Аннеке ван Гирсберген: Счастливые краски
Anneke van Giersbergen,Foreign,Клуб,Москва Экс-вокалистка The Gathering Аннеке ван Гирсберген – счастливый человек. Об этом она говорит всем, в том числе и нашему журналу в недавнем интервью, и на ее очередном московском концерте можно было в очередной раз убедиться в правдивости ее слов.
Казалось бы, в чём событие – она играла в Москве уже не раз, и в составе The Gathering, и в совместной акустической программе с Данни Каваной (Anathema), и со своим сольным коллективом. Но вот, спустя всего год после ее прошлого визита, на ее концерте снова собралась пусть и не огромная, но всё же вполне ощутимая толпа поклонников и поклонниц.
Публика отличалась в массе своей интеллигентностью и какой-то «домашнестью», кажется, многие в обстановке рок-клуба впервые и смущенно оглядывались по сторонам, пытаясь найти себе место, а вдобавок на них еще и обрушилась команда разогрева «Омела», чья музыка — из несколько иной весовой категории. Когда-то «Омела» выступала перед Blackfield, тоже кумирами меломанской интеллигенции.
Играют москвичи своеобразный фолк-дум-метал с элементами прогрессива, с текстами на русском языке, со скрипкой, флейтой и клавишными – коллектив интересный, прекрасно сыгранный, только вот зычный вокал Сергея Абрамова «живьем» подминает всю тонкую красоту инструментальных партий. И очень сложно проникнуться музыкой, когда мощный волосатый мужчина у микрофона поет строчки вроде «Я – зимняя ягода!»
Еще полчаса, и на сцене наша богиня, а вместе с ней – двое гитаристов, басист и ударник. «Надеюсь, будет не так громко, как на разогреве», — обсуждали между собой в перерыве поклонницы… но оказалось – еще громче и, пожалуй, менее качественно по звуку. Парадоксально, лучшая точка по звуку в зале «Вольты» обнаружилась не у звукорежиссерского пульта, как обычно, а прямо под левой колонкой. Где ваш покорный слуга хоть и оглох изрядно, но зато слышал голос и инструменты более-менее раздельно и отчетливо. Ну и увидел певицу относительно вблизи.
Аннеке – в скромной курточке, темной майке и обтягивающих черных штанишках. Она и раньше, еще в The Gathering, выбивалась из ряда томных готических дев в корсетах, а теперь окончательно перешла в категорию «girl next door», обычной барышни с соседнего двора, и этот образ отлично ей подходит. Бывают артисты, которые старательно разыгрывают на сцене свою «свойскость», у Аннеке же ее простота не наиграна, она действительно такая – с широко распахнутыми глазами (добавим сюда зверский сценический макияж), полная восторгов по поводу Москвы, публики, приема и всего на свете. Когда фэны начинают скандировать «Аннеке, Аннеке!», она отвечает им в микрофон: «Москва, Москва!» Она спешит принять и вернуть обратно все устремленные на нее влюбленные взгляды.
У Аннеке ван Гирсберген получилось собрать вокруг себя аудиторию как раз того размера, что ей нужно – не больше и не меньше. Это маленький теплый круг фанатов, которые ездят за «нашей Аней» на концерт из других городов, устраивают милые флэшмобы (листочки с названием песни «We Live On»), обожают певицу какой она есть после ее «дауншифтинга» из The Gathering. Было бы их больше – Аннеке было бы уже трудно дать каждому достаточно внимания после концерта, меньше – она бы не смогла ездить в регулярные турне и выпускать диски, а так – всё в порядке.
Во время концерта я пытался понять, что же больше всего нравится в певице. Репертуар? Но период The Gathering, где она пела очень яркие по музыке и смелые по саунду вещи, почти забыт. В сольной карьере она выбрала незатейливый поп-рок, да и первые ее альбомы были, на мой взгляд, интереснее самых свежих. Нынешняя ее группа – прямо скажем, статисты, ничего к музыке Аннеке не прибавляющие – типичный инди-рок-ансамбль, громкий и «грязный», каких в Европе пруд пруди, да и у нас тоже. За время концерта группа два-три раза давала «фальстарты», и можно только поражаться невозмутимости «босса», всякий раз мягко переводившей конфуз в шутку.
Личное обаяние? Это бесспорно, Аннеке неотразима на сцене, и, кажется, многие в публике пришли в основном для того, чтобы посмотреть на свою любимицу.
Но самое главное сокровище Аннеке – голос. Его сила, краска, точность, интонационная верность. Огромное наслаждение – просто видеть и слышать, как льется этот поток. Как легко и свободно она поет — словно птица, парящая в солнечных лучах. В ее пении нет ни капли борьбы, преодоления, возможности ошибки. Есть совсем немного артистов, про которые можно сказать эту фразу: Аннеке не поет, она и есть пение…
Эта легкость проявляется в сущих мелочах – скажем, повторении фразы припева, которую она поет, отстранив микрофон, едва слышно, будто только для самой себя. Или в трюке с настройкой акустической гитары. Вы когда-нибудь видели, чтобы артист настраивал гитару не по тюнеру, не по ноте, сыгранной, скажем, клавишником, а по собственному голосу? Аннеке так и делала: крутила колки, потом пела на разные ноты «ла-а-а», то высоко, то низко, и крутила головой – нет, всё не то. Дурачилась, конечно. Но и как шутка это впечатляет.
Кстати, те два-три номера, сыгранных в середине сета в акустике, так и остались недостижимой высотой концерта. Как жаль, что мне не довелось попасть на ее первый в России концерт, когда она выступала в акустике, и как досадно, что прошло мимо России феерическое unplugged-турне Pain of Salvation/Arstidir/Anneke в этом году… Только в акустике, да еще в балладных номерах вроде «1000 Miles Away From You», слышны реальные возможности Аннеке как певицы. В ее нынешней карьере достаточно комфорта и мало «вызова», поэтому хочется надеяться, что когда-нибудь она устанет от бодрых счастливых песен на один мотив и откроет новую страницу в своей карьере. А сейчас – спасибо за голос…
Сет-лист: You Will Never Change, Drive, Saturnine (The Gathering), My Boy, 1000 Miles Away from You, She, Beautiful One (acoustic), Circles (acoustic), My Mother Said, Forgive Me, Mental Jungle, You Want to Be Free, Stay, Shooting for the Stars. Бис: Wonder, We Live On, The Best Is Yet to Come.
Группа «Омела».
Владимир ИМПАЛЕР
Фото: Екатерина Гучок.
Благодарим Евгения Силина (Alive Concerts) за аккредитацию.