Ария «Проклятье морей» (2018)
Тринадцатый студийный альбом и третий – «эры Житнякова». Да, можно уже сказать и так… Михаил закрепился в коллективе, песни сочиняет, «классику» поёт на пять баллов, публика довольна. И, как у многих рок-легенд, новые диски уже не становятся явлением, не ловят дух времени, а просто радуют фэнов и подтверждают, что группа жива и в музыкантах не остыло желание творить.
Первой в память западает «Эра Люцифера» – марш-речёвка на стихи Александра Елина. Первый трек, который как-то выбивает из сонно-благодушного восприятия и заставляет даже вспомнить «Волю и разум», хотя припев теряет в энергии по сравнению с куплетом. С этой вещью связана забавная быль – о том, что старожилы «Арии» во время записи всё говорили Михаилу Житнякову – мол, петь надо агрессивнее, «Люцифера дать!» Но Житняков всё-таки лирик, а не Люцифер, он может добавить жёсткости в голос, но это будет деланная жёсткость, без настоящей безуминки и мрачного очарования.
Но есть места, где Михаил раскрывается (не так, конечно, блистательно и нараспашку, как в «Династии Посвящённых») – это «Живой», вещь Сергея Попова на стихи Маргариты Пушкиной. Непривычные для «Арии» кельтские гитарные переборы во вступлении, смена тембров и гармоний, иллюстрирующая наслоение реального и призрачного мира в этой песне о любви и о солдате, не вернувшемся с войны. Вклад экс-«мастеровца» Попова в «Арию» всегда был нешаблонным, и сейчас, когда военная тема в фаворе и подаётся, как правило, в бравурно-плакатной форме, его композиция звучит как минимум необычно.
В противовес ей – «Варяг». Разглядывая обложку, которую сделал известный по работам с западными прог-рокерами Эдуард Юницкий, почему-то думаешь, что будет песня про скандинавов тысячелетней давности. Но нет, это тот варяг, который наш, гордый и врагу не сдаётся. А звучит вещь от лица затонувшего корабля. Помните, на недавнем альбоме Валерия Кипелова был трек от лица самолёта? Признаться, Кипелову-самолёту веришь больше, чем Житнякову-кораблю. Может, потому, что в песне «Рождённый летать» тексты Пушкиной, а в «Варяге» – Игоря Лобанова? «За Родину, царя и Бога – «Варяг»…» – по этим строчкам в припеве можно прямо идти и составлять заявку на грант по патриотическому воспитанию молодёжи.
Но, думается, это не те задачи, которые сейчас решает коллектив. С новым альбомом «Ария» делает серьёзный шаг на зарубежный рынок. Сведением занимался Рой Зэт – тот самый гитарист, «перезапустивший» карьеры Брюса Дикинсона и Роба Хэлфорда, а в марте 2019-го состоялся релиз на западном лейбле Sliptrick Records. Нам даже присылали цифровые промо с альбома, сопровождаемые цитатами западных критиков вроде “this is heavy metal to a very high standard» и «certainly Russia’s hidden secret». Даже как-то завидно иностранцам, которые будут слушать этот альбом именно как музыку, не вдаваясь в тексты, потому что музыка хороша, на диске немало прекрасных чисто гитарных находок, выразительных риффов и мелодий. Уже упомянутая «Живой», холстининская «Дым без огня» – эти композиции явно расширили рамки того, что такое группа «Ария». Хороша и дубининская «Всё начинается там, где кончается ночь» с хитовым припевом – но сколько же ещё нужно миру песен о байкерах?.. Словом, новая работа «Арии» – это хороший западный уровень, главное тут воспринимать альбом с чистого листа, не сопоставляя с огромным славным бэк-каталогом.
Что сказать про заглавную вещь «Проклятье морей»? Она – где-то в том же безвременьи, где ветер носит героя песни, «Летучего голландца». Фанаты тут же накинулись на «Арию» – мол, это же «мэйденовский» «Rhyme of the Ancient Mariner»! Ну да, вещь длинная, эпичная, про море, и то самое сочетание «тыг-дын, тыг-дын» с балладным зачином. «Арийцы» устало отбиваются – мол, и в мыслях не было. Ноты другие, размеры другие, сюжет отличается, корабль не тот. Да и нелепо было бы копировать настолько известную вещь, согласитесь! Наверное, тут имеет место другой феномен – в биологии это называется конвергентной эволюцией: когда внутренне разные виды в похожих экологических нишах начинают похоже выглядеть и вести себя. Ихтиозавр и дельфин, муравьед и трубкозуб… В общем, они не специально.
Рецензия опубликована в #87
melodic metal
Sliptrick Records/М2БА