Sweden Prog Fest: Под туманным солнцем Стокгольма
Декабрь 1, 2014
Елена Савицкая (261 статей)
Поделиться

Sweden Prog Fest: Под туманным солнцем Стокгольма

К счастью для нас, еще не перевелись на этой планете фестивали прогрессив-рока. Американский Rite Of Spring, французский RIO-фест, германский Night Of The Prog или шведский Sweden Prog Fest – пока есть возможности, визы и старые запасы евро (ха-ха) — надо ехать! Впрочем, Америка как-то далековато, да и до города Парижа мост пока не построили. А вот Стокгольм всего в двух часах лёта от Москвы.

Sweden Prog Fest уже не первый год собирает под своим крылом лучших представителей прог-сцены не только Швеции, но и Скандинавии. Диапазон участников фестиваля 2014 года простирался от молодых перспективных команд до хорошо известных (в том числе у нас) Beardfish и Hasse Fröberg & Musical Companion, а в качестве специальных гостей выступили норвежцы Magic Pie. Главной же «изюминкой» двухдневного феста стала возрожденная легенда шведского прог-рока Kaipa. Та самая «Кайпа»? Точнее, проект Kaipa Da Capo с участием музыкантов классического состава, исполняющий материал 70-х годов. Такое, пожалуй, услышишь не всегда и не везде!

Фестиваль проходит во вполне респектабельном клубе «Bryggarsalen», что в районе Васастан, где, как известно, жил в меру упитанный мужчина в полном расцвете сил (его дом находится как раз неподалеку – если, конечно, «Википедия» нам не врет). «Бригcален» -бывшая пивоварня, а ныне — средних размера клуб, или, точнее, театрально-концертный зал, который может подойти и для разных официальных мероприятий (приемов, банкетов…). Сцена, несколько рядов стульев, бар, столики, стеклянный балкон, где-то за ним спрятана гримерка. Выложенные узорчатой плиткой стены красиво задрапированы занавесями. Пиво по 75 крон, хммм… Столик с компакт-дисками и винилом; в зале довольно многолюдно – в первый день было около 300 человек, что в таком помещении создает ощущение толпы. Фестиваль открыл один из организаторов Хокан Гранат – он не только рассказал о мероприятии, но и спел несколько песен под гитару. Впрочем, как выяснилось, не один он в команде устроителей – еще и музыкант…

Первыми в программе были Nevarllajf – молодой инструментальный квинтет, в арсенале которого пока что лишь один альбом, но зато на «Musea». Их музыка — оригинальная смесь тяжелого прога с… блюзом, джазом и фьюжном! Пожалуй, аналогов этому найти трудно. И уж вряд ли где в проге сыщешь такой традиционный вид взаимодействия музыкантов на сцене, как «гитарные дуэли». А у Nevarllajf они в наличии, ведь гитаристов два, причем один играет в более блюзовом ключе, другой – в джазовом. Ребята подходили к делу с юмором: в их музыке и поведении проскальзывало что-то от Samla Mammas Manna. Главный в группе – Фредрик Соммар, басист с копной курчавых волос, весельчак и балагур. Жаль, что все общение с публикой в течение фестиваля велось на шведском, так что понимать приходилось в основном интонацию.
Следующий коллектив, Red Button Syndrome, оказался акустическим трио, близким скорее к фолку и «сингерству», чем к прогу. Группа выступала на «малой сцене», попросту говоря, на отгороженном в углу основного зала пятачке. Двое юношей и девушка пели чистыми трогательными голосами. Очень естественно в их исполнении прозвучала «поркупайновская» «Trains»…

Тем временем на основной сцене уже начала готовиться следующая команда – Novembervagen, и, кажется, им не очень нравилось, что Red Button Syndrome затягивают свое выступление. Эксцентричная вокалистка Novembervagen начала переругиваться с предшественниками, те тоже повозмущались и… решили в качестве компромисса спеть одну песню вместе. Кажется, это был всё-таки хорошо разыгранный спектакль, но незнание языка, опять же, подводило. Novembervagen же заиграли психоделичный альтерно-пост-прог, довольно монотонный и тягучий. Чтоб было не скучно, использовали элементы театрализации: то надевали белые маски, то размахивали флагами, то вдруг дико колбасились, словно их бил электрический ток, то замирали в оцепенении. Материал, конечно, показался на любителя, но вот последняя вещь, самая тяжелая и трагическая, зацепила. Несомненно, у команды большой потенциал, особенно у молодежи.

Далее выступала местная «сборная по прогу» — кавер-группа со смешным названием Oink Floyd, и исполняла она, разумеется, альбом «Animals». В роли «Гилмора» выступал еще один из организаторов – Матс Йонасон, оказавшийся прекрасным гитаристом. Впрочем, распределение ролей как раз не очень соответствовало оригиналу: вокалист был «свободным» (к тому же с мягко-чистым голосом, совсем не похожим на уотерсовскую упругую хрипотцу), басист совмещал свои функции с игрой на второй синтезаторной установке, второй гитарист играл на «акустике», и только основной клавишник был даже внешне похож на Райта… При этом «текст» альбома был сыгран от ноты до ноты, что называется, «в тютельку», включая все хрюканья и гавканья, воспроизводившиеся по большей части вживую. Казалось, музыка сама ведет за собой, независимо от того, кто ее играет; да и исполнение было на высоте, несмотря на то, что соотечественники из Питера, посетившие фестиваль, высказывали сравнения в пользу «Санкт-Петербургского Pink Floyd Show». Трудно сказать, но степень вовлеченности была поразительная, особенно во второй части выступления, когда вокалист, уже не стесняясь, грозил кулаком Белому Дому, а из «загашников» вырвались на свободу две надувные свиньи (наполненных гелием воздушных шара). В общем, удовольствие от такого «погружения в 70-е» получили все, и артисты, и зрители. Выступление было принято «на ура».

Следом на сцену вышли Hasse Fröberg & The Musical Companion – сольная группа вокалиста The Flower Kings Хассе Фрёберга. В феврале у коллектива выходит третий альбом, и, конечно, была надежда услышать новый материал (да его исполнение и планировалось), но тут вмешался Его Величество Случай. У Фрёберга внезапно отказала гитара (хотя на саундчеке всё было окей), и, проборовшись с ней пару песен («Piece Of The Sky» и «Venice California»), Хассе отложил инструмент в сторону, внезапно оказавшись в роли свободного вокалиста. Что ж, пришлось перекраивать сет-лист и одновременно давать жару! Прозвучали две неожиданные вещи – драматичная (как раз под стать моменту) «Life Will Kill You» и психоделическая «Magic Pie», обе – из репертуара TFK (авторства Фрёберга). Лично для меня это был настоящий подарок, не верилось, что услышу эти вещи в живом, да еще и таком гиперэмоциональном исполнении. Все гитарные партии сосредоточил в своих руках юный талант Антон Линдсьё, клавишник Шелль Харальдсон вволю импровизировал, а ритм-секция заиграла интенсивнее (хотя куда уж, казалось бы). Последняя композиция «The Final Hour» – и группа покидает сцену, сделав всё возможное при сложившихся обстоятельствах и оставив при этом легкое чувство недосказанности.

И вновь перед нами старые знакомые – Beardfish! «Старые», хотя на самом деле молодые – когда они выступали в Москве на фестивале InProg’2009, то были почти детьми. С тех пор Beardfish заматерели, сильно потяжелели, фронтмен Рикард Съёблом возмужал, а басист Роберт Хансен совсем зарос волосами и бородой, став похожим на снежного человека. Из милых шутников над ретро-прогом Beardfish стали почти прог-металлической командой, с саундом, пробивающим броню. Рикард гораздо больше играл на гитаре, отдав клавишные на откуп приглашенному коллеге. Лучшая вещь с их «крайнего» диска, мелодично-тяжелая «полубаллада» «Ludvig & Sverker», вызвала в аудитории скупую слезу. Прозвучал и совсем новый материал, который был с энтузиазмом принят публикой. После выступления в короткой беседе Рикард рассказал, что теперь является счастливым отцом двух детей, альбом «+4626-COMFORTZONE» (уже восьмой по счету!) выйдет в январе, тяжелые песни появляются в репертуаре потому, «что они приходят», а еще Съёблом теперь подвизался гитаристом в британской группе Big Big Train, работая в Англии «вахтовым методом». Встреча была радостной, но недолгой – группе надо было отбывать в родной город Евле.

Последними в этом длинном дне выступали норвежские гости Magic Pie. Группа деловито повесила над сценой свой баннер и предстала перед публикой во всей красе – внушительный 6-частный состав с двумя лидерами, длинноволосым рок-викингом Эйрикуром Хаукссоном (основной вокал, электрогитара) и строгим на вид Эйриком Хансеном (вокал, акустическая гитара). Честно говоря, в записи Magic Pie казались более ретро-ориентированными и утонченными (неслучайно совпадение названия группы с названием вышеупомянутой песни TFK, которых норвежцы признают за один из источников влияния); здесь же они как по заказу жгли эдакий американизированный «позитивный» модерн-прог с плакатными мажорными мелодиями, «жирными» клавишными и многоголосными подпевками всех участников. В голове вертелось одно слово – мегапафос! (Пусть даже такого слова и нет.) Публике, в которой присутствовали и фанаты из Норвегии, всё это очень нравилось. Прозвучали хиты «Pointless Masquerade» и «Slightly Mad» (не путать с песней Queen), эпическая «Change», которую приятно разнообразили элементы латино и фанка. Выступление было долгим, группа – этого не отнять – играла очень качественно, навороченно, громко и уверенно, но не хватало, как принято говорить у нас, «какой-то душевности». Впрочем, завершающую песню с жизнеутверждающим припевом «I will lead you to a better future» подпевал весь зал, музыканты братались с поклонниками, в зале бились бокалы… Был почти час ночи, бар уже закрылся, а Magic Pie продолжали играть. Настоящий триумф прога!

Второй день фестиваля также начинался в 16.00 и при этом состоял из выступлений лишь двух команд. Странное неравноправие! Однако, учитывая, что одна из этих групп – легендарная Kaipa (с «припиской» Da Capo), становится понятным уделенное ей время. Первый коллектив, впрочем, тоже заслуживал внимания, несмотря на молодость и некоторую «неформатность». Spectroscope исполняли стильную смесь восьмидесятнического диско, пост-панка и фриппертроники, которую сами музыканты изящно определяют как «прогрессив-поп». Рыжеволосая вокалистка Фрида пела кукольным голосом, клавишник выжимал винтажные звучки, а гитарист исполнял весьма непростые «циклические» партии, при этом умудряясь ногами играть на басовых педалях. Публика внимала благосклонно, пытаясь пританцовывать, хотя сидячий образ восприятия этому не особо способствовал (да и народу во второй день было поменьше). А главные герои вечера тем временем готовились к выходу…

Для начала немного истории. В 70-е годы «Кайпа» была одной из известнейших групп страны, выделяясь и своеобразным мелодизмом, и принципиальной шведскоязычностью, и необычайной «светлостью», неспешной красотой своей музыки. Какой-то малости не хватило ей, чтобы совершить прорыв на британский рынок, но этого не случилось, с составами началась катавасия, и в начале 80-х группа распалась. Летом 2014 года гитарист Ройне Столт, басист (и один из двух основателей команды) Томас Эрикксон и барабанщик Ингемар Бергман объединились, чтобы вернуть к жизни старый репертуар «Кайпы». Еще один «отец» легендарного коллектива, композитор и клавишник Ханс Лундин, к проекту не примкнул – ведь у него своя версия «Кайпы», собранная еще в начале 2000-х (при помощи того же Столта) и играющая современный вариант прогрессива. При этом Лундин, как удалось выяснить, никаких возражений против Kaipa Da Capo (буквально – «Kaipa с начала») не имеет и препятствий к их деятельности не чинит. Вместо него на сцене штатный клавишник The Flower Kings Томас Бодин, а у микрофонной стойки (и на второй гитаре) – младший брат Ройне Микаэль Столт, когда-то тоже игравший в TFK на басу.

Вся эта компания смотрелась на сцене весьма органично, словно и не было всех этих лет и перемен в составе. Солидный, немного сдержанный Томас Эрикксон (конечно же, с «Рикенбакером»), неувядающий весельчак Ингемар, вечный юноша Ройне Столт, кудесник Томас Бодин, извлекающий из двух своих «Нордов» все эти волшебные звуки, и обладатель мужественного голоса Микаэль, чисто внешне мало похожий на своего брата — плотный и плечистый, темноволосый… Впрочем, без технических проблем не обошлось и здесь. После саундчека все тщательно отрегулированные настройки пульта вдруг сбросились, так что команде пришлось отстраиваться заново уже по ходу дела. Именно поэтому первым композициям сопутствовали длинные объяснения участников (опять пришлось пожалеть, что ни слова не понимаю по-шведски) и слегка нервный смех со сцены. Особенно разговорчив оказался Бергман, который даже изобразил голосом, как должны звучать его барабаны. Возможно, проблемы со звуком и сказались на взаимодействии в рядах команды, но вскоре всё выровнялось, исчезла скованность, появилась «химия». Группа отнюдь не была кавер-бэндом самой себя: музыка рождалась здесь и сейчас, и удивительно и радостно было быть частью этого процесса.

Группа начала выступление с философско-эпической композиции «Skenet Bedrar» — 20 минут чистого звучания. Видно было, как «улетает» во время своих соло (весьма многочисленных) Ройне Столт – вся гамма чувств была на его лице, а прикрытые глаза свидетельствовали о том, что маэстро «не здесь». Относительно короткая и очень красивая гитарная вещь «Flytet» — и вновь время «космических» композиций вроде внушительной «En Igelkotts Dod» и ее прозрачной коды «Omsom Sken». В конце основного сета команда исполнила «Inget Nytt Under Solen», чудесное гитарное соло из которой спустя годы прозвучало в «флауэркингзовской» композиции «Nothing New Under The Sun», и прямо-таки титаническую «Total Forvirring». А на бис, как и в 70-е, сыграла свой главный «хит» — мажорно-торжественную «Korstag» с изящной гитарно-клавишной мелодией в духе барокко. Преданья старины глубокой! При этом звучащие весьма своевременно и современно.
Ройне Столт не прогадал: классический материал, при нынешнем интересе к «ретро-прогу», воспринимался просто на ура. Видно было, что и публика по нему соскучилась. Представьте себе, в зале были те, кто ходил на концерты Kaipa еще в 70-е!
Концерт закончился довольно рано, около восьми часов вечера, что было и странно, и объяснимо – участникам группы надо было возвращаться в свою родную Упсалу, а слушателям – завтра на работу. Впрочем, мне удалось взять небольшие интервью у Эрикксона и Бергмана, которые рассказали о годах, проведенных вне Kaipa (и даже вообще вне музыки)… До этих рассказов еще дойдет дело, а пока остается лишь порадоваться, что Sweden Prog Fest прошел удачно, и пожелать фестивалю дальнейших успехов. Прогулка по туманному Стокгольму удалась – в сердце осталась частица Швеции и надежда на следующую встречу.

Елена САВИЦКАЯ
Благодарим Матса Йонасона за аккредитацию
Фото: Лилиан Форсберг (Kaipa Da Capo), автор

Елена Савицкая

Елена Савицкая