Андреас Хак (Frequency Drift): Ренессанс против Вагнера
Frequency Drift,progressive rock,renaissance rock На сцене фестиваля «Night of the Prog» немецкая команда Frequency Drift выделялась даже в свои отведенные в расписании 12 часов дня. Необычное звучание, множество нероковых инструментов (арфа, скрипка, кларнет, африканские барабаны), сочетание тяжести металла и свежести фолк-рока при общей нео-проговой музыкальной основе – всё это уже вывело Frequency Drift в списки «открытий года» множества фэнов и журналистов.
Пришел и наш черед открыть творчество молодых немцев из прославленного города Байройта. Сразу после выступления мы подошли к команде, чтобы задать несколько спонтанных вопросов. Сперва мы обратились к этой просьбой к милой блондинке-вокалистке, но она, улыбнувшись, перенаправила к лидеру группы, клавишнику и основному композитору Андреасу Хаку. Мол, уж он-то всё знает…
К сожалению, после того, как интервью было готово, оно по техническим причинам не попало в номер и осталось в редакционном портфеле. Но за это время немцы только прибавили в известности, поэтому и наша беседа не утратила актуальности.
Расскажите, пожалуйста, о происхождении группы, о том, как вы пришли к вашему необычному стилю.
Всё началось с одного конкурса групп, где мне хотелось участвовать. Думаю, это было пять лет назад. (Согласно биографии, в 2006 году, — примеч. авт.) Я хотел сыграть концерт в моем родном городе, и собрал состав для этого. Вот, если вкратце, как всё началось.
Из какого вы города?
Из Байройта.
Наверное, вам до фестиваля недалеко добираться?
Да нет, целых пять часов езды на машине.
Просто кажется, что вас отлично поддерживает местная публика. И мы тоже были впечатлены вашим концертом, хоть и видим, и слышим вас впервые. Вы далеки от «трендов», будь то нео-прогрессив, симфо-прогрессив, что угодно. У вас есть свежесть, сочетание ряда стилей, от металла до фолка.
Верно.
Расскажите о вашем творческом, композиторском подходе.
Как я сочиняю? Я думаю прежде всего об атмосфере музыки, о том, какие картины она рисует, какое настроение создает, а не о том, чтобы играть сложно и быстро. Мы пытаемся использовать разные необычные, нероковые инструменты – кларнет, арфу, скрипку, флейту, и всё такое прочее. Думаю, они не слишком часто звучат в рок-музыке, и их звучание делает ее интереснее.
Мы не гонимся за блестящими соло, главное – атмосфера.
Кто на вас повлиял из рокеров и не-рокеров?
Источники вдохновения? Множество! От нео-прогрессива, разумеется, и прежде всего Marillion – у нас очень много от Marillion! Но я должен сказать, что в последнее время почти не слушаю прогрессив как таковой. Больше уделяю внимания early music, классике, саундтрекам, джазу, фолку, и стараюсь включать все эти влияния в то, что мы делаем. Металлист из меня, прямо скажем, неважный. (Улыбается.)
Early music – кого именно, каких композиторов?
Бах, разумеется. Всё из ренессанса. Если говорить о группах, не уверен, что ты знаешь, есть одна под названием Accordone – это early music, обожаю их. Есть еще кинокомпозитор Бэр Маккрери (Bear McCreary), это композитор саундтреков, который использует необычные «краски» в звучании. Он на меня очень сильно повлиял. И Йоко Канно, японский композитор. Мне он тоже очень по душе.
А что насчет Рихарда Вагнера?
Гм… Его-то я не очень люблю.
Но это самый известный человек из города Байройта!
Да, он знаменитая личность, но это слишком тяжелая музыка для меня. Я люблю легкую музыку, а Вагнер очень тяжелый. У него всё время: «Грррр! Грррр! А-а-а-а!» (Изображает тяжеловесную поступь вагнеровского стиля). Понимаете? (Смеется.)
Вот почему я предпочитаю женские голоса – за их легкость. Но, я признаю, Вагнер был гением, он сочинил много прекрасной музыки, просто это не моя стихия. Я не поклонник романтизма.
Когда я вас услышал, мне сразу вспомнились The Gathering.
Да-да. Мы слышали это сравнение. Но мы не добивались этого сходства нарочно. Может, так получается, потому что у нас «космический», воздушный саунд и женский вокал, может, мы играем как-то похоже, и поэтому (вздыхает)… Но мы не пытаемся сделать вокал звучащим как у Аннеке, вовсе нет.
А расскажите о ней побольше. У нее славянское имя, Антье, не так ли?
Нет-нет, она немка, из Баварии, ее зовут Николь Шарнагль. Мы с ней живем в одном городе, мы с ней знакомы много-много лет назад, играли вместе в самых разных проектах, а потом, когда Антье Ауэр, нынешняя певица Frequency Drift, отказалась участвовать в концерте, у Николь было три репетиции, и она прекрасно справилась с задачей.
Расскажите о выборе инструментария в группе. Как всё происходит – вы сочиняете музыку и видите, что она требует скрипки, или арфы, или восточных ударных, и зовете соответствующего музыканта? Или просто смотрите, кто из друзей на чём играет?
Ну, с арфой всё просто. Арфистка [Нерисса Шварц] – моя жена. (Смеется.) А остальные инструменты я выбрал сознательно. Главное, чтобы его звучание было свежим для стиля. Взять, скажем, кларнет – в прог-музыке его нечасто услышишь. Поэтому я решил, что на новом диске надо попробовать кларнет. На следующем диске, я думаю, будет оркестровая перкуссия. У меня эта музыка уже есть в голове (показывает). Так мы пытаемся развиваться, прогрессировать… К тому же так, со всеми этими инструментами, гораздо интереснее играть живьем.
Но, должен признаться, это вызывает и много сложностей. Нам очень трудно найти, где играть. Такую музыку мало кто признает за свою. Скажем, рокеры хотят слушать обычный рок или металл, а мы явно не общепринятая метал-группа.
Вы где-то между прогом, роком и ренессансом…
Верно! О, как раз вспомнил. Renaissance – не стиль, а группа – одна из моих любимых. Она на нас очень сильно повлияла.
Еще у вас есть африканские ударные, talking drum… Откуда они?
Они взялись из ансамбля средневековой музыки, в котором играет мама нашего барабанщика. Моя жена играет с ней в этой команде тоже. И было логично взять кое-что и от их стиля тоже.
На днях выходит ваш новый, четвертый уже альбом «Laid to Rest»…
Он вышел сегодня! (Улыбается.) Точнее, в пятницу. Так что сегодня первый день продаж.
Желаем вам удачных продаж альбома и хороших концертов. Ваша музыка этого стоит!
Спасибо!
Владимир ИМПАЛЕР
Фото – Елена Савицкая, Владимир Импалер.