Arch Enemy: Магическое явление
Если судить по соцсетям, фанаты Arch Enemy если не похоронили свою любимую группу после ухода Анджелы Госсоу, то относятся к её новому творчеству с изрядной долей скепсиса. Выпадов в сторону новой фронтвумен, Алиссы Уайт-Глуз, немало… Однако московский концерт показал: все голоса «против» остались в виртуальном пространстве. Такой толпы во вторник я увидеть не ожидал! Выходит, «критики» слукавили и всё-таки пришли? Если и так, то вряд ли они остались разочарованными – вживую команда во всех отношениях замечательна.
Ажиотаж перед входом сказался и на аккредитованных журналистах. Я пришел минут за 15 до объявленного начала концерта, но путь к окошку для прессы оказался столь долгим, что отголоски сета спецгостей, итальянцев Unhuman Insurrection, я прослушал, стоя в очереди. А на танцпол попал за пять минут до фонограммы «Thunderstruck», которая на сайте setlist.fm указана в качестве интро сета Arch Enemy. После неё – ещё одно записанное вступление, трек «Set Flame To The Night», во время которого выходили по одному хедлайнеры, чтобы через минуту вжарить как следует во всю силу и мощь.
Правда, риффы в концертном саунде не были сразу же такими же отчётливо читаемыми, как в студийном, но это же живое выступление, в нём есть свои звуковые правила и тонкости. К третьей композиции слух адаптировался – риффы риффами, но фирменная фишка Arch Enemy – перекрёстные мелодичные соло, и они-то были сыграны живьем с такой искромётной самозабвенностью, которой не всякие мелодисты-неоклассицисты могут блеснуть. Визуальный ряд шоу – отдельная песня, описать которую по достоинству слов не хватит. Это и фирменное оформление сцены, и всевозможные приспособления-конструкции. Чего стоит специальный трамплин возле ударной установки! Если бы мне не сказали о нём, я мог и и не догадаться, что именно с него вокалистка совершает эффектные прыжки. Есть и вентиляторы, развевающие шевелюры музыкантов… Но главное не технические приспособления, а сами музыканты. Тот случай, когда группа выглядит настолько фактурно, что остается лишь восторженно ею любоваться. Когда важен не сет-лист, а музыка, создаваемая здесь и сейчас. Музыканты отлично взаимодействуют друг с другом, и та энергия, что благодаря этому взаимодействию возникает, способна покорить даже далёкого от металла слушателя. Каждый на сцене – секс-символ безотносительно к гендерной принадлежности. Arch Enemy харизматичны и красивы – этого не отнять. Концерт Arch Enemy стоит приводить в пример как явление не столько музыкальное, сколько магическое, которое стоит хотя бы один раз увидеть живьём.
Несколько слов о внешности каждого из музыкантов. Начну с основателя Майкла Эмотта. Он снова подверг свой хайр перекрашиванию. На сей раз – в радикально чёрный цвет. «Новобранец», или самый молодой по «сроку службы», гитарист-виртуоз Джэфф Лумис, в противовес ему – блондин. Выглядит, правда, вживую он практически юнцом. Часть сознания помнит, что ему незадолго до концерта, 14 сентября, исполнилось 46 лет, а другая верить в это напрочь отказывается. И, едва ли не перекрикивая децибелы звука из порталов, оппонирует: «Да ты гонишь, ему ж на вид не более тридцатника!» И лишь на фото удается разглядеть, что «парнишка» явно постарше будет. Но даже на фото Джэффу вряд ли более сорока «выпишешь».
Шарли Д’Анджело – ещё один важнейший персонаж, без которого (как и без Эмотта) команду невозможно представить. Краски, которые вносит в ритмику его басовая игра, не выходя на передний план – ещё одна фирменная черта Arch Enemy. Вместе с Шарли в ритм-секции с 1998 года работает барабанщик Даниэль Эрландсон. Он хоть и слышен лучше басиста, но виден не со всех ракурсов. Однако если найти нужный и приглядеться, то будет ясно, каким непрерывным и уж точно нелёгким трудом его рук и ног достигается ритмика. В сет-листе практически все композиции – боевики, даже среднетемповых вещей практически не было. И правильно! Такие концерты мы посещаем ради отрыва и угара, а не для релакса.
И наконец, ещё один участник, точнее — участница, действа – фронтледи Алисса Уайт-Глуз. Выглядит она, конечно, «с большой буквы». Причёска – как у Мальвины из сказки про Золотой ключик, голубого цвета. Прикид – кожа с джинсой. В нижней части кожаного комбинезона – сотни дизайнерски выверенных прорезей-отверстий. Интересно, как долго она одевается и какие слова можно услышать от этой Мальвины, когда пальцы поневоле застревают в этих самых прорезях? Ну а по части певческих данных… Мало кто верил, что юная певица сможет удержать планку, высоко поднятую её предшественницей Анжелой Госсоу, обладательницей, пожалуй, самого мощного женского гроула на планете. Однако удержала! Сет-лист не даст соврать.
Девять из восемнадцати прозвучавших живьём композиций – с двух свежих альбомов, ещё восемь – времён Анжелы, и под самый занавес – соло «Fields Of Desolation» с самого первого лонгплея «Black Earth», что ещё с Йоханом Лиивой у микрофона. Сразу после заявления Анжелы об уходе и представления новой вокалистки были мысли, что Алисса, как и в своей предыдущей группе The Agonist, разбавит экстремальный вокал Arch Enemy чистым голосом. Этого не произошло. Ни к счастью, ни к сожалению. Уайт-Глуз – боевая дева (не девочка-припевочка), и с её голосом Arch Enemy остаётся хоть и мелодик-, а всё же дэт-металлическим бэндом, одним из флагманов тяжёлой сцены. Отсюда и пристальное внимание к Arch Enemy, и ошеломительный успех этого почти аншлагового тура.
Сет-лист: The World Is Yours; Ravenous; Stolen Life; War Eternal; My Apocalypse; Blood in the Water; You Will Know My Name; The Race; The Eagle Flies Alone; As the Pages Burn; Burning Angel; No Gods, No Masters; Dead Bury Their Dead; We Will Rise. Бис: Avalanche; Snow Bound; Nemesis / Fields of Desolation (Outro).
Дмитрий КОШЕЛЕВ
Фото: Катерина Межекова.
Благодарим Анастасию Потапову (Spika Concerts) за аккредитацию.
10 октября 2017 г.
Москва, "ГлавClub"
Spika Concerts