Almanac: В России всегда весело
Январь 17, 2018
Дмитрий Кошелев (570 статей)
Поделиться

Almanac: В России всегда весело

Помнится, когда Виктор Смольский покинул Rage, в рядах поклонников немецкой пауэр-металлической легенды произошёл раскол, и на стороне белорусского виртуоза оказался практически весь русскоязычный сегмент интернета. Накануне первого приезда Rage в составе трио Вагнер-Родригез-Лаки, случившегося 13 ноября 2016-го, я спросил нескольких (около десяти) музыкантов и тусовщиков, идут ли они в «Вольту». И был удивлён – только двое ответили утвердительно, высказывания же остальных сводились к фразе: «А что хорошего в Rage без Смольского»? Однако на том концерте народу было побольше, чем 18 ноября 2017-го на нынешнем проекте Виктора. Отсюда вопрос к тем, кто считает, что Смольский был главной движущей силой Rage: где же вы?

Народу было не мало, а просто катастрофически мало. И надежда, что люди подтянутся после выступления «спецгостей», не оправдалась. На разогреве традиционно выступили московские пауэр-металлисты Archontes. Группа Андрея «Архонта» Федоренко вновь предстала в обновлённом составе. На сцену вышло два гитариста: Владимир Тупиков и Евгений Мищенко, который на время покидал группу, а за ударными вместо Андрея Лайкова, который не смог выступить в этот день, был драммер «Коррозии Металла» и Kruger Андрей Мартыненков, также известный как Танк и Танцор. Archontes порадовали и обновлённой программой (до этого целый год сетлисты группы были идентичны), и относительно вменяемым звуком. Особенно по сравнению с выступлением Archontes перед Primal Fear в том же зале пару месяцев назад. Наш фотокорр Михаил Грушин, запечатлевший команду на свою камеру, в перерыве сообщил, что впечатлён услышанным в этот раз.

К выходу хедлайнеров на сцену публики если и прибавилось, то практически неощутимо, да и звук лишь остался на отметке «вменяемый», но в процессе её не превысил. В «Вольте» бывало и лучше. Однако звучал Almanac в этот раз поинтереснее и посочнее, чем в свой первый, годичной давности приезд в рамках «АрияFest». Не повредило и отсутствие в составе клавишника Энрика Гарсии – в записи второго альбома Almanac «Kingslayer» он не участвовал, а сыгранные Смольским клавишные партии звучали в записи. Зато в первый приезд с группой не было певца Дэвида Ридмана, а на этот раз на сцене оказались все три вокалиста (точнее, два вокалиста и одна вокалистка). Возможно, благодаря Дэвиду группа выглядела гораздо более динамично и полнокровно. Материал Almanac заставляет ждать от участников шоу театральности, но, увы, продуманной постановки на сцене не наблюдается. Зато мы видим сплочённую, очень фактурную метал-команду с харизматичными участниками, и качество музыки с лихвой компенсирует недостаток актёрского мастерства.

Первыми тремя номерами были уже проверенные композиции первого альбома «Tsar»: заглавная, хит-сингл «Self-Blinded Eyes» и «Hands Are Tied», после которой Ридман поприветствовал народ и громоподобным шоуменским гласом сообщил, как он впечатлён и насколько рад впервые в жизни оказаться в нашем первопрестольном «fuckin’ amazing big city». Следом – «Regicide», первая из композиций с нового альбома. По сути дела, питерский (днём ранее) и московский концерты стали презентацией альбома “Kingslayer”, вышедшего только неделю спустя. Вещей с «Kingslayer» было сыграно семь из десяти возможных.

Хотя Дэвид Ридман с Энди Франком – вокалисты равноправные, и вокальные партии в песнях делятся между ними примерно поровну, заметно, что в каких-то больше ведущего вокала у Дэвида, в других – у Энди. В «Regicide» второй из них откровенно лидирует. Прекрасная вещь! Видимо, группа решила давать новый материал, разбавляя его уже хорошо знакомым. Иначе как объяснить, что следующим номером зазвучала «Nevermore», ещё одна «царская» песня. За ней – «Hail To The King», с которой любой желающий мог познакомиться до концерта благодаря видеоклипу. Каждая песня на альбоме «Kingslayer» посвящена цареубийцам. Так, действие “Hail to the King” разворачивается в V веке нашей эры на острове Шри-Ланка, в крепости Сигирия, в стену которой некий Кассапа заживо замуровал своего отца, царя Дхатусену. Эта леденящая душу история переходит в соло басиста. Тим Рашид сыграл его насколько ярко, настолько и коротко. После всего каких-то пары минут демонстрации техники (или она оказалась столь впечатляющей, что соло пролетело так быстро? – прим. авт.) Тим «вырулил» на кульминационную тему Стива Харриса из композиции Iron Maiden «Rime Of The Ancient Mariner», следом её подхватил крадущийся из-за кулис Энди Франк, прикинувшись Брюсом Дикинсоном и пропев несколько строк. Видно было, что это не экспромт, да и в Петербурге, как оказалось, фишку эту демонстрировали, но выполнена она неплохо! Сыгранная после неё «Guilty As Charged» (уже абсолютная премьера) в живой версии заставила вспомнить Mind Odyssey. В студийном воплощении этого (парадоксально, но факт!) не чувствуется. Но кого бы ни напоминала, а «ухватила». Как бы в подкрепление группа выдала ещё одну новинку – «Headstrong», после – «No More Shadows», в которой на первом куплете Ридман вроде как «врубает» Франка, но на втором Энди появляется собственной персоной. Именно эта композиция убедила меня в том, что Almanac – состоявшаяся группа. Подтолкнул к этому не особо приятный прецедент, который доказал профессионализм команды: ближе к финалу раздался жуткий гул из мониторов, но музыканты не остановились и ни разу не промазали. А когда огрех был ликвидирован и песня завершилась, Смольский сказал в микрофон: «Люблю выступать в России, несмотря ни на что, потому что здесь всегда весело»!

Далее ещё две премьеры – «Red Flag» и уже знакомая по видеоклипу, опубликованному в сети за полтора месяца до концерта, «Losing My Mind». Между ними – на радость тем, кто всё-таки пришёл разделить праздник под названием Almanac, – суперхит «Children Of The Future». Послушав эту песню хоть раз, забыть ее невозможно – остается лишь жить, периодически её припеваючи. Песни воспринимались «на ура». Проверенный материал стоит с новым на одном уровне и слушается как единое целое. И нет ощущения, что группа эксплуатирует узнаваемые «фишки», развитие – налицо.

К финалу концерта Almanac приберегли вещь, вошедшую в золотое наследие Rage – «Empty Hollow». Чтобы ее исполнить, к группе присоединился друг Смольского, не раз уже выходивший с ним на сцену на московских концертах Rage – гитарист Владимир Тупиков. Он успел поиграть, среди прочих, в E.S.T., «Чёрный Кофе» и «Монгол Шуудан», а со Смольским обычно играл другой хит Rage – «Down». После того, как отзвучала кода «Empty Hollow», команда собралась было покинуть сцену, но этого не позволил сделать Энди Франк. Он решивший пойти против «сценария» и объявил дополнительный номер. В Петербурге он не прозвучал, поскольку музыкантам надо было торопиться на поезд в Москву, теперь же спешить было некуда, и музыканты обрушили на нас «Children Of The Sacred Path» с альбома «Kingslayer», после чего уже дружно откланялись. А пятнадцать минут спустя, переведя дух в гримёрке, вся команда вышла к фэнам: пообщаться, сфотографироваться вместе и подписать желающим альбом – пока только первый, ибо «Kingslayer» вышел лишь через неделю после концерта.

Увлёкшись ходом действа, я совершенно несправедливо обошёл вниманием двух участников Almanac. Ударником ныне является Атанасиос «Цаки» Цукас. Особо въедливые металхэды должны его помнить по альбомам «Destines Of War» (1989) и «The Secret Place» (1995) немецкой хэви-пауэр-формации Attack. Цаки отыграл свои партии без сучка и задоринки. Вместе с басистом Тимом Рашидом они составляют впечатляющую ритм-секцию. Грешно умолчать будет и о технике звукоизвлечения Тима: он играл только пальцами, ни разу не воспользовавшись медиатором. Представляя его, Смольский рассказал, что этот парень поставил своеобразный рекорд, записав все партии баса для нового альбома за один день. Наконец, Жанетт Марчевка. Значимость её фигуры в Almanac немалая. На сцене она заметна благодаря не только немалому росту, но и великолепному голосу. Первых ролей певица в группе не играет, но и бэками её партии назвать язык не повернётся. Она, наряду с Франком и Ридманом, полноправный участник группы, которая не просто обогащает, но и формирует общую музыкальную фактуру.

При всех сожалениях о неидеальном звуке и катастрофически малом числе публики, концерт удался. Прежде всего – благодаря самоотверженной и эмоциональной отдаче музыкантов. И драйва у Almanac не отнять. Вкупе с профессионализмом это уже страшная сила. А вместе с качеством материала – это успех в кубе.

P.S. Публикация репортажа совпала с известием о кадровых переменах в группе: Almanac покинул Энди Франк, сославшись на занятость в работе над новым альбомом Brainstorm. Что ж, не сомневаемся, что Виктор Смольский найдет ему достойную замену, а те, кто побывал на ноябрьском концерте группы, могут гордиться ещё и тем, что увидели и услышали «Альманах» в оригинальном составе. А может, в «золотом составе»? Это покажет только время.

Сетлист: Tsar, Self-Blinded Eyes, Hands Are Tied, Regicide, Nevermore, Hail to the King, Bass Solo, Guilty as Charged, Headstrong, No More Shadows, Red Flag, Children of the Future, Losing My Mind, Empty Hollow, Children of the Sacred Path.

Дмитрий КОШЕЛЕВ
Фото: Михаил Грушин.
Благодарим Евгения Силина (Alive Concerts) за аккредитацию.

Общее впечатление

18 ноября 2017 г.
Москва, клуб "Volta"
Alive Concerts

Дмитрий Кошелев

Дмитрий Кошелев