Lacrimosa «Leidenschaft» (2021)
24 декабря, в канун западноевропейского Рождества, швейцарская готик-метал-группа Lacrimosa преподнесла всем ценителям мрачной эстетики свой 14-й альбом, названный «Leidenschaft» («Страсть»). И его определенно стоило ожидать четыре года. Да и в целом в творчестве Lacrimosa альбом с таким названием и с таким содержанием рано или поздно должен был появиться. Ведь изначально проект, созданный Тило Вольфом, звучал очень чувственно. А с приходом в группу Анне Нурми градус эротизма только повысился.
«Leidenschaft» – апогей чувственности. Это кипящая кровь, это сердце, выскакивающее из груди от переизбытка эмоций, это противоречия, рвущие тело и душу в клочья. Это аристократичные страдания и упоение болью, и… это философское осмысление любви. Собственно, всё это было и на предыдущих альбомах, но в «Leidenschaft», повторюсь, – апогей, кульминация, пик, вершина.
Как и на многих предыдущих альбомах, восхищает мастерская работа c аранжировкой, динамикой, мелодикой. Еще о константах – всё те же излюбленные гармонические ходы, всё тот же довлеющий минор. Всё тем же остаётся полюбившийся многим фирменный саунд – очень чутко выдержанная смесь тяжелого рóкового и классического (порой даже академичного) звучания.
У Lacrimosa свой особый стиль, и, по большому счету, за рамки собственного стиля на протяжении 14 альбомов группа особо и не выходит. Сложились уже какие-то особенности, закономерности для лирических полотен, для эпохальных картин, для страстных излияний. Потому вполне объяснимо, что местами из музыкальной ткани нового альбома проглядывают отголоски прошлых десятилетий: что-то из «Satura» (1993), что-то из «Inferno» (1995), из «Elodia» (1999) или «Lichtgestalt» (2005)…
Одна из ярчайших композиций альбома «Raubtier» («Хищник») по духу очень близка к «Copycat» – такая же задорная и мрачная. О двойственности натуры, о темной и светлой стороне, о душераздирающей дилемме с позиции хищника – нежно любить и беречь свою жертву (день ото дня подавляя охотничьи порывы) или страстно желать и удерживать силой, причиняя боль. Ну не может у Тило быть простой взаимной светлой любви, иначе не было бы страданий, и как следствие – искусства. Наэлектризованная песня и стопроцентный хит.
Особо хочется отметить и «Kulturasche» («Прах культуры»). Это самая тяжелый трек на альбоме – редкий для группы образец настоящего тяжелого металла, фактически не «разбавленного» симфонизмом. Звучит он в сравнении с остальным материалом прямо-таки залихватски, а в сочетании с текстом – очень даже гармонично. Будит ассоциации с аллегорическим сюжетом плясок смерти (Dance Macabre) в классическом искусстве. И как же красиво в этой «стене звука» появляется ближе к финалу вкрапление «тишины»! Нежно и сиротливо на фоне пульса (как в «Seele in Not» или «Der Letzte Hilfeschrei» с первого альбома «Angst», 1991) звучит одинокая флейта.
Открывает альбом «Liebe über Leben» («Любовь превыше жизни») – сильная и пронзительная композиция с импровизационным гитарным соло в конце. Так же внушительно начинались «Stille» (1997) или «Fassade» (2001). «The Daughter of Coldness» – красивая, воздушная композиция на английском. Еще одна традиция из прошлого – альбомы швейцарцы преимущественно выпускают на немецком, но одна-две песни нередко бывают и на английском: «Copycat» («Inferno», 1995), «Not Every Pain Hurts» и «Make It End» («Stille», 1997), «The Turning Point» («Elodia», 1999) и так далее.
«Führ Mich Nochmal In Den Sturm» – постепенно развертывающаяся картина бури. В ней есть всё – вкрадчивый и срывающийся вокал Тило, жесткие гитарные риффы, хор, богатое симфоническое звучание, внезапные контрасты. Старая добрая Lacrimosa!
«Die Antwort ist Schweigen» – флегматичное излияние, начинающееся многократным повторением типичной романсовой интонации. «Ответ – молчание» – таков перевод названия. Тихое повествование о непонимании, о потере связи двух влюбленных. И музыка пропитана этим разрывом, даже без слов её язык понятен.
А дальше – как ответ – на причитания героя звучит «Celebrate the Darkness». Обволакивающий солирующий вокал Анне Нурми делает ей близкой «Senses» («Fassade», 2001) или «Apart» («Echos», 2003). Возлюбленные, некогда испепеляющие друг друга страстью, вновь воссоединяются, чтобы в унынии, проливая слезы по былым пожарам, восславить наступившую ныне тьму. Очень по-декадентски. Печально и чувственно.
«Augenschein» («Видимость») – устрашающее basso ostinato (повторяющийся басовый рисунок) со срывающимся голосомТило – вновь отсылает к первым альбомам. Одна из самых мрачных композиций – «Leidenschaft». Она постепенно перерастает из монотонной тяжелой поступи в грандиозное крещендо, накрывающее с головой, как волна, как лавина.
Завершают альбом «Die Liebenden» («Влюбленные») и «Exodus» («Исход») – жизнеутверждающий гимн любви и следом – эпохальный исход, где возлюбленные противостоят всему миру.
В целом аналогий с предыдущими альбомами можно провести много, но, несмотря на это, «Leidenschaft» звучит свежо, есть и в нём находки. Это и «дропнутый» бас (drop bass, т.е. заниженный бас), и блюзовый флёр в «Die Liebenden», и еле уловимая ориентальность в «Führ Mich Nochmal In Den Sturm», и много чего ещё…
Уверена, любителям творчества Lacrimosa альбом придётся по душе. В нем выстроен удивительный баланс всего, за что мы и любим этот самобытный швейцарский дуэт. И, что главное, в нем есть страсть. Немногим музыкантам удается спустя 30 лет творчества всё ещё держать слушателя в напряжении. А Тило Вольф и Анне Нурми создали заряд страстей под названием «Leidenschaft» и выстрелили им в мир. Как в финальной песне: «Ты и я против этого мира».
Ольга Слынько
gothic metal 9/10
Hall Of Sermon