Пим Бланкенштейн (Officium Triste): Планетарная обречённость
Май 21, 2020
Алексей Евдокимов (126 статей)
Поделиться

Пим Бланкенштейн (Officium Triste): Планетарная обречённость

Officium Triste появились тогда, когда сошла на нет первая, стартовавшая в конце 80-х волна нидерландского дум-дэта. Ниша не то чтобы пустовала, но значимых явлений не было,  движение, дикое и хаотичное, сошло на нет, а последние его видные представители, Celestial Season и The Gathering, кардинально сменили направление. Только Asphyx лютовали, да они и сейчас лютуют…

И только Officium Triste уже четверть века остаются приверженцами хоть и привычного, но душевного дум-дэт-метала. Их творчество — здоровый пример развития идей жанра от депрессивных панихид до тонких, меланхоличных и атмосферных музыкальных пейзажей. Музыканты всегда оставались верны себе – от угрюмого и строгого дебюта «Ne Vivam» к более человечному «Giving Yourself Away» и далее до фаталистичного «Mors Viri»… Officium Triste – бастион честного металла даже за рамками своей основной деятельности. Их лидер и вокалист Пим Бланкенштейн всегда пребывал в центре голландской музыкальной журналистики; по совместительству он является одним из организаторов одного из первых тематических фестивалей «Dutch Doom Days». Десять лет назад, когда группа отмечала 15-й день рождения релизом «Charcoal Hearts – 15 Years Of Hurt», я спросил Пима, было ли это путешествие действительно таким болезненным. Его ответом было: «Нет, скорее это были пятнадцать лет веселья!» Пришло время узнать, насколько весёлым оказалось следующее десятилетие. Тем более что группа отметила очередной юбилей новым диском «The Death Of Gaia» и двойным трибьют-альбомом «Born To Lose – Doomed To Die».

Здравствуй, Пим! Итак, Officium Triste стукнуло 25, группа всё ещё активна и всё ещё остаётся одним из столпов дум-метала в Старом Свете. Примите мои поздравления, 25 – хорошее число.
Спасибо за поздравления. Пусть в истории группы были и непростые времена, мы по-прежнему с вами. И 2019 год был одним из лучших для Officium Triste.

21 сентября 2019 года вы сыграли концерт, посвящённый выходу «The Death Of Gaia» и самому юбилею, как всё прошло?
Это было прекрасное шоу. Мы выступали в старой церкви в бельгийском городе Антверпене. Её здание переоборудовано в концертную площадку, в основном там выступают классические музыканты. Наш хороший приятель Филип организовывал несколько концертов в необычных местах, одним из них было выступление Clouds в этой церкви. Так как я исполнял партии вокала на одной из песен Clouds и был на том концерте, мы поинтересовались, можем ли и мы там выступить. Мы сыграли в удивительном месте перед группой избранных фанатов — такое не забывается.

На том концерте Clouds, кроме тебя, на сцене было немало других гостей. А на выступление Officium Triste ты никого не приглашал?
Нет, на сцене было только шестеро музыкантов Officium Triste. Нас поддержали своими выступлениями Pantheist и Isenordal, но нашу программу исполняли только мы сами.

Пим, как всё для вас начиналось 25 лет назад? Британское дум-дэт-движение уже сформировалось, сцена Нидерландов была более дикой и неорганизованной, а в Штатах и других регионах группы вашего толка были скорее диковинкой. Какие группы формировали твоё восприятие жанра?
Поначалу мы назывались Reïncremated и играли стандартный дэт-метал. Это был тупик, мы были готовы распустить команду, но, поговорив между собой начистоту, как-то поняли, что должны переключиться на мелодичный дум-дэт. Мы были под впечатлением от Paradise Lost, Anathema, My Dying Bride, Katatonia, Type O Negative, Winter и Celestial Season. Также нам нравились и дэтовые команды типа Dismember и Edge Of Sanity. Одним апрельским днём 1994 года мы похоронили Reïncremated и сформировали Officium Triste.

А как ты думаешь, почему ваша дум-дэт-сцена, за исключением Asphyx, оказалась нежизнеспособна? Delirium, Eternal Darkness, Mourning и ещё пара групп были настоящими первопроходцами в своём роде, но распались довольно быстро.
Честное слово, не знаю. Мне кажется, для большинства это было просто хобби. Или фаза взросления. Мы все знаем, что эта форма металла не так популярна, как другие, может, отсутствие успеха сыграло свою роль.

Как вы поддерживали деятельность группы в первые годы? Где добывали инструменты? Где репетировали?
Мы все страстно хотели играть, поэтому каждый участник ответственно подходил к выбору своего инструмента. Этот было несложно, как и найти место для репетиций. Мы начинали в Горинхеме, городе, где я родился, на бывшем пороховом складе. Крутое место, расположенное в городских укреплениях. Часть музыкантов жила в Роттердаме, часть — в Слидрехте, и нам много приходилось мотаться туда-сюда, так что, как только нашлось место поближе к дому, мы сразу туда переместились. И репетировали там до 2017 года. Потом владелец этого помещения умер, и нам пришлось переехать. Его звали Эри Шторм, он всегда нас поддерживал, и на новом альбоме есть песня, посвящённая ему — “A House in a Field in the Eye of the Storm”.

Были ли тогда у вас любимые места, клубы, где двери всегда открыты для групп вроде вашей? Что-то вроде клуба «Баруг» («Baroeg»), в котором вы проводите фестиваль «Dutch Doom Days»?
Клуб «Баруг» в Роттердаме до сих пор открыт для тяжелых групп, даёт им шанс выступать и развиваться. Есть и другие площадки в таких метал-цитаделях, как Эйндховен, Тилбург и Энсхеде. Вообще, Нидерланды всегда были подходящим местом для металла. Песня Jaguar “Dutch Connection” с альбома «Power Games» 1983 года хорошо рассказывает об этом.

Ваш дебютный альбом «Ne Vivam» довольно честно отражает как и индивидуальность группы, так и некоторые очевидные влияния. Каково было получить на руки свой первый диск?
Это было великолепно! Нас вдохновлял сам факт, что лейбл (Teutonic Existence Records) проявил интерес и издал наш материал. Получив свои копии, мы были горды собой, и знали, что хорошо поработали. Запись в настоящей студии стала для нас важным опытом. Демо 1994 года было записано в спартанских, если не сказать примитивных условиях. А уже EP «Mountains Of Depressiveness» был записан в приличной студии, туда мы и вернулись с песнями для «Ne Vivam». Интересно, что над новым альбомом мы работали с тем же самым продюсером — Хансом Питерсом.

У вас была возможность поддержать «Ne Vivam» полноценным туром? Понятно, что с концертами на родине проблем не было, а каково было с организацией выездов за границу?
На самом деле мы нечасто выступали, и организацией турне не занимались. Чтобы на такое решиться, ушло несколько лет. Сейчас я понимаю, что мы зря этого не cделали раньше. Если бы мы чаще давали концерты, больше вкладывались в свою репутацию, то были бы известнее. Но что сделано, то сделано.
У нас был отличный концерт с Anathema и Alastis в клубе «Нордерлигт» в Тилбурге в 1997 году. Это предшественник известного теперь клуба «013», просторный зал, и у нас была хорошая возможность показать себя перед большой аудиторией.

Альбомы «The Pathway» (2001), «Reason» (2004), «Giving Yourself Away» (2007) сейчас кажутся едва ли не пиком карьеры группы. Группа росла, активно записывалась, а вы вовсю работали над ставшим культовым фестивалем «Dutch Doom Days». Как вы умудрялись работать в таком режиме?
Да, можно сказать, мы были в ударе. Сформировался надёжный состав, было вдохновение сочинять новые песни. Не могу объяснить, просто всё получалось. И с «Dutch Doom Days» просто так вышло: я договорился о выступлении Officium Triste в клубе «Baroeg», и была возможность пригласить ещё пять групп. Первая попытка была успешной, и я решил сделать такие концерты ежегодными. И до сих пор это получается.

После выхода «Giving Yourself Away» группа берёт паузу, а вы сдаёте пост устроителя «Dutch Doom Days» и берётся за решение сугубо организационных вопросов…
Да, во-первых, изменения в составе дали о себе знать. Наш гитарист Йохан Квакернак решил покинуть Officium Triste, и нам пришлось искать замену. Так в группе появился Брам Бейлхаут. Мартин Квакернак решил полностью переключиться с ударных на клавишные, так что нам понадобился ещё и новый ударник. Эти перемены отбросили нас назад, и потребовалось время, чтобы со всем разобраться. Но мы не сидели без дела, а работали над сборником к нашему 15-летию и новыми песнями для «Mors Viri». Альбом мы записали только в 2011-м, а издан он был ещё двумя годами позже.
Я не оставлял команду «Dutch Doom Days» и, так или иначе, всегда был вовлечён в подготовку фестиваля и формирование его программы, просто делегировал часть вопросов, например, покупку билетов для групп, другим людям.

Дум-метал — это жанр с небольшой, но преданной аудиторией. Сколько примерно человек посещает фестиваль?
С первого фестиваля и до сих пор количество посетителей остаётся стабильным. «Баруг» – не самый большой клуб, мы собираем по 200 человек, что неплохо. Самое главное – это показать лучших представителей жанра и создать дружественную атмосферу. Ради этого мы проводим «Dutch Doom Days» каждый год. Вокруг много талантливых групп, и атмосфера фестиваля всегда вдохновляет.

«Mors Viri» появился в 2013 году, с тех пор группа очень неспешно работала на материалом «The Death Of Gaia». До релиза прошло примерно шесть лет, как долго на самом деле шла запись?
Мы сочиняли и репетировали песни без спешки, потому что хотели сделать лучшее, на что способны. Некоторые вещи были готовы уже в 2017-м, тогда мы завершили демо-версию новой композиции «World In Flames». Мы искали студию для записи ударных, поэтому решили сделать для начала этот трек. Почти все остальные инструменты были записаны в студии Мартина. Так что материал был сочинён между 2017-м и 2018-м, и как только всё было готово, мы собрались в студию. Сама запись прошла очень хорошо. В первой половине 2019-го сделали микширование и мастеринг. Это было нехлопотное путешествие.

Вы работаете с Хансом Питерсом уже много лет. Как вы взаимодействуете, наверное, уже понимаете друг друга без слов?
Для нас он в первую очередь звукоинженер и человек за микшерским пультом. Когда мы пришли к нему, с нашей стороны всё было готово, так что в части аранжировок мы не нуждались в дополнительных рекомендациях. Относительно сведения у него было несколько идей. В сочетании с нашим видением того, как они должны звучать, это привело к отличному результату.

«The Death Of Gaia» был издан набирающим обороты индийским лейблом Transcending Obscurity. Эо прозвучит наивно, но вы не обсуждали с лейблом возможность выступления в Индии? Помню, что в Бангалоре есть как минимум три группы, играющие разные сорта дум-метала.
Мы ничего такого не обсуждали, хотя я знаю, что в Индии есть фестивали тяжёлой музыки. Никогда не знаешь, что случится в будущем. На планете Земля есть много мест, где мы ещё не бывали.

Пим, можешь назвать самую далёкую точку на планете, где вы выступали с Officium Triste?
Это Москва! Мы играли там дважды. Оба раза было здорово, и мы общались с фанатами, которые проделали больший путь, чем мы. Надеюсь, мы вернёмся в Россию.

Если говорить о «The Death Of Gaia», то кажется, что после 25 лет изучения темы личных несчастий вы обратились к теме полномасштабного, общепланетарного апокалипсиса. Что вас подтолкнуло к этому?
Надо писать тексты о чём-то новом, чтобы не повторяться. При нынешнем положении дел (Интервью было сделано ещё до распространения пандемии, — прим. авт.) было естественно обратиться к теме заката цивилизации. Она хорошо подходит к нашей музыке. Это сложная тема, которая затрагивает изменение климата, глобализацию, религиозный фанатизм и так далее. На мой взгляд, сейчас на Земле слишком много людей, и из-за этого всё катится к чёрту. А ещё есть политики, которые занимаются вещами, о которых имеют очень смутное представление. Не будем забывать и о влиятельных силах, которые стоят за ними. Можешь называть это Новым Мировым Порядком или как угодно. Всё замешано на человеческой жадности и перенаселённости планеты. И если положение вещей не изменится, мы обречены.

В Нидерландах будто бы нет особых проблем с экологией…
Но есть опасности, связанные с изменением климата. Ведь половина страны находится ниже уровня моря… Мы не можем разрабатывать месторождения газа, оставшиеся на территории страны, потому что уже были землетрясения. Возможно, наши проблемы не общеизвестны, но они есть, и с ними надо считаться.

Как-то вы говорили, что в своих текстах дум-исполнители чаще сосредоточены на результатах, а не на причинах негативных явлений. «The Death Of Gaia» предлагает взгляд именно на саму проблему. Что заставило тебя сместить фокус?
Я не знаю, это получилось естественно. Я не склонен к излишней рефлексии. Не так важно, о чём тексты песен, в конце концов, это лишь развлечение. Просто тексты должны соответствовать музыке, и я это учитываю. В «The Death Of Gaia» есть песни о глобальных мировых проблемах, о том, как человечество уничтожает планету, для меня это важный вопрос, и я вправе об этом петь.

Можно рассчитывать, что новый материал будет тяжелее и мрачнее…
Я не знаю, насколько он тяжелее и мрачнее относительно наших старых песен. Что касается текстов, в прежние времена я тоже говорил о непростых вещах.

Одна из песен с предыдущего альбома «Mors Viri» «Your Fall From Grace» рассказывает историю наркозависимости. Что тебя толкнуло написать об этом?
Я писал этот текст не от первого лица, но был свидетелем того, что с людьми делают наркотики. Помимо этого, меня вдохновил фильм Ули Эделя “Christiane F.” («Мы, дети станции ЗОО», — прим. авт.), я видел его ещё подростком и долго был под впечатлением. В целом наркомания – реальная проблема, и это подходящая тема для нашего жанра.

Осенью при твоём участии был издан трибьют-альбом Officium Triste. Как говорится, если хочешь сделать хорошо, сделай всё сам. Насколько понимаю, ты сам приглашал группы к участию. А были ли какие-то интерпретации, которые тебя удивили?
Я был вовлечён в этот проект с первого дня. Но то, как его участники интерпретировали наши песни, для меня всегда становилось сюрпризом. Мне было лестно слышать эти версии, ведь когда знаешь свои песни досконально и вдруг слышишь что-то непривычное, это очень радует. Мы славно потрудились над изданием (Officium Triste сами записали два трека для альбома, — прим. авт.), и это двойное издание станет хорошим подарком фэнам на 25-летие Officium Triste.

Пим, ты упоминал проект Extreme Cold Winter с участием Эй Джея ванн Дрента (Asphyx, Beast Of Revelation) и Сета ванн де Лоо, известных представителей нидерландской экстремальной сцены. Какова судьба проекта?
Мы всё ещё работаем над первым альбомом Extreme Cold Winter. Не все тексты написаны, не все вокальные партии готовы. Я не хочу торопить события, потому что результат должен быть безукоризненным.

Тогда наберёмся терпения. Я уверен, что этот релиз будет сопоставим по качеству с «The Death Of Gaia». Спасибо за интервью, Пим!
Спасибо, Алексей. «The Death Of Gaia» доступен не только на компактах и виниле, но и в формате роскошного бокс-сета. Да и трибьют-альбом тоже хорош. Так что наших слушателей всё это должно заинтересовать.

Алексей ЕВДОКИМОВ
Photo by Simone Vinke (фото предоставлены музыкантами).
Интернет-ресурсы Officium Triste: www.officiumtriste.com, officiumtriste.bandcamp.com, www.facebook.com/officiumtriste, www.instagram.com/officium_triste.

Алексей Евдокимов

Алексей Евдокимов