Фестиваль SKIF-2019: Гоблины и эльфы
Фестиваль, который уже в 23-й раз проводит фонд имени Сергея Курёхина, остаётся одним из стоящих поводов съездить в Северную столицу. А уж питерцам-то пропускать такое просто невозможно! И пусть он уже проходит не два-три дня, а всего один, в этот день, а точнее, вечер и ночь, организаторы собирают максимум всего прогрессивного, экспериментального и необычного.
Как правило, в списке участников — одно «универсальное» имя, известный и уважаемый всеми хедлайнер, и масса экзотики, новых имён, заслуженных, но не слишком активных ветеранов и так далее. На этот раз в роли хедлайнера была итальянская группа Goblin (по версии клавишника Клаудио Симонетти), которая в 70-е показала, что арт-рок может быть не только мелодией просветлённых душ, но и саундтреком к фильмам ужасов. Надо отметить, что в ходе российского визита Клаудио и Ко. выступили и в Москве, но с сольным концертом. А тут — целый фестиваль плюс возможность взять интервью. Так что главный редактор снова взял билет на ночной поезд и отправился в путь. А на площадке к нему присоединился наш питерский корреспондент, клавишник группы Roz Vitalis Иван Розмаинский. Поэтому репортаж будет на двоих.
Владимир Импалер: Перед началом фестиваля, в ожидании интервью, удалось застать саундчек итальянцев. Музыка та же, а вот антураж другой — басистка не в образе ведьмы-зомби, а в нормальной одежде, и свет хороший, яркий, а не приглушённый ради того, чтобы лучше было видно кинопроекции. Расстарались для телевизионщиков — им важно было снять картинку к вечернему сюжету. Ну и я за компанию. Про то, как удалось пообщаться, подробнее напишу в самом интервью — несколько скомканно, но хоть так. Время близилось к семи, и артистам надо было успеть пообедать до того момента, как начали запускать публику…
Стартовала программа, против обыкновения, не в большом, а в малом зале. В этом есть своя логика — часто бывает, что публика приходит на хедлайнеров и о том, что происходит на другой площадке, даже не догадывается. Это, конечно, не про пытливый скифовский контингент, но всё равно лучше, если сразу обратить внимание на малый зал. Тут вспоминается, каким был СКИФ лет 10 назад, когда он проходил в кинотеатре «Прибой» на Васильевском острове. Две концертные площадки, чиллаут со своей музыкой, показ мод, большой «развал» с CD и прочим мерчем, вечная очередь в бар, да что там, даже в туалете внизу иногда возникали спонтанные музыкальные перфомансы. И плотная завеса сигаретного дыма над всем этим… Чопорное пространство Александринки, похожее на какой-то музей современного искусства — полная противоположность той вольнице. Но надо понимать, что и времена изменились, и ажиотажа прежнего всё-таки нет. Хотя пусто на СКИФе на этот раз не было и в малом зале. А часто артисты были даже поинтереснее тех, кто играл в большом.
Иван Розмаинский: Видимо, практика «размещения» наиболее интересных артистов в малом, а не в большом зале фестиваля SKIF, скоро превратится в традицию. По крайней мере, на XXIII SKIF артисты, выступавшие в малом зале, в целом выглядели убедительнее.
В то время, пока в Большой зал еще не пускали зрителей, фестиваль открыл петербургский квинтет Low Kick Collective. Барабанщик, контрабасист, скрипачка, тенор-саксофонист и клавишник-электронщик искусно плели звуковое полотно, стилистически близкое к джазовой ветви авант-прога с элементами электроники. Среднетемповые, а иногда и медленные произведения мастерски погружали слушателей в меланхолию, отрывая от повседневности. Хорошо, что звукоинженеры вовремя сообразили поднять громкость звучания скрипки, которой во время первой композиции почти не было слышно. В редкие моменты Low Kick Collective звучали так, как если бы My Dying Bride попытались достичь своих целей без тяжёлых гитар, гроулинга и чистого вокала. Сет петербургских музыкантов был одним из лучших на фестивале и, пожалуй, единственным, который я, по ряду понятных причин, прослушал от начала и до конца.
В.И.: Полностью согласен, хочется добавить разве только то, что в своём сообществе LKC используют определение «даркджаз», лидер коллектива — саксофонист Антон Рязанов, скоро группа выступит на московском фестивале «Боль», а среди названий композиций, звучавших на СКИФе, были «Кордицепс» и «Взрыды». Прекрасная, как говорят, очень «атмосферная» музыка, хотя, как мне кажется, немного неоригинальная — из москвичей так, на стыке симфо-, пост- и авант-рока, играли I Will Kill Chita, а в мировом плане я даже боюсь и задумываться…
И.Р. К концу выступления Low Kick Collective на сцену Большого зала вышел коллектив Blurt. Согласно пресс-релизу, это группа британского артиста Теда Милтона, её первый состав собрался в 1979 году и они делили сцену с самими Joy Division. К сожалению, творчество Blurt совсем не впечатлило – пост-панк с речитативами фронтмена показался неинтересным и мог «зацепить» разве что некоей драйвовой танцевальностью, но вряд ли за этим многие люди пришли на SKIF…
В.И.: О, так бы выглядел Гаркуша в старости! — Да и Гаркуша уже не юноша… — Ну, значит, в superstar’ости! Такой примерно мысленный диалог у меня был, когда я узрел на сцене Теда Милтона и его характерные пошатывания-потряхивания по сцене. Правда, у Теда был саксофон. А ещё — бутылочка красненького и, рядом с ней на стойке, томик с надписью «Milton’s textbook». Жаль, «тот» Милтон жил почти пять веков назад. А нынешний — из тех ветеранов, что, видимо, так и не смогли сконвертировать свою очевидную харизму в творческие удачи.
И.Р.: На фоне «британской легенды» – да и сам по себе – очень выигрышно смотрелся Егор Забелов, белорусский баянист, который, насколько я понимаю, наиболее известен по организованному им дуэту Gurzuf. Используя только один инструмент и «примочки» типа дилея, он в течение своего сета исполнил весьма разнообразную музыку, от неоклассики до авангардного джаза. Сравнения с Киммо Похьоненом были неизбежны, но, я полагаю, Егор достаточно самобытен, чтобы проводить такие сравнения не слишком часто.
В.И.: От группы «Нагуаль», когда-то околдовавшей нас на «Пустых холмах» ещё в 2005-м, до суперуспешной «Серебряной свадьбы» и дуэта баян+ударные «Гурзуф», Егор никогда не разочаровывал. А сольный сет в традиционном для виртуозов-одиночек формате «я плюс ещё раз я и снова я в лупере» вышел и вовсе ураганным. Казалось, Егор близок к тому, чтобы сгрызть свой баян зубами, а под конец он разошёлся настолько, что чуть не швырнул в публику стулом, когда его просили сыграть второй раз на бис. Конечно, это была шутка. А потом, широко раскрыв руки, сошёл в зал — мол, хватит играть, давайте лучше обниматься.
И.Р.: Выступление Егора Забелова окончилось примерно тогда, когда на сцену Большого зала вышли легенды итальянского «мрачного» рока – Claudio Simonetti’s Goblin, «гвоздь программы» этого «СКИФа». По всей видимости, многие посетители фестиваля пришли на него именно ради «Гоблина». Оправдались ли их ожидания? Наверное, в целом да. Итальянцы презентовали красочное шоу: их инструментальная музыка подавалась под нарезки видео из различных фильмов, к которым их лидер Клаудио Симонетти написал музыку, а также под абстрактные фрагменты, характерные для клипов психоделик-роковых групп. То есть квартет (клавиши, барабаны, гитара, бас) играл не только киномузыку, но и произведения из номерных альбомов Goblin, сочинявшихся не как саундтреки.
Музыка хедлайнеров оказалась на стыке италопрога и «облегчённого» дум-метала: для упёртых арт-рокеров она может оказаться тяжеловатой по звучанию и недостаточно «сложносочинённой», а для думстеров – наоборот, слишком мягкой по саунду. В любом случае это была одна из лучших групп фестиваля и самая интересная из тех, что выступали в Большом зале, по крайней мере, до полуночи и сразу после неё. Лично мне в музыке Claudio Simonetti’s Goblin при всех её многочисленных достоинствах несколько не хватило той красоты и изысканности, которая присуща лучшим итальянским прог-роковым группам, от Le Orme и Banco del Mutuo Soccorso до Homunculus Res и Ingranaggi Della Valle. Ну и фрагменты фильмов с элегантными примерами отрезания голов и прочими «феноменами» производили отталкивающее впечатление. Более уместными они были бы на дэт-металлическом концерте. Впрочем, большинство публики «на ура» восприняло подобное видео и со мной не согласилось бы. Тем не менее, детей на шоу Claudio Simonetti’s Goblin лучше не приводить, или же приводить с повязками на глазах.
В.И.: Статус Клаудио Симонетти и его группы чем-то напоминает Кена Хенсли из Uriah Heep — клавишник, который сочинил главные классические хиты, а теперь выступает с музыкантами помоложе параллельно с другим составом, где больше оригинальных участников. Хотя, в отличие от Кена, Клаудио всё-таки «отщипнул» себе оригинальный бренд Goblin, и, поскольку живьём он делает упор на «классику» — альбомы «Suspiria» и «Profondo Rosso», для широкой публики, в общем, нет большой разницы, какой из «Гоблинов» настоящий. Главное, чтобы звучало хорошо.
А звучание команды, которая раньше называлась Daemonia, превосходно и вполне современно. Сравнивая с альбомами, даже не веришь, что это — та же самая музыка, сочинённая в 70-е — звучит она порой как заправский хэви-дум-метал, только без вокала и без преобладания медленных тем. В составе, кроме Клаудио, его давний напарник по сольным проектам, гитарист Бруно Превитали, и двое «молодёжи», семейная пара — басистка Чечилия Наппо и барабанщик Федерико Марагони. Чечилия — настоящая звезда этого шоу, в откровенном фетиш-наряде и с красным «Рикенбекером» в руках она изображает на сцене этакую вечно нахмуренную зомби-ведьмочку, обобщённую героиню всех «гоблинских» саундтреков. Так что если совсем уж невмоготу смотреть на разные брутальности на экране, можно перевести взгляд на музыкантов…
И.Р.: Я не смог в полной мере наслаждаться шоу «Гоблина» из-за наличия очень мощного конкурента, выступавшего примерно в то же время в Малом зале – южнокорейского дуэта Miyeon & Park Je Chun. Ансамбль виртуознейших музыкантов – пианистки Миён и барабанщика Пак Че Чуна – играет очень экспрессивную и агрессивную музыку на стыке авангарда, джаза и неоклассической музыки. В этой «мешанине», наверное, можно найти и элементы традиционной корейской музыки, но утверждать не берусь в силу незнания предмета. Миён то играла довольно тихо и нежно, а то, ощутимо чаще, будто избивала рояль, демонстрируя перкуссионные возможности инструмента. Её отлично дополнял Парк Че Чун, используя не только традиционную барабанную установку, но и некоторые перкуссионные инструменты. Тот факт, что рояль был не на сцене, а в зрительном зале, и Миён была практически облеплена слева, справа и сзади зрителями, снимавшими её на смартфоны и айфоны – а может, и «снимавшими» мысленно её партии – еще более усиливал впечатление от шоу корейцев. Из-за него я пропустил значительную часть выступления «Гоблина», о чём совершенно не жалею. Возможно, похожую музыку исполнял бы Тацуя Йошида, если бы объединился в дуэте с каким-либо пианистом, сочетающим виртуозность, безбашенность, агрессию и умение играть спокойно и тихо.
В.И.: Да, Ruins по-корейски — это словосочетание, в принципе, даст исчерпывающее описание этой пары музыкантов. Пусть и инструменты другие. Забежал в зал минут на 10 в середине шоу Goblin и очень пожалел, что два, по сути, центральных выступления на фестивале поставили одновременно. Кстати, в зале было несколько личностей корейской внешности в костюмах — наверное, представители дипломатических кругов, и поневоле задумываешься: как им всё это? И не поймешь по выражениям их вечно бесстрастных лиц. Раз не ушли — значит, нравится!
И.Р.: После Miyeon & Park Je Chun на сцену малого зала вышел проект CEEYS. Согласно пресс-релизу, это виолончельно-фортепианный дуэт Себастьяна и Даниэля Зельке из Германии. Я бы определил их стиль как «акустический эмбиент»: медленная монотонная музыка, вводящая в состояние «уютного оцепенения». Многим под такое будет хорошо мечтать и дремать. Надо признать, что немцы исполняли весьма красивые произведения, хотя и не настолько захватывающие, чтобы покупать диски с ними и слушать их дома, обхватив голову руками. Тем не менее, как будто музыканты побуждали многих слушателей внимать им, сопереживать и погружаться в созданный ими хрупкий мир грёз. Кто-то из посетителей сравнил их творчество с произведениями Людовико Эйнауди, но у того вещи – с более «выпуклыми» ритмическими ходами и последовательностями аккордов и далеко не столь атмосферны и мечтательны.
В.И.: Братья-минималисты родом не просто из Германии, а из Восточного Берлина, и хоть на вид малы, чтобы застать реалии ГДР, в их музыке они точно отразились. Например, свежий альбом «Hiddensee» посвящён их детству в пригороде Берлина, среди бесчисленных одинаковых серых советских многоэтажек. Хиддензе — это один из немецких островов у побережья Балтийского моря, курорт, откуда многие пытались уплыть на Запад хоть на матрасе. Другой объект вдохновения, как рассказывал между песнями виолончелист — это старые гэдээровские бомбоубежища. В общем, спектр эмоций понятен.
И.Р.: Выступление дуэта CEEYS было куда убедительнее, чем шоу человека по имени Thomas Azier. Томас Азир – голландский исполнитель в стиле синт-поп, вышедший на сцену большого зала после «Гоблина». Его музыка была, наверное, поярче, чем у Blurt, но в целом всё равно не запоминалась. Возможно, проблема была не только в качестве материала, но и в перенасыщенности: после пяти часов восприятия очень разношёрстных по стилю и по качеству исполнителей требовался некоторый перерыв. Возможностью такого отдыха я и воспользовался, поспешив на метро. Надеюсь, что музыканты, выступавшие последними в обоих залах и не упомянутые в этом репортаже, не обидятся на его автора.
В.И.: Азир и его команда, даром что голландцы, были бы очень уместны на мероприятиях типа «Ahmad Tea Festival», собирающего год от года звёзд брит-попа. Заводная, ритмичная музыка, цепкие куплеты, приятные почти-ещё-юношеские мордашки… Хотя судя по оттоку публики в малый зал, музыка эта не совсем в формате фестиваля. Другое дело, что уже потом, в отзывах публики, довелось читать и слова восторга тех, для кого именно Томас Азир был главной причиной пойти на СКИФ. Так что не будем судить только по себе…
Тем более что на этом программа не заканчивалась. В малом зале уже в полпервого ночи вышла на сцену певица Lau Nau, она же Лаура Науккаринен, «финская Эния», как хотелось её назвать по первому прозвучавшему номеру, сочетавшему нежные, изрядно обработанные процессором вокализы и электронику. Дальше, судя по всему, материал был чётче и жёстче, но, увы, поезд в Москву уходил в 1:15, и следовало брать ноги в руки… В программе оставались по два коллектива в каждом из залов — конечно, хотелось увидеть и их тоже, но остаться ещё на день ради них не получалось. Хотелось бы, конечно, видеть СКИФ снова в многодневном формате, и, желательно, на родной площадке, но, как говорится, лучшее — враг хорошего. А оргкомитет в лице Анастасии Курёхиной и Натальи Подобед год от года делает почти невозможное — проводит успешный фестиваль творческой и экспериментальной музыки, в котором всегда можно открыть что-то для себя новое и интересное. И пусть на этот раз каких-то ошеломляюще новых откровений не произошло, СКИФ держит марку, за что ему низкий поклон и большое уважение!
Иван РОЗМАИНСКИЙ
Владимир ИМПАЛЕР
Фото — Владимир Импалер.
Благодарим Прасковью Шишкоедову за аккредитацию на фестиваль.
Полный фотоотчёт:
Фестиваль SKIF-2019. Goblin и другие
17 мая 2019 г. С.-Петербург, Новая сцена Александринского театра Фонд им. Сергея Курёхина Фото - Владимир Импалер....
https://vk.com/album2483887_262604197
17 мая 2019 г.
С.-Петербург, Новая сцена Александринского театра
Фонд им. Сергея Курёхина