Фрэнк Холл (Necromandus): Один за всех
Январь 29, 2019
Алексей Евдокимов (126 статей)
Поделиться

Фрэнк Холл (Necromandus): Один за всех

История Necromandus по-настоящему началась с 1970-м, когда молодую рок-группу из Камберлэнда открыл для широкой аудитории сам Тони Айомми. Команда очень скоро оказалась в центре событий: Necromandus давали самостоятельные успешные концерты, играли в туре с Black Sabbath и в итоге записали впечатляющий, в чём-то даже опередивший своё время альбом “Orexis Of Death”.

Перед музыкантами были открыты все дороги, но после трёх лет совместной деятельности коллектив распался, а из-за нерасторопности лейбла альбом, который легко мог получить статус культового, был заброшен и забыт. По крайне мере, музыканты не растерялись, и трое из оригинального состава некоторое время работали с Оззи Осборном над его проектом Blizzard Of Ozz. Но долгосрочное сотрудничество не сложилось, и каждый со временем занялся своим проектом. Много лет спустя публика снова услышала о Necromandus. Запись “Orexis of Death” была буквально реанимирована и официально издана в 1999 году. Правда, примерно за десять лет до этого события не стало вокалиста Билла Бранча, через пять лет после продолжительной болезни скончался бас-гитарист Денис Маккартен, а в 2008 рак забрал жизнь гитариста Барри Даннери (кстати, Барри – старший брат небезызвестного Фрэнсиса Даннери, экс-гитариста It Bites, – прим. ред.). Удивительно, но ударник Фрэнк Холл после всех этих потерь сумел не только воскресить Necromandus, но и вдохнуть новую жизнь в проект, выпустив в этом году второй релиз группы под названием… “Necromandus”. В сентябре новый состав дал свой первый концерт, и вскоре после него нам посчастливилось сделать с Фрэнком небольшое интервью.

Здравствуйте, Фрэнк! Если вы не против, начнём с небольшой ретроспективы. Дебютный альбом Necromandus “Orexis of Death” был записан 44 года назад, чем вам запомнилось это время?
Это было необыкновенное время. На мой взгляд, именно тогда прогрессивный рок находился на творческом пике, и мы всей группой это чувствовали. Культурное влияние музыкантов, писателей и художников того периода просто огромно.

Какая музыка повлияла на Necromandus в выборе собственного направления?
Возможно, это покажется несколько неожиданным, однако тогда, в 70-х, мы находились под очень сильным влиянием джазовой музыки и, естественно, фьюжна. Назовите любого ключевого исполнителя этих жанров того периода, и вы не ошибётесь.

Группа просуществовала в оригинальном составе всего три года, и релиз первого альбома под давлением обстоятельств затянулся на 26 лет… Насколько легко вы простились со своим детищем тогда, в 1973-м?
Когда Баз [Барри Даннери] решил уйти, для группы это была трагедия. Человека такого таланта невозможно было заменить. В конце концов, это был лучший гитарист на севере Англии! Мы играли отличные концерты, у нас был тур с «Саббатами», готовился к выходу альбом, но в одночасье всё закончилось. Мы были на пороге большого прорыва, но уход База лишил нас всех перспектив. Баз был гением, но ценой за его талант, думаю, была депрессия, которую он очень тяжело переносил. Мне было очень жаль его как друга.

То есть уход Даннери и стал главной причиной, почему группа перестала существовать?
Да, несомненно, именно это убило Necromandus.

Когда Necromandus впервые заявили о себе, сцена была относительно молодой, на ней появилось много ярких команд, но оставалось ещё много места для эксперимента. Брали ли вы пример с других, более успешных групп, или думали только о поиске собственного я?
Мы многое почерпнули из общения с Биллом Уордом и Тони Айомми, но наше звучание всё-таки было собственным. Журнал Rolling Stone обозначил его как “Yes играют Black Sabbath”, и мы все были польщены такой характеристикой. Я и сейчас считаю, что это было очень точное описание нашей музыки, хотя сегодня, пожалуй, у Necromandus побольше джазовых риффов.

В ходе совместного тура с Black Sabbath получалось ли избегать всех искушений, на которые вас обрекала такая именитая компания? Как вы пережили тот тур?
Да брось ты! Это было невероятно! Скажем так, мы не пытались избежать всех искушений, встававших на нашем пути, но да – мы сумели выжить. Угнаться за Оззи не смог бы ни я, ни кто-либо другой, но он был нашим хорошим другом, и я в то время иногда гостил у него дома.
Тур с Black Sabbath был исключительно полезен для Necromandus. Это было сплошное удовольствие, и публика потрясающая. Помнится, на концерте в Глазго была такая эйфория, что фанаты просто вынесли первые пять рядов кресел в зале (смеётся).

Позже трое участников Necromandus пробовали работать с Оззи в его сольном проекте Blizzard Of Ozz…
Совместная работа над Blizzard of Ozz была изначально обречена. Да, мы серьёзно взялись за дело, но очень скоро получилось так, будто мы пытаемся заставить Оззи петь в прог-рок-группе. Эта затея была обречена на провал, и нам пришлось расстаться.

Обсуждали ли вы возможность возрождения Necromandus?
Да, мы иногда говорили об этом, но как-то так получалось, что все были заняты другими проектами: Blizzard of Ozz, Violinski… Так что времени не было. С тех пор как я сел за ударную установку, я не переставал играть. Просто не могу бросить это делать! Мне почти 70, и мне даже не приходит в голову мысль, что пора остановиться. (Смеётся).

Дебютный альбом Necromandus не выходил до 1999 года. Как вам жилось с чувством того, что этот материал так и не был опубликован на физическом носителе?
Если честно, я просто забыл о нём. Когда альбом наконец-то вышел, это не стало для меня большим сюрпризом. Хотя очень досадно, что мы толком ничего не получили с этого релиза, да и в подготовке его никто из нас не был задействован.

Рассказывают, что альбом и до этого издавался, только нелегально, и однажды, в 1996-м году, ваша мама нашла его в музыкальном магазине. Это правда?
Да! Она была чертовски разъярена этим открытием. Ей совсем не понравилось, что запись была кем-то издана без нашего ведома. Она всегда поддерживала меня и парней и была настоящей фанаткой группы.

После релиза “Orexis of Death” группу стали называть предтечей дума и прог-метала. Как вы относитесь к такой характеристике?
Я не воспринимаю серьёзно такие ярлыки. Я бы сказал, что мы всегда играли прогрессивный рок. Да, там были элементы блюза, но также были элементы и фьюжна. Всё это есть и в новом альбоме. Наше звучание – это наше звучание. Что сорок лет назад, что сегодня – мы всегда старались его развивать и улучшать.

Фрэнк, что заставило вас вернуться к Necromandus именно сейчас, когда других участников оригинального состава уже нет в живых?
Я не люблю оставлять важное дело незаконченным, а это было именно такое дело. И хотя три моих друга ушли из жизни, я чувствовал, что ещё смогу воссоздать оригинальное звучание, если найду подходящих талантливых музыкантов. Я искал и искал, всё перерыл в поисках гитариста, который играл хотя бы близко к манере База Даннери, и спустя годы поисков нашёл Дина Ньютона. Потом появился Джон Марканджело (клавиши), игравший с Базом в Violinski, он откопал старые кассеты Даннери, и мы стали работать над этим материалом. Проблема с вокалистом была решена волшебным образом, когда оказалось, что голос Джона, сына Билли Брэнча, буквально идентичен голосу его отца. Он просто спел одну из старых песен Necromandus, и его голос был так похож… Это было даже немного жутковато.

А вы обсуждали с Джоном его манеру пения?
Не было никакой нужды давать Джону советы. Он пел песни своего отца со школы, и для него это было естественно. Да и тембр у него отцовский. Джон – настоящий, что тут ещё сказать?

Что ещё общего в звучание новых Necromandus со старыми?
Наш гитарист Дин Ньютон достиг аутентичного винтажного звука прямиком из 70-х с помощью обычного Gibson SG. А моя манера игры на ударных, прямо скажу, нисколько не изменилась за последние сорок лет…

Есть и явное отличие: на новом диске звучат клавишные, которые оригинальная группа почти не использовала…
Лично я всегда хотел, чтоб в наших песнях звучали клавишные. Мы их задействовали, но не для живых выступлений. Тогда, в 70-х, я попросил Рика Уэйкмэна записать партию для одной из песен, и он согласился – за ящик “Гиннеса”. Но этого так и не случилось. Надеюсь, что за ту же цену я смогу его уговорить сыграть на нашем следующем альбоме! А Джона [Марканджело] я знаю ещё с Violinski, где он играл с Базом Даннери. На альбоме мы используем синтезаторы 70-х годов, чтобы всё было по-настоящему. Клавишные помогли нам обогатить звук и поэкспериментировать в направлении фьюжна.

Какие требования вы предъявляли к новому гитаристу?
Как я говорил, замену Базу было невозможно найти. Каждый, кто его знал и слышал, подтвердит – его талант был уникален. Но Дин – лучший из молодых гитаристов, кого я знаю. Он бесконечно уважает База, и он проделал огромную работу по возвращению Necromandus «с того света».

С бас-гитаристом было проще?
И да, и нет. Я нашёл Банджо Кунанана прямо рядом с домом. Он славный парень и первоклассный басист. Банджо вырос, играя в барах американской базы на Филиппинах, и знает всё, что надо о роке и о блюзе. Он отлично исполнил свои партии на новом альбоме. Но в нашей чудесной стране, увы, талантливым иностранцам нельзя долго задерживаться. Пару месяцев назад Банджо был вынужден вернуться на Филиппины. К счастью, выручил мой старый друг, прекрасный басист Пол Спеддинг. Я с ним много лет играл, и вот теперь он – неотъемлемая часть Necromandus.

Известно, что наброски нескольких песен были сделаны Базом ещё сорок лет назад…
Да, мы использовали три старых вещи. На этот раз – с правильными названиями. Нашими собственными! Кроме того, мы указали, как надо, всех авторов. Другие восемь вещей сочинялись современным составом, ну, может, иногда кто-нибудь помогал.

Кто участвовал в создании новых песен?
Это полностью совместная работа. В команде есть сильные авторы, в том числе наш продюсер Том Тайсон. Даже Тим Ноулс, наш менеджер и руководитель лейбла Mandus Music, немного поучаствовал! Вообще я должен сказать, что и Джон Марканджело, и Дин Ньютон сочинили массу отличных песен вне Necromandus, а на счету у Тома даже есть «золотой диск», это да о чём-то говорит!

Как долго вы трудились над альбом?
Около двух лет. Мы знали, чего хотим добиться, но не следовали какому-то готовому шаблону из прошлого. Конечно, наше старое звучание на нас подспудным образом повлияло. Думаю, это потому, что те музыканты, которых мы любили в молодости, нас по-прежнему вдохновляют. Мы остаёмся верны духу Necromandus, но в то же время открыты для новых идей, которые способны органично дополнить этот дух.
Новый материал звучал бы абсолютно естественно, если бы мы его исполняли с Базом, Билли и Деннисом много лет назад, понимаешь? Мне просто повезло найти чудесных музыкантов, которые помогли мне разжечь этот огонь снова.

Создаётся впечатление, что песни записывались на том же оборудовании и теми же инструментами, что и первый альбом. Это так?
Мы по-максимуму использовали наше старое оборудование. Нам помог Том, мы много дней провели в его студии «Music Farm», чтобы добиться нужного звука. Полагаю, что я теперь – «хранитель ключей» в Necromandus, но один я бы не справился с задачей, нужна помощь отличного продюсера, прекрасных музыкантов и профессионального менеджера. Новый альбом – результат слаженной работы всей команды.

Как сочинялись тексты для нового альбома? Была ли задана общая тема?
Почти всё, что мы пишем, связано с историей и современностью места, в котором мы живём. Графство Камбрия – это земля гор и озёр, это западное пограничье страны. Сколько битв здесь было – шотландцы, римляне, викинги, множество самых разных людей билось за эту территорию… Люди здесь гордые, а великолепные пейзажи дарят вдохновение музыкантам, художникам и поэтам. Здесь не приходится гоняться за вдохновением!

Фрэнк, тогда я хотел бы уточнить, о чём повествуют песни “I’ve Been Evil” и “The Warriors”?
“I’ve Been Evil” – это история Билла Бранча и его неудачной встречи со служителями порядка. Они неправильно поняли его увлечённость психоделическими веществами. Что за непросвещённый народ! “The Warriors” была написана Томом Тайсоном, это песня о команде рэгби из Уайтхэвэн. Знаешь, такие песни здорово звучат в момент, когда команда выходит перед матчем. Этакий стадионный рок, да?

Фрэнк, а в этот раз ты не спрашивал Тони Айомми, не хотел бы он сыграть партию-другую, как и на первом альбоме?
Конечно, было бы здорово снова сыграть с Тони, но я уверен, что мы и так хорошо справляемся. По правде говоря, я уже давно потерял с ним контакт. Но у нас будет другой отличный гость – Дэйв Колхун, гитарист, выступавший с Риком Уэйкманом. Он сыграет на диске, который мы сейчас записываем. Будут и другие гости!

Отличная новость! А когда нам ждать следующий альбом?
У нас уже готово пять новых песен. Мы хотим включить три-четыре старых добрых трека и добавить к ним шесть-семь свежих. Работа кипит, мы все воодушевлены записью нового материала, да и положительные рецензии на “Necromandus” нас только подстёгивают. Я думаю, что альбом будет издан уже в следующем году.

Значит, у Necromandus есть будущее?
Определённо. Как только мы закончим следующий альбом, мне бы хотелось плотнее заняться гастролями и получать удовольствие, играя любимую музыку.

Алексей ЕВДОКИМОВ
Фотографии предоставлены музыкантами.

Опубликовано в «ИнРоке» №82/2017.

Алексей Евдокимов

Алексей Евдокимов