Scald: Эпическое возвращение
Ярославская команда Scald была частым гостем на страницах отечественных музыкальных журналов и фэнзинов в середине 90-х. Хотя дум-метал никогда не был популярным направлением, и в России этот жанр не особо прижился, о Scald всегда говорили с уважением.
Взяв за основу звучания пафос Bathory «викинговского» периода, музыканты добавили к нему возвышенность и грузность Candlemass. А талант команды и фанатичная увлечённость вокалиста Эгиля (Agyl, в миру Максим Андрианов) темами песен помогли признанию первого демо «North Winds» (1994) и полноформатного альбома «Will of Gods is Great Power» (1996). Группа выступала не только в Ярославле, но и за его пределами, была известна за границей. Трагическая гибель Эгиля в сентябре 1997-го прервала карьеру Scald, а остальные музыканты — Велингор (бас), Оттар (ударные), Харальд (гитара) и Карри (гитара) — в том же году создал прогрессив-фолк-металлический коллектив Tumulus, выпустивший два альбома, но так и не добившийся должного признания. Сейчас трио Велингор-Оттар-Харальд выступают в студийном дум/дэт/пэгэн-проекте Intothecrypt, выпустившим первый альбом «Vakor» летом 2019-го на лейбле Ordo MCM. А чуть позже стало известно, что Scald возвращаются на сцену! Участник чилийских эпик-дум-групп Capilla Ardiente и Procession Фелипе Пласа Кутцбах, будучи давним фанатом группы из Ярославля, в переписке с её участниками предложил стать её новым вокалистом. В ноябре 2019 года Scald с Фелипе у микрофона выступили на немецком фестивале «Hammer оf Doom» в Вюрцбурге. И это не разовое событие. О прошлом и настоящем группы рассказывают её участники.
Расскажите о выступлении Scald в обновлённом составе! Означает ли это полномасштабное возвращение группы?
Велингор: Будем надеяться! Мы работаем над тем, чтобы «полномасштабно» вернуться, но есть много нюансов, не зависящих от нас, поэтому пока это только планы. Да и музыкальный рынок сейчас занят, пробиться такой культовой группе как Scald не так-то легко. В любом случае наше шоу на фестивале «Hammer Of Doom» поддержало множество фэны Scald со всего мира (что, если честно, было для нас неожиданным). Значит, есть надежда, что мы по-настоящему вернулись!
Оттар: Мы начали играть ещё в юности, потому что любили музыку и хотелось стать небольшой частичкой этого действа. Это увлечение нас сплотило, привело к созданию и группы, и нашегшо единственного альбома. Все годы после ухода Эгиля дух того времени жил в нас и, занимаясь музыкой (а каждый участник коллектива шел своей дорогой), внутренне мы оставались всё той же группой Scald. И, когда поступило предложение, мы были к нему уже готовы. Возвращение зависит от многих факторов, но в память об Эгиле мы будем продолжать свою работу.
Scald исполнили старый материал в почти оригинальном составе, не считая вокалиста. Как вам удалось привлечь Фелипе к участию в группе?
В.: Лично я знаком по переписке с Фелипе давно, лет пять или шесть. Я услышал в интернете кавер на Scald “Night Sky” в исполнении дум-метал-группы Procession, где поёт как раз Фелипе. Он, по моему мнению, совершенно правильно уловил манеру пения Эгиля. Я написал ему тогда свои поздравления по поводу кавер-версии; Фелипе ответил, и оказалось, что он сам большой фэн Scald и вокала Эгиля, который, как выяснилось, заметно повлиял на Фелипе и его манеру исполнения.
Когда организатор фестиваля Hammer Of Doom написал нам по поводу участия Scald, он сразу предложил кандидатуру Фелипе. Все «скальдовцы» также поддержали эту идею. Я, Иван «Harald» Сергеев и Татьяна Крылова, наш менеджер, встретились с Фелипе в Москве, где он выступал с группой Destroyer 666 в качестве басиста, в начале 2019 года. Мы пообщались, обговорили общие организационные вопросы и начали работать как дистанционно (современные технологии позволяют), так и лично. В сентябре этого же года Фелипе прибыл к нам в Ярославль на репетиции. Он также побывал на могиле Эгиля как раз в очередную годовщину его гибели; в знак уважения и преклонения перед ним Фелипе оставил на его могиле мини-альбом Procession «Death And Judgment», на котором как раз присутствует кавер-версия Scald “Night Sky”.
Фелипе великолепно показал себя «живьём», и это не только наше мнение, а многих, кто был на фестивале или смотрел видео в сети. Думаю, он достойный преемник Эгиля.
Как было организовано участие группы в фестивале и кто выступил инициатором воссоединения Scald?
В.: Инициатором выступила Татьяна Крылова, которая помогала нам и во времена Tumulus, и со студийным проектом Intothecrypt. Она предложила собраться всем музыкантам Scald (а ведь некоторые из нас не виделись много лет!) и обговорить вариант хотя бы одноразового реюниона с каким-нибудь подходящим вокалистом. Мы все четверо встретились, пообщались и пришли к согласию, что идея реюниона интересна всем нам (и фэнам Scald наверняка). На встрече мы сделали несколько фото и опубликовали их на странице Scald в Facebook. И почти сразу, в тот же день, нам пришло предложение об участии в фестивале «Hammer Of Doom»! Именно Татьяна, которая стала менеджером, и вела все последующие переговоры с организаторами.
Ну а идея не просто выступить на данном мероприятии, но и попробовать полноценно реанимировать Scald, исходила от Харальда. Все, включая Фелипе, эту идею поддержали.
Я уверен, что подготовка к выступлению была непростой – ведь вы живете в Ярославле, а Фелипе — в Швеции. Как вы организовали репетиции с ним? Привнес ли он какие-либо изменения в старый материал?
В.: С Фелипе мы провели всего три репетиции (две в Ярославле в сентябре 2019-го, одну в Германии за день до фестиваля). Остальное время мы вчетвером репетировали под записанный вокал, а Фелипе – под записанную нами для него фонограмму. Фелипе старался максимально точно воспроизвести вокал Эгиля, хотя, конечно же, его тембр несколько отличается, поэтому и песни Scald приобрели немного другую окраску. Но только чуть-чуть.
O.: Фелипе – профессиональный музыкант, и было принято решение об удаленной работе. Группа вспоминает (ведь мы не играли вместе эту музыку около 20 лет), репетирует и записывает материал. Затем отсылает его Фелипе, который, в свою очередь, готовит по нему свои партии. Непосредственно перед концертом, в годовщину ухода Эгиля, Фелипе приехал в Ярославль, где прошли совместные репетиции, и оказалось, что группа к выступлению готова.
Каковы ваши впечатления от концерта?
В.: Все прошло великолепно! Реакция зала была просто потрясающей! Песню “Night Sky”, которая открывала наш сет, люди пели хором. Да и в целом организация была на высшем уровне. Уже после фестиваля в Интернете появилось несколько восторженных отзывов о выступлении Scald, а многие немецкие фэны теперь едут и в Грецию, чтобы увидеть нас на сцене ещё раз!
О.: Прежде всего мы хотели бы поблагодарить организаторов фестиваля, которые пригласили нас, устроили прекрасный прием. Нас впечатлила как сама организация, начиная с нашей встречи в аэропорту, размещения в отеле, предоставления репетиционной базы и музыкального оборудования, так и реакция публики во время выступления. Если сказать, что нас приняли тепло – это ничего не сказать. В зале горело пламя эмоций, и оно согревало нас все больше и больше, нарастая с каждой отыгранной композицией.
Это было ваше первое выступление с Фелипе – можно ли сказать, что вы были полностью уверены в себе?
В.: Лично у меня было очень сильное волнение – мы ведь не выступали как Scald больше 20 лет! Но Фелипе – вокалист с большим опытом выступлений, в том числе и на таких масштабных фестивалях как «Hammer Of Doom», поэтому всё прошло отлично, как мы и надеялись.
О.: Мы почувствовали уверенность в себе, когда пришли с Фелипе на первую совместную репетицию в Ярославле. Он как никто другой чувствует нашу музыку, пропускает её через себя. А накануне выступления, на финальном прогоне, мы эту уверенность подкрепили.
Вы играли на одной сцене как с новыми командами, так и с ветеранами – например, Mirror Of Deception, The Skull и другими. Удалось ли увидеть группы, которые вам по-настоящему интересны?
В.: Мы были слишком озабочены подготовкой к собственному выходу на сцену (никто из нас на таких фестивалях до этого не играл), и почти не слушали тех, кто выступал в эти два дня. А в первый день к тому же было очень много желающих пообщаться с нами за сценой, и мы, хоть и не играли, тоже почти не успели никого послушать. Хотя в первый день мне удалось немного застать Antimatter, во второй – Thronehammer, которые пришлись мне больше по душе. А Фелипе сказал, что ему очень понравились Mirror Of Deception. Кэрри был весьма впечатлен Atlantean Kodex, которые выступали после нас.
О.: Да, мы с удовольствием послушали как известных The Skull (хотелось бы передать им привет и пожелать дальнейших успехов в творчестве; будем рады вновь оказаться с ними на одной сцене), так и открыли новые для себя имена (в частности, понравились Antimatter).
На ваш взгляд, Scald сейчас популярнее, чем в 90-х?
В.: Scald прекратили существование более двадцати лет назад без особой надежды на то, что когда-нибудь группа возродится. Однако за все эти годы вышло множество переизданий альбома «Will of the Gods is Great Power», а группа стала по-настоящему культовой в эпик-дум-метале. Поэтому, однозначно, Scald стали намного популярнее, чем тогда. Сейчас интерес к группе намного выше, а значит, больше и возможностей издавать и переиздавать наш материал.
О.: Популярность Scald достигла больших высот, чем раньше. В 90-х годах мы были андеграундной группой, известной для небольшой аудитории, которая могла услышать нас либо на концертах, либо приобрести компакт-кассету, выпущенную фирмой «Союз». Зарабатывать музыкой в то время возможности было мало. Большие изменения произошли с развитием Интернета и стриминговых сервисов. География распространения альбома расширилась, и наша музыка нашла своего слушателя в самых разных странах.
Какие наиболее яркие воспоминания остались у вас от концертов 90-х?
В.: В Ярославле в 90-е было очень много панков, поклонников так называемого «русского рока» и фэнов гранжа. И, соответственно, групп в этом стиле было немало. Нам часто приходилось выступать с такими группами, и на концерты Scald приходили фэны всех этих стилей. Просто так, потусоваться. Но и под Scald порубиться они были не против (улыбается). На концертных видео Scald в Ярославле хорошо видно прыгающих возле сцены панков и гранжеров. А вот металхэдов почти не видно.
О.: В те годы российская сцена стала набирать обороты, масштабы организации концертных выступлений постоянно росли. Начинала появляться профессиональная аппаратура в плане как инструментов, так и звукоусиления. На смену советским колонкам Том-1201 пришли новые, мощные порталы. Драйв в рок-музыке обрел новое дыхание. Музыканты чувствовали появившиеся возможности, и это меняло восприятие и влияло на дальнейшие пути творчества.
Насколько обычно гладко проходили такие концерты? И насколько сильно отличалась организация выступлений в Москве, в Ярославле, в более далёких от центра городах?
В.: Гладко концерты в Ярославле не проходили почти никогда. Плохая, часто не отстроенная аппаратура, отвратительный звук на сцене (а нередко и в зале), пьяный звукооператор… Но мы были молоды, и для нас самое главное был драйв и угар. При этом выступали в Ярославле мы почти всегда бесплатно – просто потому, что хотели сыграть. Зато на концерты приходило, как правило, очень много народу – иногда по тысяче человек, и это только на местные группы!
В Москве в те времена ситуация была иной. И аппаратура намного лучше, и звук. И концерты были всегда тематические (Scald в Москве выступал только с метал-группами). Но и в Москве мы частенько выступали полностью за свой счет, опять же – за идею (улыбается). Может, пару-тройку раз нам оплатили дорогу.
O.: Чем дальше от столицы проходили выступления, тем больше чувствовалась разница в оснащенности концертных площадок. А слушатель оставался всё тем же: преданным, неизбалованным обилием групп, встречающими каждую новую команду как своих кумиров. Это прибавляло сил музыкантам на сцене, они чувствовали себя звездами и отдавались выступлению на все 100%. А вот в плане аппаратуры – чем дальше от Москвы, тем меньше площадки могли порадовать как слушателей, так и музыкантов. Помним концерт в городе Угличе, где пришлось играть под открытым небом и проливным дождем (сцена была наполовину прикрыта тентом). Дождь лил на струны, по которым скользили пальцы, заливал пластики барабанов, образуя мини-озеро, из колонок, тех же пресловутых Том-1201 (смеётся) пытались вырваться мощные гитарные рифы, но где-то в них терялись – и стойкий слушатель, стоя под раскрытыми зонтиками, получал слабенькую порцию музыки, отдаленно напоминающей рок. Но люди не расходились! Слушатель тех лет был преданным и, несмотря ни на что, оставался с тобой, пока не затихнет заключительный аккорд.
Вопрос решённый, но интересно, кого бы ещё из вокалистов вы хотели бы видеть за микрофоном в Scald?
В.: Рассматривалось несколько вариантов, все они по той или иной причине отпали, и пусть они останутся тайной (улыбается). Сейчас, отыграв концерт с Фелипе, мы знаем, что он – идеальная кандидатура!
O.: Эгиль воспитывался на музыке Manowar, часами слушал Эрика Адамса и подпевал ему. Поэтому было бы интересно услышать, как звучит голос Эрика в наших композициях. Но это просто дань тем временам, тем ощущениям, выражение признательности тому влиянию, которое оказала на нас группа Manowar. Мы довольны работой с Фелипе и не рассматриваем других кандидатов на эту роль.
Прошло 20 лет, а на российской сцене Scald так и остались единственной известной эпик-дум-группой. Что же мешает развитию этого направления в нашей стране?
В.: Честно – не знаю. Но нас, конечно же, это радует (отсутствие конкуренции), а меня лично еще и удивляет. Действительно – почему?
О.: Возможно, причина кроется в бурном развитии многих альтернативных, более агрессивных стилей, направленных в большей степени на внешнее восприятие. Всё течет, всё изменяется, и эпик-дум не может поделиться со слушателем тем ураганом эмоций, который могут предоставить более экстремальные группы. Сам формат музыки этого не предполагает.
Не жалеете ли вы, что ваша группа Tumulus не получила достаточного признания? На мой взгляд, она могла бы быть интересна в первую очередь поклонникам прогрессива, а не фолка.
В.: Я лично жалею. В Tumulus было вложено очень много сил, но, увы, эта группа так и осталась в глубоком андеграунде. Хотя, на мой взгляд, мы играли интересную, специфическую, ни на что не похожую музыку с оригинальным стилем и концепцией. Многим нравилось то, что мы играем, и не только в России. Я еще раз повторюсь – музыкальный бизнес непредсказуем. Tumulus за все время его существования так по-настоящему и не повезло. Мы не смогли найти ни достойный лейбл, ни промоутеров, хотя времени на это было затрачено немало. Не думаю, что в ближайшее время мы снова за это возьмёмся.
О.: Мы делали ту музыку, которая нравилась нам самим. Создавали свой материал, свой образ и были полностью поглощены этим процессом. Свою долю признания и удовольствие от творчества мы получили в полной мере, и сожалений на этот счет у нас не осталось.
Scald исполнили на «Hammer Of Doom» новую песню, она была написана специально к фестивалю или это какие-то старые наработки?
В.: Изначально эта песня была записана на альбоме Intothecrypt «Vakor» под названием «Лети, вой наш!» и была на древнерусском, с моим гроул-вокалом. А для фестиваля мы, Scald, её немного переаранжировали, Фелипе переработал текст, написал свою вокальную партию, и она стала называться “There Flies Our Wail!”. И зазвучала по-новому – полностью в стиле Scald! Мы держали её в полном секрете вплоть до выступления. Фэны на фестивале приняли её «на ура»! И, естественно, это намек на то, что группа возродилась и будет работать над новым альбомом.
Как далеко вы продвинулось в этой работе?
В.: Сейчас мы занимаемся как сочинением нового материала, так и реанимацией старых песен Scald, которые были написаны незадолго до гибели Эгиля. Надеемся, что в обозримом будущем они будут изданы – но в детали вдаваться пока что не станем.
O.: Конкретных сроков перед собой не ставим – это творческий процесс, который невозможно связать временными рамками. Когда альбом будет готов, мы об этом сообщим.
Не думали ли вы переработать таким же образом другие песни Tumulus или Intothecrypt?
В.: Нет. Достаточно одной такой. А что касается Tumulus, со Scald по стилистике у неё ничего общего. Лучше мы займемся, точнее – уже занимаемся новым материалом Scald и восстановлением нескольких песен, сочиненных незадолго до гибели Эгиля, но не записанных.
О.: Это была разовая трансформация. Песня была написана музыкантами Scald, и неудивительно, что она с легкостью может вписаться в репертуар как одной, так и другой группы. Но это был единственный в своём роде эксперимент. У нас достаточно новых и нереализованных идей, которые мы хотели бы представить слушателю.
Недавно демо Scald «North Winds» было издано на кассетах немецким лейблом Messe Noire Prod. Чья идея это была?
В.: Это была полностью идея лейбла Messe Noire Prod. Что можно сказать? Здорово, что даже такой древний материал Scald имеет спрос, и, судя по всему, немалый. С Messe Noire Prod. приятно и удобно работать – они очень оперативные и ответственные парни, мы надеемся на дальнейшее сотрудничество с ними!
Кстати, альбом Scald «Will Of The Gods Is Great Power» был переиздан около года назад голландцами Hammerheart Rec. Принимали ли вы участие в подготовке этого релиза? Кому сейчас принадлежат права – вам, Wroth Emitter, MetalAgen?
В.: Да, мы подобрали к изданию Hammerheart. несколько эксклюзивных бонус-треков, а также предложили обратиться за оформлением к художнику Андрею Андрееву, который уже работал с нами над альбомом Intothecrypt. Его стиль лучше всего подходит к музыке Scald. Что касается прав на весь музыкальный материал Scald, сочиненный с Эгилем, они принадлежат нам, четверым оригинальным участникам группы. К нам обращаются лейблы по поводу различных переизданий, и если условия нас устраивают, мы предоставляем лицензию.
Следующая возможность увидеть Scald будет 13 марта на фестивале «Up The Hammers» в Афинах. Планируете ли вы выступать где-либо ещё в этом году?
В.: Только что было анонсировано наше участие в фестивале Metal Over Russia, который состоится 17-19 июля 2020 года. Поэтому наши фэны из России смогут увидеть Scald там. Ведутся переговоры и по поводу других наших выступлений, но более ничего конкретного мы сказать пока не можем. До встречи на наших концертах!
Алексей ЕВДОКИМОВ
Благодарим Татьяну Крылову за организацию интервью и предоставленные фотографии.