт, который привёл в недоумение – краткость сета «Гран-Куража». За полчаса они исполнили всего шесть песен. Пять из них спел Евгений Колчин. Мне довелось в этом году посетить три концерта с участием группы, и я не могу не отметить растущее мастерство фронтмена. В его голосе с каждым разом всё больше и больше уверенности. Этого следовало ожидать. В песнях, созданных с участием теперешнего вокалиста «Арии» Михаила Житнякова, Колчин не «гонится за лидером», а постепенно доходит до взятых им высот и звучит с каждым разом уверенней. Приятной неожиданностью стал момент выхода самого Житнякова. Так называемый «бывший» исполнил со старыми друзьями «Старт во тьме». Колчин на это время покинул сцену. А ведь могли спеть дуэтом. В остальном – хорошо, но мало.

В.И.: «Гран-Кураж» я видел впервые — и жалею, что не застал его с Житняковым. Думаю, что и многие в зале об этом думали — а тут как раз и Житняков вышел попеть в одной композиции. Приятно! Новый певец вполне адекватно его заменил, его голос звучит живьем интереснее, чем на записи, ближе к пауэру, чем к глэму. А Михаил успел «заматереть» в своей новой группе, поэтому разница в классе всё же видна.

Д.К.: Финские мелодик-пауэрщики Stratovarius зазвучали погромче. Самый «старый» по «выслуге лет» в коллективе, а посему – главный, Тимо Котипелто находится в прекрасной певческой и физической (об этом – ниже) форме. Он идёт в ногу со временем и периодически использует вокальные «украшалки». И делает это без фанатизма — исключительно для усиления эффекта своего пения.

В.И.: Тимо Котипелто — самый «старый» в составе. Он же — главный носитель «стратовской» идентичности. Голос у Тимо сохранился отлично, его тембр всегда узнаваем, хотя есть у него странный глюк — некоторые вещи Котипелто поет вполне аккуратно, на некоторых — мажет так, что тушите свет. Почему-то тяжелее ему на позднем материале… а вот хиты авторства Толкки звучат практически идеально. «Eagleheart», «Hunting High and Low», «Black Diamond»… жаль, не было совсем ранних, с моего любимого «Fourth Dimension». По сравнению с творчеством Толкки, новые вещи звучали как-то мертвенько, за исключением только «Fantasy» — этот поп-хит, если мысленно убрать гитары, мог бы спеть любой герой евродиско 80-х.

Д.К.: Да, «поздние» треки, «Fantasy» и «Unbreakable», звучали как добротная поп-музыка. Фронтмен в них выглядел самым что ни на есть поп-идолом, а группа в это время была как бы его фоном. К счастью, это было лучше, чем «Deep Unknown», номер с провального альбома 2009 года «Polaris», первого после ухода гитариста-композитора Тимо Толкки. Странно, как этот номер, написанный нынешним гитаристом Матиасом Купиайненом, вообще попал в сет! Мало того что группа живьём не смогла выдать изначально задуманных в ней мудрёностей, эта вещь с закосом в прог была явно лишней в общей картине.

А большинство вещей сет-листа – те прямолинейно-мелодичныме, местами наивные «стратовские» хиты, которые вгрызлись в память уже не одному поколению металхедов. Хоть сет Stratovarius не нёс в себе откровения, не был он и провальным. Надо отдать должное: исполнительский уровень каждого участника весьма высок.

В.И.: Кстати, Stratovarius — редчайший пример популярной, уважаемой и активно занимающейся творчеством группы, в составе которой нет ни одного оригинального участника!

Д.К.: И о физической форме певца. Параллельно музыке во время сета финнов имел место забавный момент: кто-то (видимо техник) бросил в середину сцены семь бутылок с водой. Котипелто, стоя в середине сцены, с лёгкостью фокусника или жонглёра-экстремала ловил каждую, и, не уронив ни одной, переправлял их в фэн-зону.

В.И.: Чем только люди не развлекают себя на сцене, если музыка надоела…

Д.К.: Сет Edguy стал самым жарким во всех смыслах. Группа Тобиаса Заммета не просто зажгла, но воспламенила зал практически с первых аккордов. Открыли своё выступление немцы «ванхаленообразной» «Love Tiger». Пусть не самая боевая вещь с нового альбома, но прозвучала она на нужном градусе куража и стала своеобразным «аперитивом» перед дальнейшими номерами, заставлявшими руки взметаться вверх, а головы – трястись в унисон с амплитудами ритмов. Мощных, как подобает у группы, играющей пауэр-метал. Звук достиг кристальной чёткости.

В.И.: Вот сразу огромная разница между теми, кто играет в чужую игру и в свою. Тобиас Заммет вырос в этой музыке и она ему всё еще не мала…

На мой взгляд, у Edguy есть два течения — пауэр/эпик-металлическое и глэмовое. Первое мне явно ближе, а на попсовых распевах замметовских хитов часто было скучно. Но эта музыкальная нудность компенсировалась сценическим задором и веселыми «спичами» Тоби.

Д.К.: Группа выглядела на сцене более чем впечатляюще и бодро. Публика благодарно принимала её энергетический посыл и в ответ самозабвенно рубилась. Между песнями Заммет изливал благодарности публике. Интересный момент: голос у вокалиста во время пения вполне сопоставим с тем, который звучит с пластинок, начиная с самых ранних. Более того – он успешно пародировал то Кинга Даймонда, то Брюса Дикинсона. Но когда он говорил между песнями, хрипотцой в голосе и тембром очень напоминал американского актёра Джо Пеши.

В.И.: Ох уж его шуточки! «Мы записываем этот концерт, и успех этой записи в ваших руках… вернее, в ваших ртах…» «Это последняя песня, но есть хорошая новость: это могла бы быть дерьмовая песня, а будет — хорошая!» Тоби слукавил — за одной хорошей песней была как минимум еще одна. Певец явно заигрался и затянул сет сверх меры, забыв о своих сказанных чуть раньше словах: «Вечеринку надо покидать, пока всё в кайф»…
Еще из деталей — совершенно непередаваемая гримаса на лице у вокалиста во время фальцетной части «Space Police», впечатляющий метал-скэт-вокал в распевках с толпой – вот бы Тоби записать целый альбом скэт-метала?! Кто первый в очереди на идею?

Д.К.: Сет-лист тоже нёс в себе приятные неожиданности. Для меня это «Vain Glory Opera» и «Land Of The Miracle». Почему-то именно их я хотел услышать на этом концерте. И ещё по дороге в клуб я подумал, что насколько первая в сет-листе почти предсказуема, настолько вторая маловероятна.

В.И.: Да, «Land of the Miracle» прекрасна! Помню, на альбоме «Theatre of Salvation» я ее в свое время как-то не расслушал. Но живьем совсем иное дело… Заммет честно признался, что позаимствовал идею у Savatage — но против таких источников я ничего не имею!..

Д.К.: С шутками и прибаутками, да под великолепный сет-лист Edguy пролетел на одном дыхании. А исполненные на бис убойные хиты «Lavatory Love Machine» и «King Of Fools» попросту добили публику.

В.И.: Снова на сцене ведущий — и странный конкурс на исполнение какого-то хита Hammerfall. Представляю, с какими лицами слышали этот дуэт в гримерке сами авторы… если слышали.
И вот уже не кавер, а оригинал. Да, когда-то эти музыканты, в бытность участниками In Flames, просто решили поиграть для прикола «тру-метал». Игра затянулась, а быть заложниками собственной шутки — дело нерадостное. Хотя и тру-метал — дело неплохое, если хорош репертуар, а вот с этим у группы беда — скроенные на одно лицо скоростные, громкие боевички без затей…

Д.К.: За Hammerfall стало немного страшновато. Смогут ли шведы удержать планку концерта, задранную немецкими джокерами? Удержать смогли, но вот приподнять её уже не получилось. Как мы знаем, группу перед самым стартом тура покинули двое участников. Барабанщик Андерс Юханссон сказал, что вышел из возраста, в котором гастрольная жизнь переносится легко. Он честно отдал группе пятнадцать лет своей жизни и ещё до записи нового альбома «r(E)volution» сказал, что после него уходит. Уход басиста Фредрика Ларссона оказался гораздо большей неожиданностью. Первого заменил ударник Pain Дэвид Валлин, а место второго занял старый друг Стефан Элмгрен. Тот самый Элмгрен, чьё место в Hammerfall занял (и до сих пор его занимает) Понтус Норгрен.

В.И.: Одну вещь у группы я всё-таки помнил и ждал — балладу «Glory to the Brave». И они ее сыграли! Правда, половину слов пел зал в протянутый микрофон. Как, скажите, в репертуар этой группы прокралась столь прекрасная песня?

Д.К.: Героическая доблесть, о которой слагают свои песни шведы, присуща им и в жизни. Отыграли музыканты на предсказуемо высоком уровне. Их не упрекнуть в статичности, но при этом не видно было на лицах испарины. Скажем так: музыканты отработали свой будний день. Но отработали его хорошо. Что ни песня – то хит. По-честному, без лажи, но и без откровений. После того ураганного куража и задора, с которым по сцене пронеслись Edguy, рыцарский пафос и королевская грациозность Hammerfall ну никак не воспринимались всерьёз.

В.И.: Когда-то металлисты шутили, что фронтмен Hammerfall Йоаким Канс штудирует видеозаписи Кипелова. Похоже, до сих пор он отрабатывает знакомые героические жесты — правда, «для отмазки» говорит всем, что на него больше всех повлиял Бифф Байфорд из Saxon. А вот долговязый гитарист Оскар Дроньяк мог бы вполне попробоваться на роль Сарумана в молодости (если бы такая роль где-то понадобилась). Словом, странные они, Hammerfall, и странная у народа к ним любовь.
После объявления биса народ в массовом порядке устремился в гардероб — вспомнив обычную давку при таком стечении народа, устремились и мы.

Что ж, в первый же день, на мой взгляд, организаторы сделали ошибку, пригласив несколько практически однотипных групп. Из них, на мой взгляд, выигрышнее всего звучали Edguy — у них был оптимальный баланс между шоу и музыкой, а в поведении Тобиаса на сцене — тот самый кураж, которого так не хватало «Гран-Куражу».

День второй, 30 ноября: Испанские тореро и тевтонские рыцари
Lost Society, Mago de Oz, Accept, «Ария»

В.И.: Завершающий день «Ария-феста» был гораздо больше похож на фестиваль — мощнее, разнообразнее, хотя до настоящего ощущения фестивального праздника немного не дотянул. И публики было почему-то заметно меньше, чем вчера. Во всяком случае, таких огромных очередей за браслетами в фанзону уже видно не было. (Может, потому, что большинство их уже получило). А вчера вообще было смешно — прямо от гардероба начиналось целых три очереди. Отстояв самую длинную из них, люди неожиданно понимали, что это была… очередь за пивом в бар. Та, что покороче — в фанзону. А обладатели обычных билетов могли смело протискиваться через толпу и идти в свои unimportant-пространства.

Первым на сцене оказались на «Маги» (чего я боялся и потому спешил ровно к шести), а финны Lost Society. Этакий игрушечно-сувенирный олдскул-трэш-метал от юных финнов, дети играют в игры отцов, всё как полагается — короткие шортики, полосатые гольфики, кокетливо приспущенная маечка, — словом, полный «привет диффчёнки». У Lost Society есть напор, но почти нет интересных риффов и мелодий — знатоки говорят, что так и надо. После третьей вещи стало очень хотеться, чтобы оно закончилось.

Д.К.: Выход парней из Lost Society, едва перешагнувших тинейджерский возраст, умилил. Из-за неполадок с микрофоном никто не услышал приветствия и первого куплета первой песни, но обескуражило это только публику. Наконец, техник заставить работать микрофон, и вокал Сами Элбанна стало слышно. Впрочем, вокалом назвать хрипло-надрывные кричалки в духе героев трэша старой школы трудно, но такова эстетика жанра. Матчасть парни изучили хорошо. Рубились они на всю молодецкую удаль (или дурь), и рубились настолько заразительно, что посередине фэн-зоны закружился сёркл-пит. Первые пара композиций вызвала восторг. Но чем дальше, тем становилось скучнее. Раздражения не было, но и изначальный восторг иссяк. Играли финны столько же, сколько и «Гран-Кураж» днем раньше – полчаса, но сейчас, когда сет подошел к концу, автор этих строк лишь облегченно вздохнул…

Хотя среди публики было немало людей в возрасте примерно том же, что и музыканты Lost Society, с нашивками и в футболках с символикой группы. Наверное, стоит порадоваться, что у трэша будущее есть.

В.И.: Пока слонялся по залу, обнаружил полусекретную вторую сцену — за дверьми в маленьком зальчике сбоку. Какие-то люди, чуть ли не на табуретках сидя, наяривали инструментальные версии хитов «Арии». Зачем они это делали, бог весть.

Д.К.: Испанцы Mago De Oz для своей страны – группа примерно того же ранга, что «Ария» для России. Тексты у них — тоже на родном языке. В одной из пауз между песнями вокалист сказал наше русское «спасибо», после чего добавил на английском с нескрываемым акцентом: «Больше мы слов по-русски не знаем, да и по-английски практически не говорим».

В.И.: «Да он говорит по-английски не лучше, чем я!» — заметил какой-то фэн со мной по соседству. Да, правда, конферанс неуклюжий, зато — от души.

Д.К.: И не надо речей разных! Mago de Oz ждали благодаря музыке. Испанцам можно простить неуверенное начало и кашеобразный звук двух первых номеров. Отрулить звук восьми музыкантам (а их именно столько вышло на сцену) было непростой задачей. К счастью, саунд-инженеры с ней справились. Поклонники торжествовали. Ещё бы! «Маги» приехали в Россию впервые в жизни. А поклонников, судя по открывающимся в такт тексту ртам, на танцполе хватало.

В.И.: Да и для меня, доселе знакомого с творчеством испанцев очень приблизительно, Mago de Oz в одиночку «сделали этот вечер»… хотя что там в одиночку — восемь человек на сцене, одних гитаристов аж трое! Музыка их — яркий пример евроинтеграции: ирландский фолк-метал на испанском языке, но никакой натянутости в этом миксе нет, слушается «на ура», даже для тех, кто едва ли отличит одну вещь Магов от другой. Звук был грязноват — еще бы, такую толпень озвучить, да еще со скрипкой! — но это им ничуть не мешало. Думается, что Mago de Oz просто редко играют — так все светились счастьем просто от того, что находятся на сцене. Разного рода синхронные жесты инструменталистов, покачивания гитарами в такт, разудалые пляски бэк-вокалистки…

Д.К.: Расписывать музыку группы – дело неблагодарное. Когда она звучит, в слушателе пробуждается состояние праздника. Сами музыканты тоже получают откровенное удовольствие от игры. В общем, «расколбасили» испанцы публику своим фолк-пауэром. А на сладкое бэк-вокалистка вышла на передний край и выдала… «Mercedes Benz»! Кавер нетленной вещи Дженис Джоплин начался в аутентичном акапелльном виде, но на третьем куплете подключилась вся команда и подыграла в фирменном «магодеозном» ключе.

В.И.: Миниатюрная, но очень бойкая дама получила и свой выход на авансцену – изобразила Дженис так, что у меня просто челюсть отвалилась!.. Сильнейший голос, даже получше, чем у штатного певца группы.

Д.К.: Праздничная феерия окончилась неожиданно, хотя сет длился час с небольшим хвостиком. Хочется надеяться, что кто-нибудь из промоутеров устроит Mago De Oz большой сольный концерт. В зале была замечена команда Delta Mekong Concerts. Выведывать их планы было бы некорректно, а вот предположение о том, что они неспроста пришли в этот день чуть ли не всем составом, рискну высказать.

В.И.: Настал черед Accept… Тогда, на концерте, мы еще не знали, что присутствуем при одном из последних выступлений немцев с Германом Франком и Штефаном Шварцманном… Пожалуй, по лицу Германа можно было и догадаться о предстоящем уходе… а может, и нет – говорят, он на всех концертах такой! Всё время в тени, словно отбывает номер. Зато Хоффманн и Балтес «жгут» за троих, не уступает и Марк Торнилло, и поражаешься, насколько точно он вписался в образ и репертуар.

Д.К.: Классики тевтонского хэви всегда предсказуемо хороши. Давайте вспомним, что у группы не за горами пятидесятилетие. Кто-то к подобному юбилею начинает играть попроще и полегче, иные уходят в мейнстрим, а то и вовсе впадают в маразм. Даже The Rolling Stones, не растерявшие творческого лица за более чем полувековую историю, не раз «меняли курс». Но не Accept. Эти ребята, а ныне – достойные мужи, еще в шестидесятые начали играть музыку настолько тяжёлую, что звукозаписывающие фирмы боялись выпускать их пластинки вплоть до конца семидесятых. Начиная со второго альбома «I’m A Rebel» группа приходит к своему классическому саунду, за который и канонизирована поклонниками хэви-метала. Свой сет Accept начали боевиком «Stampede» с нового альбома «Blind Rage». К моменту начала концерта автор этих строк прослушал пластинку два раза, но когда звучали новые композиции, которых в сет-листе было три, не покидало ощущение, будто они уже осели в голове намертво и стали чем-то родным и незыблемым.

В.И.: Новые вещи (числом три — «Stampede», «Dying Breed» и последняя с альбома) отлично вписались в репертуар, а уж про «Princess of the Dawn», «Restless and Wild», «Metal Heart» и другие — что тут говорить! Совсем не чувствуется пропасти между «классикой» и вещами периода Торнилло, живьем хорошо срабатывают и те, и другие. Насочинять новых песен по силу многим старым рокерам, а вот сделать так, чтобы они были вровень с известными хитами, могут не все… вот у Хоффманна как-то получилось.

Д.К.: Играл легендарный квинтет чётко и безукоризненно. Сквозь стену гитарного звука дуэта Хоффманн/Франк на фоне убедительной ритм-секции Шварцман/Бальтес прорывается надрывный вокал Торнилло. И всё это на предельной громкости, на уровне болевого порога. Это я к тому, что немцы могли бы поделиться громкостью с «Гран-Куражом», которому ее как раз не хватало (см. выше). А выступление Accept не получило бы данного, единственного нарекания.

В.И.: После этого многие фэны сочли день завершенным; на смену им пришли другие, те, кто купил специальный билет категории «только на Арию». На мой взгляд, такие «ноу-хау» убивают идею фестиваля напрочь — вы когда-нибудь видели, чтобы на концерт продавались билеты категории «только на хедлайнера»? Странно, да… Хотя не сказать, чтобы публики в итоге прибавилось, скорее, наоборот.

Д.К.: После «акцептовской» мощи первые вещи «Арии» мой организм, взбодренный семью предшествующими артистами, всерьёз не принял. То, что хедлайнеры в этот вечер вышли на сцену, не имея в составе ни единого оригинального участника – скорее любопытный факт. И вряд ли он отразился на качестве их игры, тем более все, включая самого «юного» (по сроку службы) Михаила Житнякова, уже не новички.

В.И.: То, что Михаил Житняков за почти два года пообвыкся в роли фронтмена и справляется с материалом всех времен, для фэнов уже не открытие. Но есть у человека с микрофоном и еще задачи, кроме как петь, уверенно и попадая в ноты. Надо жить, действовать, а не отыгрывать заранее расписанную роль. Очень заметно, что в паузах вокалист говорит исключительно заготовленными фразами — эдакими хорошо выверенными аннотациями к песням, но ни одного живого слова, которое бы относилось к данному концерту, к фестивалю, к какому-нибудь фэну в зале, от него не дождешься. Разве только смешных оговорок: «Говорят, что дураки учатся на чужих ошибках, а умные… то есть, простите, на своих ошибках…»

Д.К.: Объективно говоря, доводилось бывать на концертах «Арии», которые были на несколько порядков выше и энергетически насыщеннее. Например, на прошлогоднем «AriaFest» группа и выглядела, и звучала убедительнее. Даже после Rage, игравших в тот же день, и ради которых ваш покорный слуга тогда и отправился в «Стадиум»…

В.И.: Действительно, в прошлый раз «Ария» выходила на сцену после Rage, теперь они взяли «на разогрев» один из главных своих источников вдохновения, Accept… что в следующий раз, Iron Maiden? Так или иначе, планка была поставлена очень высокая, и с первых же вещей «Арии» возникли странные мысли — это ли хедлайнеры? Странный звук, с выпирающими ударными и проваленной гитарой, странный сет-лист… В этот день группа, по идее, впервые представляла публике материал нового альбома «Через все времена». С него прозвучала заглавная вещь… и только. Зато с «Крещения огнем» — целых три, с «Армагеддона» — две, и вообще это выступление казалось своеобразным мастер-классом на тему «покажем Артуру Беркуту, как надо петь его песни».

Д.К.: Возможно, кто-то спишет недостатки концерта на отсутствие заболевшего Владимира Холстинина. Как и в туре, проходившем в течение месяца, основателя и единственного бессменного участника «Арии» заменял Михаил Бугаев. Лидер и гитарист «Гран-Куража» со своей задачей справился. Лишь на первых двух композициях его инструмент звучал несколько проваленным, далее ситуация выправилась. Целостности команды Бугаев не нарушил. С учётом того, что все композиции на концертах «арийцы» играют почти в точном соответствии со студийными версиями, поставленная задача выполнена. Как бы не надрывались скептики, что без Холстинина это уже не совсем «Ария», это была всё же она.

В.И.: Но всё же очень хотелось бы услышать со сцены хотя бы минимального комментария на тему, куда же делся Владимир Холстинин и почему на его месте играет Михаил Бугаев из «Гран-Куража». (Юмористы уже прозвали этот состав группы «Курарией»). Известно лишь, что Холстинин в больнице, он пропустил несколько концертов турне, но к Москве вроде как собирался вернуться в строй. С одной стороны — жаль. С другой — Москва услышала состав, который, надеюсь, останется эксклюзивным.

Д.К.: Вспоминается Stratovarius, где, напомним, уже семь лет не играет никого из оригинального состава, но это же не мешает группе продолжать играть под славным именем. Или «Чёрный Обелиск», открывший прошлогодний «AriaFest»… Не будем продолжать этот список, поговорим о позитивном. Как бы ни критиковали «Арию» (в том числе и автор этих строк), много светлых сторон высветил их сет. Для Михаила Бугаева попадание в такую команду – это неоценимый опыт. Для группы Бугаев, быстро освоивший материал и сыгравшийся с остальными музыкантами – более чем удачная находка! Для поклонников группы концерт «Арии» в таком составе также стал явлением уникальным. Принимали всенародно любимую группу хорошо. Лица поклонников светились излучаемой радостью. В финале фронтмен Михаил Житняков поблагодарил всех, разделивших с ними праздник.

Закончился двухдневный метал-марафон песней «Дай жару». Примечательно, что год назад «AriaFest» закрывала эта же вещь. Только под неё на сцену вышли полными составами Rage и «Чёрный Обелиск». Ныне к «Арии» никто не присоединился, и они завершили праздник сами.

В.И.: Маловыразительная вышла концовка. Абсолютно стандартная последовательностью вещей, знакомая каждому фэну современного состава — «Герой Асфальта», «Улица роз», «Дай Жару»… В прошлом году на «Ария-фесте», помнится, заканчивали так же, но в последней вещи с группой на сцену вышли участники Rage, «Черного обелиска», еще кто-то, и получилось хорошее коллективное завершение фестиваля. На этот раз — ничего подобного. Стандартные слова прощания и звуки «Мании величия» из динамиков. Как мы узнали уже потом, готовился выход на бисовой вещи музыкантов Mago de Oz, но из-за организаторской накладки они уехали в гостиницу раньше, чем «Ария» заканчивала играть. Жаль! А если помечтать… какой прекрасный микс можно было бы сделать из “Balls to the Wall” и «Воли и разума», например? Или – в следующем году – пригласить Хэлфорда подпеть пару куплетов в «Встань, страх преодолей»? Банк идей открыт!

Д.К.: Осталось добавить, что наши аккредитации (не считая фотографической) давала возможность внимать музыке и лицезреть AriaFest с танцпола вместе с обладателями входных билетов. Оценить атмосферу праздника, каким он был за кулисами, мы не смогли. Находясь в самой что ни на есть народной части, получили восемь в сущности хороших сетов «в одном флаконе», разбавленных конкурсами от Ильи Буца, без которых можно было обойтись.

В.И.: Да, по правде, за кулисы никто и не рвался, но разница между восприятием из первых рядов и откуда-то с середины огромного зала – довольно-таки велика. С другой стороны, и на том спасибо. Увидеть вещи несколько с иной перспективы мне помогла встреча под конец второго дня. Со мной поздоровался меломан, который приехал аж из города Находка, что под Владивостоком. Он рассказывал, что два месяца работал на расклейке афиш, чтобы купить авиабилеты и увидеть любимых Mago de Oz! Вот вам пример упорства — а мы тут, кажется, слегка заелись…

Владимир ИМПАЛЕР
Дмитрий КОШЕЛЕВ
Фото: Катерина Межекова
Благодарим Алексея Кузовлева («Motley Concerts») за аккредитацию на концерт.

Репортаж с «Арияфеста’2013»:
http://inrock.ru/live_reports/aria_fest_2013

Дмитрий Кошелев

Дмитрий Кошелев