Alan Parsons Live Project: Маленький секрет для большого ансамбля
Июнь 12, 2019
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Alan Parsons Live Project: Маленький секрет для большого ансамбля

Музыкант и звукорежиссёр Алан Парсонс со своим Alan Parsons Project — из тех, кто в России крепко любим, но не стремится эту любовь особенно эксплуатировать. До сего дня он выступал в Москве всего дважды — в 2005 году в Кремлёвском дворце и в 2010-м — в «Крокусе». Чтобы вернуться в тот же самый зал, Парсонсу и его группе понадобилось целых девять лет. Хотя нельзя сказать, что мы пропустили что-то новое — предыдущий альбом, «A Valid Path», был выпущен ещё в 2004-м, новый, «The Secret», подоспел как раз к этому приезду.

А когда у группы в кармане совсем свежий альбом, особенно выпущенный не ради галочки, а по вдохновению (а разница между новым и предыдущим дисками — как между «a» и «the»), с песнями, которые не терпится сыграть живьём, то и концерты получаются с настроем, совсем не характерным для команды из категории «oldies», играющей год от года свой вечный «best of».

Нет, у Алана Парсонса в команде почти все — «newbies», не считая появившегося ещё на «A Valid Path» певца Пи Джея Олссона, обладателя выразительного соул-поп-вокала и автора трёх успешных сольных альбомов. Коллектив из восьми человек назван Alan Parsons Live Project — это отделяет его и от прошлой, легендарной команды времён Эрика Вулфсона, и от студийного состава с множеством гостей (Стив Хаккет, Джейсон Мраз, Лу Грэмм…), записывавшего свежий альбом. И это именно коллектив, сыгранный и слитный, пожалуй даже слишком — даже стоят почти все на сцене в линию, одинаково близко к публике, практически всё время привязанные к микрофонам. Исключение — сам Алан Парсонс, стоящий чуть поодаль на возвышении и чуть больше других подсвеченный софитами. Помнится, в прошлый приезд бэндлидер был в пышном камзоле, а рядом с ним — целая гора синтезаторов. Сразу ясно, «кто в лесу хозяин». Теперь Алан, как Лев Толстой, пошёл по пути опрощения — клавишные у него были совсем скромные, в основном он бренчал на гитаре и подпевал.

Кроме него, в коллективе ещё один музыкант, который может похвастаться прочной собственной карьерой — Джефф Коллман. Фьюжн-трио Cosmosquad, проекты Фила Могга, Гленна Хьюза и Джо Линн Тёрнера… С Аланом Парсонсом он играет с позапрошлого года. Джефф казался музыкантом несколько из иного мира, он много работал с музыкантами из сферы «шреда», прогметала, хард-рока. Были сомнения — как же он впишется в музыку Парсонса, более интровертную и лишённую показного блеска? Оказалось, отлично. Солировал Джефф всегда уместно, тактично, демонстрировал тонкую фразировку и должную культуру звука.

Рядом в переднем ряду — лысый и поджарый басист Гай Эрец. Поп-сессионщик и «серийный автор» шлягеров для Chrysalis Music Publishing, создавший пару хитов Топ-40 (биография не подсказывает названия, видимо, все их уже забыли), а в его послужном списке как басиста можно увидеть, например, тувинский этно-коллектив «Хуун-хуур-ту».
Второго гитариста зовут Дэн Трэйси, он тоже опытный сессионщик, играл, например, в Bad Company по версии Брайана Хоу. С правого края — Тодд Купер — певец и саксофонист, американский автор-исполнитель из Нэшвилла. Во втором ряду справа от Алана — Том Брукс, пианист, аранжировщик, продюсер, шесть платиновых альбомов, владелец студии в Калифорнии, автор учебника по теории музыки. А слева, отделённый пластиковым прозрачным экраном — барабанщик Дэнни Томпсон, игравший в сольной команде вокалиста Stone Temple Pilots Скотта Вейланда.

Что объединяет всех этих людей? Все они одарённые исполнители, уже не юноши, в прошлом победители всевозможных конкурсов молодых талантов, авторы хитов для кого-то и участники сайд-проектов музыкантов популярных групп. Они всем хороши, только не «звёзды», не лидеры, способные повести за собой других. Поэтому они — в группе Парсонса. А он даёт им шанс раскрыться и проявить себя. У Олссона, Купера, Трэйси и даже Коллмана в сете есть номера с ведущим вокалом, а уж безупречные подпевки могут обеспечить все. Они не просто умеют петь, а, имея в багаже сочинительский опыт, знают, что такое песня и как её хорошо подать живьём.

Сам того не ведая, Алан Парсонс реализовал на западной основе модель, аналогичную советским ВИА — с их обязательным многоголосием, балансированием на грани рока и эстрады, мягким звучанием, присутствием нескольких равнозначных фронтменов при наличии явного лидера, или, по-советски, художественного руководителя. Которым, разумеется, выступает сам Алан. Ему достаточно спеть две-три вещи за концерт и просто олицетворять собой команду, подбирая грамотных соратников, как исполнителей, так и композиторов. Возможно, как раз в этом — а не только в факте издания Alan Parsons Project на «Мелодии» в советские времена — и кроется секрет народной любви к этой группе.

А отличает APP от ВИА то, что Парсонс по первой своей профессии — звукорежиссёр. Он принёс в поп-музыку искусство работы над саундом, создания звуковых пространств как вид творчества — конечно, о таком советским рокерам оставалось только мечтать. И саунд в «Крокус-сити-холле» был хорош даже на верхнем ярусе амфитеатра. Правда, клавишно-инструментальная сторона творчества Alan Parsons Project на этот раз осталась в стороне — не считая «Sirius», идущей всегда сцепкой с «Eye in the Sky». Такой характерный хит, как «Mammagamma», в этот раз не прозвучал. Не было ни «I Robot», ни «Luciferama» (кстати, в сет-листах соседних концертов тура этот номер присутствовал).

Может, это и к лучшему. Нынешнее звучание группы Парсонса — очень тёплое, совершенно живое, не крикливое, без стремления поразить громкостью или виртуозностью, без ожидаемого «арена-рока», преувеличенных жестов и громких фраз. Иногда казалось даже, что это не рок-концерт, а мюзикл, где артистов совершенно не беспокоят расстояния между ними и залом, не нервирует то, что публика сидит в своих креслах, а не приплясывает перед сценой. И только ближе к финалу, когда представляли музыкантов, Пи Джей скомандовал публике: «А теперь все встаём и производим максимум шума для мистера Алана Парсонса!» И тогда, конечно, публика ринулась вперёд…

Но и до этого было немало трогательных моментов единения со слушателями. «У кого на телефонах есть фонарики? Выключите их, — сказал Парсонс перед «Limelight» (балладой с альбома 1986 года). Зал то ли засмеялся, то ли заворчал. — И включите, когда я скажу». И когда в этой песне, посвящённой памяти покойного вокалиста группы Эрика Вульфсона, весь зал осветился белыми «светлячками» огней, что смотрелось просто изумительно. Есть и польза от мобильников на концертах!
Алан неплохо пел — нежно-сентиментальную балладу «Don’t Answer Me» 1984 года с волшебными вокальными раскладками в припеве, новую и тоже лирическую «As Lights Fall», которую он посвятил своей жене.
Парсонс пробовал шутить с публикой: «Мы сыграли песню с альбома «Gaudi», а вы знаете новость: мэрия Барселоны только-только дала разрешение на строительство собора! Всего-то 130 лет прошло…» Зал сдержанно зааплодировал. Как и в момент, когда Парсонс объявил «Miracle», вещь с нового альбома, которую спел популярный певец Джейсон Мраз. Видимо, степень его известности на Западе гораздо выше…

А чтобы исполнить ещё одну новинку, «I Can’t Get There From Here», Парсонс позвал на сцену девятого, «запасного игрока» — певца по имени Джордан Хаффман. «Мой будущий зять», — представил его он. Зять проверку сценой выдержал, а потом, уже на бисах, выбегал ко всем подпеть и подыграть на перкуссии. Пожалуй, он мог бы вполне освободить саксофониста Тодда Купера от вокальных обязанностей, у того вокал на фоне остальных какой-то бледный, даже по-сиротски звучащий…
Ближе к концу, на вещи «Prime Time», наступило время инструменталистов. Сперва дал себе волю гитарист Джефф Коллман (впрочем, солировал он мягко, согласно стилю, без шумных запилов), потом — клавишник Том Брукс, у него было типично классическая каденция с вплетением отрывка из прелюдии до-диез минор Рахманинова. Радует, что именно это произведение, а не всегдашнюю «Калинку», он выбрал как символ русской музыки.

Осталось сказать несколько непременных слов о зале и публике. «Крокус», если кто не был, представляет собой типичный зал-конструктор. Можно впереди сделать стоячий партер, а можно оставить кресла. Можно открыть только нижний ярус, а можно и средний (бельетаж), и даже верхний (балкон). Сейчас был «средний» вариант без танцпартера, и зал был заполнен почти полностью. В публике — как водится на легендах рока, и стар, и млад, хотя доминировало то поколение, которое застало «мелодийные» пластинки Парсонса. Многие — в футболках с символикой его предыдущего диска «A Valid Path», причём на вид — новёхоньких, словно пролежавших в гардеробе все эти без малого 15 лет… Новой атрибутики не было (а может, успели раскупить). Но её отсутствие, наверное, было единственным расстройством для фэнов — уходили люди после концерта с совершенно счастливыми лицами.

А завершился он, как ни странно, практически так же, как и первый, который в Кремле. Те же самые пять вещей, только «Old & Wise» была первой на бис, а не второй. И вот тогда немного вспомнился и прежний, стадионно-роковый Alan Parsons Project. Даже освещение на сцене стало гораздо ярче и резче. Неизбежная «закрывашка» и 14 лет назад, и сейчас — «Games People Play». Весь концерт занял чуть больше полутора часов. Мало? Зато всё — в точку. И хочется продолжения.

Сет-лист: One Note Symphony, Damned If I Do, Don’t Answer Me, Time, Breakdown / The Raven, I Wouldn’t Want to Be Like You, Miracle, Don’t Let It Show, Limelight, As Lights Fall, Standing on Higher Ground, I Can’t Get There From Here, Prime Time, Sirius/Eye in the Sky. Бис: Old and Wise, (The System of) Dr. Tarr and Professor Fether, Games People Play.

Владимир ИМПАЛЕР
Фото — Катерина Межекова.
Благодарим Наталью Ломову (Информационное агентство «Интермедиа») за аккредитацию.

Весь фотоальбом:

https://vk.com/album-2548741_264037250

Общее впечатление

10 июня 2019 г.
Москва, "Крокус-Сити-Холл"
Крокус-Сити-Холл

Владимир Импалер

Владимир Импалер