Константин Гланц (Soul Enema): Период поздней цивилизации
Июль 12, 2017
Лев Этин (6 статей)
Поделиться

Константин Гланц (Soul Enema): Период поздней цивилизации

Музыкальная сцена в Израиле весьма разнообразна. Но при том, что страна крайне маленькая и все всех знают, удивительным образом местные музыканты часто становятся куда более известными в Европе, чем в своей стране. Даже «братья по цеху» порой не в курсе, чем занимаются их коллеги, и слышат их вживую исключительно на разогреве у более именитых гастролёров.

И даже автор этого интервью, хоть и был шапочно знаком с частью музыкантов из прогрессив-роковой группы Soul Enema, творчество проекта, к моему стыду, не было мне известно. Тем интереснее было послушать готовящийся к выходу новый альбом «Of Clans and Clones and Clowns» и побеседовать с лидером группы – клавишником Константином Гланцем.

Редакционная справка. Израильская группа Soul Enema выпустила полноформатный альбом «Thin Ice Crawling» (2010) на российском лейбле MALS. «Что-то вроде прог-готик-пауэр-нео-прогрессива», – охарактеризовал музыку в своей рецензии Владимир Михайлов, и добавил: «Давно я не слышал такой великолепной россыпи красивых мелодий, заставляющих вспомнить Марка Келли и его партии на альбомах Marillion времен Фиша». Дебют был многообещающим, однако ожидание нового альбома заняло добрые семь лет…

Привет! Для начала хотелось бы немного общей информации о группе. Как возникла команда, как нашлись единомышленники?
Группа возникла в 2001 году как осознанная попытка играть ту музыку, которой вокруг нас не было. Нечто, что не имеет чётких рамок, что ограничивается только нашим вкусом и полётом фантазии. Единомышленники нашлись по случаю. С ударником нашего первого состава Олегом я немного пошумел вместе в другом коллективе. Шумели мы там так, что всё это дело благополучно распалось, и как-то очень быстро нашлись общие знакомые, которым оказалась интересна идея играть в, условно говоря, прог-металлическом ключе. А по сути – в чёрт пойми каком, потому что никаких ориентиров, установок на копирование некоего стиля и соблюдение канонов не было. С самого начала получалось нечто гибридно-слоёное: oт «Аббы» до Заппы, от King Crimson до King Diamond. В итоге выстроился какой-то свой дом и где-то даже дурдом. К примеру, мы устраивали деконструкцию известного хита Селин Дион из кинофильма «Титаник» – в процессе менялись, наверное, около десятка стилей, от реггей до сурового блэк-метала. Потом кто-то учёный объяснил нам, что мы на самом деле исполняем чистейший «progressive vegetarian grindcore». Как бы там ни было, люди не выдерживали и крушили, например, сидения в зале. Было немного неудобно. Однажды нам просто отключили звук прямо посередине исполнения. Но тайное преимущество этого произведения в том, что его можно петь хором, вообще без подзвучки, просто под инфернальные бласт-биты. Вот так мы и сумели закончить тот концерт – наш «Титаник» под воду не пошёл, неправильная конструкция.

Хотелось бы побольше информации об участниках. Кто-то из вас является профессиональным музыкантом, зарабатывает музыкой?
Я расскажу об основных участниках записи нового альбома. Ноа Груман – вокал, зарабатывает музыкой, профессионал. Вокалистка уникальных и разноплановых возможностей – рок, фолк, опера, джаз, ориентальное пение, металлический гроул, высокий частотный регистр, который слышат только четвероногие, и так далее. Даёт уроки вокала. Йоэль Генин – гитара. Свежий выпускник знаменитого Berklee Collеge of Music, Бостон. Универсал – джаз, джент и вот это вот всё. Михаил Розенфельд – бас, скрипка, ситар, опытнейший музыкант, профессионал со звукорежиссерским образованием, зарабатывает музыкой или околомузыкальной деятельностью. Дор Левин – выпускник джаз-училища «Римон», виртуоз ударных, зарабатывает в основном музыкой. Ну и собственно я, Константин Гланц – клавиши, музыка, слова, закончил в юные годы музыкальную школу, а впоследствии и звукорежиссерскую. Музыкой не зарабатываю – предпочитаю иметь источником заработка нечто более незыблемое, чем дела музыкальные.

А откуда ты сам?
Я родом из Питера. Живу здесь уже 27 лет, с 1990 года. Группа базируется в Израиле, но в целом участники нашего нового альбома географически разбросаны от Нидерландов до России.

Кстати, я тоже родом из Питера, и тоже живу здесь 27-й год.
Клёво. Мир тесен.

Ну, давай вернёмся к музыке. Мне кажется, что прогрессив-сцена у нас в стране не самая развитая. Здесь немало ярких музыкантов и команд, но востребованы они в основном в Европе. Удаётся ли найти своего слушателя у нас в стране? Играете ли «живьём»?
Соглашусь с тем, что музыкантов в эпоху Интернета и технологической доступности всё больше. А вот увеличивается ли при этом количество настоящих, вникающих слушателей – это хороший вопрос. Тем не менее, такой слушатель есть и у нас. Найти к нему дорогу не всегда просто, но тот же Интернет в этом весьма неплохое подспорье. По опредёленному стечению обстоятельств мы не даём в настоящее время живых концертов, хотя в прошлом и выступали.

Как-то получилось, что музыкальные тусовки в Израиле почти не соприкасаются. Так называемые «русские» играют с «русскими», хоть и живут зачастую в стране почти три десятка лет, а коренные израильтяне играют с коренными израильтянами. Команды, которых в равной степени слушают и те, и другие, можно пересчитать по пальцам. А как вы находите свою нишу на стыке культур? Какую аудиторию считаете своей?
В силу того, что наша музыка эклектична и содержит в себе замес из самых разнообразных пластов и культур, от Британии до Индии, мы не ограничиваем и потенциальную аудиторию. Она – наша, если ей близко и интересно то, что мы транслируем через музыку и тексты. Возможно, это в первую очередь мыслящие люди, с достаточно подвижными и открытыми музыкальными вкусами, обременённые чувством юмора.
Касательно ниши – мы в постоянном поиске. Этот поиск и есть некий творческий метод сам по себе. Зачастую в каждой композиции первична идея, эмоциональный посыл. А стилистика и краски подбираются в соответствии с настроением, которое хочется отразить. К примеру, на новом альбоме есть трилогия, посвящённая бывшему Аральскому морю. Сама по себе тема интересная и незамыленная. Тот же Чернобыль затрагивался многими, а здесь катастрофа не меньшего масштаба, только растянутая во времени на 60 лет и, что интересно, абсолютно спланированная. Соответственно, музыкальные краски отражают природу региона, всю эту противоречивость. С одной стороны, красота и марсианская загадочность этих мест, отрешённая космичность, восточный колорит. С другой – трагедия рукотворного увядания целого региона, боль огромного количества людей, которым пришлось заплатить цену за чужие непродуманные решения. Хотя по причинам всё сложней, там целая цепочка факторов, которые, разумеется, не изменились и сейчас.

Между альбомами очень большой перерыв. Что происходило с командой за это время?
В какой-то момент старый коллектив перестал функционировать как полноценная боевая единица. После того как в 2010 году был выпущен дебютный альбом, я стал работать над новой программой, и подбирал исполнителей, которые как можно лучше записали бы этот материал. Основное время занял даже не этот поиск, а попытка не идти на компромиссы в деталях. Проще говоря, мы могли бы записать диск гораздо быстрее, но результат был бы заметно хуже.

Есть ли принципиальная разница между двумя альбомами?
Во-первых, разница в опыте и зрелости. В багаже понимания, как надо и как не надо всё делать. Во-вторых, новый альбом – более разноплановый. Он как некий спрут, который, сохраняя внешнюю монолитность, разбрасывает свои щупальца на самые разнообразные территории, и в целом выше вероятность, что каждый найдёт что-то близкое себе. Буквально от трёхлетних детей до суровых авангардистов. В-третьих, новый альбом менее сюжетен и более реалистичен, ну или сюрреалистичен, если рассматривать некоторые моменты как нелогичные проявления собственно реализма. Как правило, это выражение персонального мироощущения или реакции на социум, пропущенной через подобие кривого зеркала, что придаёт занятную выпуклость каким-то более интересным моментам. Более ощутимо тут применяется ирония, гротеск. И в связи с этим возможны интересные разночтения в индивидуальном восприятии. Ведь кто-то при прослушивании использует 9% головного мозга, а кто-то 99%. А, к примеру, культура чтения между строк – это вообще для англоязычной рок-музыки нечто не слишком характерное. А можно воспринимать вокал просто как ещё один инструмент. В итоге каждый может проделать «заплыв» на своём уровне погружения, и это замечательно.

А с чем связано название альбома?
«О кланах, клонах и клоунах» – это не сюжетная история, как прежде, а скорее набор песен. В них отражается и преломляется тематика элитной прослойки пастухов, условного общества масс, и обслуги из так называемых массовиков-затейников. Это так называемый период поздней цивилизации. Персональный же аспект в данном ракурсе – это сохранение собственной личности в подобном шизо-карнавале. В том числе сохранение в себе тех по-хорошему детских качеств, которые позволяют видеть мир незамыленным взглядом, сочетать непосредственность восприятия, гибкость мышления и тягу к познанию. Эта тема затрагивается под самый финал альбома.

Записывать альбом на сегодняшний день – удовольствие не из дешёвых. Делается это «для себя» или с каким-то дальним прицелом?
Для себя. Потому что не делать ничего вообще – не получается. Оно приходит и накрывает, а ты – проводник. И если уж делать, то делать так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые, ну и так далее. Отсюда и разные удовольствия из категории недешёвых. Но делается это и для других, потому что человек не слишком способен существовать в вакууме, и каждый раз, когда замечаешь, что твой сигнал срезонировал должным образом в душах и извилинах совсем других людей – это в своём роде награда.

С кем из «коллег по цеху» поддерживаете контакт?
Я, наверное, не слишком экстравертен. Контактирую с многочисленными музыкальными участниками альбома, а также с народным художником всея Руси Васей Ложкиным, чье дивное полотно с лёгкими изменениями украсило обложку нашего грядущего альбома. Помимо того, это музыканты внутриизраильской сцены, в силу естественной географической близости и давнего знакомства.

С кем бы ещё хотелось поработать?
Разрываюсь между певицей Поревой и Валентином Стрыкало (признаться, автор интервью побоялся продемонстрировать собеседнику свою необразованность и проверил в интернете, кто же эти «артисты», уже после беседы). Вообще особого смысла перечислять мёртвых, живых и полуживых гениев нет. Их слишком много. Вот кстати, с Тимом Смитом (Cardiacs) только и мечтал бы поработать, но он как раз полуживой, к сожалению. Поэтому окромя гениев ограничусь тем, что хотел бы написать пару убойных хитов для Кайли Миноуг. Но она, похоже, к сожалению, не читает «InRock», и посему вся эта хитовая убойность так и останется без её чувственного прочтения и массового распевания на супербОльных (ударение на букве «О») стадионах. А счастье было так возможно…

На альбоме отметились и Арьен Лукассен, и Йосси Сасси, и Сергей Калугин – как удалось пригласить этих музыкантов?
С Сергеем дружим семьями, уже, можно сказать, много лет. Ему сходу понравился первый наш альбом, а свидетелем создания второго он был ещё на самой зародышевой стадии записи. Кроме Сергея, поучаствовал Юрий Русланов – записал отличные партии флейты. Так что низкий поклон ребятам из «Оргии Праведников» и за личное участие, и за живой пример того, как надо профессионально подходить к делу во всех аспектах и продолжать совершенствоваться.
Йосси и Арьен, к моему изумлению, достаточно прониклись представленными треками. Йосси – уникальный музыкант, многолетний гитарист и композитор первопроходцев ориентального металла Orphaned Land, изобретатель бузукитары – инструмента, сочетающего в себе грифы бузуки и электрогитары. Именно на нём он и сыграл во второй части «Аральской трилогии», придав восточному колориту песни дополнительную аутентичность. Ну, а Арьену понравилась наша песня «Eternal Child» своей драматичной, цепляющей атмосферой. Лукассен – замечательный лид-гитарист, и он показал в своей игре в этом треке отменное чувство мелодии и эмоциональности.

Как я понял, ты являешься основной движущей силой группы. Значит ли это, что ты и основной автор? Как создаются аранжировки?
Да уж, так приключилось. Надо сказать, что первый альбом писался в более коллективной манере, пусть и с преобладанием моих задумок. Новый же альбом был написан мною полностью изначально в миди-аранжировках, а потом сотоварищи вносили свои полезные индивидуальные штрихи.

Тогда вопрос «художника художнику» – какими клавишными инструментами ты пользуешься?
Я в основном любитель аналоговых синтезаторов и в целом разнообразного звучания клавишных, сделанных в диапазоне от 1964 до 1984 года. Это не обязательно нарочитое ретро по стилю. Меня интересует и ретро-футуризм, и немецко-французская электроника тех лет, и вообще синтезаторы как объект звукостроительства. Естественно, в моих условиях я не могу собирать и использовать настоящее «железо» той эпохи, поэтому выручают VST.

Какие дальнейшие планы у команды и лично у тебя?
Хочешь насмешить кого-нибудь на небесах, расскажи ему о своих планах… Не загадывать слишком далеко. Главная цель – ближайшая. Мы постарались записать лучший полноформатный альбом, на который способен лично я и уважаемые господа-соучастники данного безобразия. Теперь дело за выпуском материала в свет. Так что следите за нашими обновлениями на страницах группы в Фейсбуке и Вконтакте, https://www.facebook.com/SoulEnemOfficial и https://vk.com/soulenema. Мы ещё пошумим.

Удачи и спасибо за беседу.

Лев ЭТИН

Лев Этин

Лев Этин