«Воля и разум»: В 1986-й и обратно
Апрель 17, 2024
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

«Воля и разум»: В 1986-й и обратно

Москва, 4 апреля 2024-го, публика ждёт выхода на сцену новой российской хэви-метал-супергруппы «Воля и Разум». Как же быстро бежит время! Хотя в мире легенд рока и металла обычно оно едва-едва движется: только и успевай переклеивать римские цифры на афишах юбилейных турне, да записывай новый альбом раз в пять, а то и десять лет, чтобы фэны, послушав и поворчав, положили его на полку и снова сказали: «Хиты давай!»

 

Так примерно было и с группой «Мастер». С хитами проблем не было, как и с юбилейными турне, и хотя в составе из классического состава оставался один-единственный участник, бас-гитарист Александр Грановский, фэны команду уважали, нынешнего (с 1999 года) фронтмена Алексея «Лекса» Кравченко в целом приняли, а перестановки с барабанщиками и гитаристами (некоторое время в команде играл даже нынешний участник UDO Андрей Смирнов!) особо их не заботили: главное, чтобы были в сет-листе хиты с первых двух альбомов, такие как «Палачи», «Берегись», и, конечно, та самая «Воля и разум», которую когда-то сочинил гитарист группы Андрей Большаков на текст Александра Елина ещё в группе «Ария» и взял в «Мастер» с собой. На юбилейных турне для фэнов наступал двойной праздник: на сцену вместе с нынешним составом выходили оригинальные участники, гитарист Андрей Большаков и вокалист Михаил Серышев! Кроме того, в песнях своего периода участвовал игравший в группе в начале 2000-х гитарист Алексей Страйк. Довелось видеть такой эпизод в концерте, посвящённом 20-летию «Мастера», в 2007 году: и в момент, когда на сцене оказались Большаков и Серышев, было ощущение, будто в полутёмном зале вдруг включили яркий свет: настолько иными, по энергии, драйву и самоотдаче, звучали хиты с их участием.

 

На большее рассчитывать не приходилось. Всё-таки оба «гостя» надолго отошли от металла: Андрей Большаков стал бизнесменом, издавал прекрасный журнал «Music Box», а Михаил Серышев – оперным певцом, штатным участником «Геликон-оперы». Так и продолжалось из года в год, но в конце 2023-го налаженная схема вдруг резко поломалась. Точка невозврата – наверное, юбилейный концерт Алексея Страйка прошлой осенью. Тогда на сцену с ним вышли под конец сета, как и было обещано, Большаков с Серышевым, но не было другого анонсированного гостя, Алика Грановского. В свою очередь, на концерте «Мастера» в те же дни отсутствовал как заявленный гость Большаков. По объяснениям в ВК-сообществе «Мастера», причиной стали какие-то некорректные высказывания Большакова в каком-то интервью – честно говоря, не так интересно, из какой именно «мухи» родился этот «слон» раздора… Главное, что распад старых «отношений» дал шанс рождению новых. Как говорили музыканты проекта «Воля и разум» на пресс-конференции, впервые они задумались о том, чтобы «не быть чужим отраженьем», а собрать свою группу, как раз на юбилейном турне «Мастера»… В ритм-секцию решили влить свежую кровь: это барабанщик Роман Кошелев (участник группы «Харизма», где играет нынешний гитарист «Мастера» Леонид Фомин) и басист Ярослав Василенко (группа «Тайна Исповеди», вы слышали про такую? Нет? На то она и тайна…) Лично мне кажется, что было бы красиво зазвать кого-нибудь из ветеранов «Мастера» – Тони Шендера, Олега Милованова, да и Алексей Баев великолепно бы вписался в состав, но это, конечно, только фантазии, а в реальности может быть тысяча житейских причин против этого…

 

Прошло месяца три, не больше – и вот уже в сети появились анонсы, опубликованы два новых трека, а также несколько перезаписанных старых, и объявлены даты российского турне. Правда, начало омрачилось трагедией: турне должно было стартовать в Москве 24 марта, но концерт перенесли после теракта в «Крокусе», и дебют проекта состоялся 3 апреля в Нижнем Новгороде, а через день музыканты сыграли в столичном клубе «Base». (Кстати, это не новая площадка, а клуб с почти 20-летней историей, фэнам со стажем он знаком как «Б1 Максимум».) Таким образом, интрига – какие вещи прозвучат и сбудутся ли ожидания в целом – была отчасти снята. Сет-листы концертов повторялись. Все хиты на месте. И, главное – да, по отзывам в соцсетях, дух старой школы и старого «Мастера» снова ожил на сцене.

 

С сет-листом связана отдельная интрига. В культуре позднего СССР был официальный запрос (или заказ) на борьбу за мир. Для рок-групп это был шанс написать что-то дозволенное свыше, и при этом не идти поперёк своего собственного эстетического чувства. Да и в целом такие тексты отлично вписывались в хэви-метал-стилистику. Кто-то обличал «американскую военщину», кто-то вспоминал Вторую мировую, напоминал о призраке атомной войны, как в песне «Воля и разум»… А сейчас, чтобы начинать концерт с песни «Не хотим», нужны, как говорится, стальные нервы и стальные яйца. Группа «Воля и разум» не смутилась и не стала переделывать себя – за что ей, как говорится, респект. Ну и зал, который подпевал каждой строчке, подтвердил – песни эти актуальны всегда…

 

Пересказывать сет-лист – дело неблагодарное. Ясно, что в его основе песни с первых двух альбомов из тех, что сочинил Андрей Большаков. За рамками осталась собственно песня «Мастер» (а жаль), «арийско-мастерская» «Здесь куют металл» (и слава Богу, уже мочи нет подпевать!) и весь англоязычный период (может, когда-нибудь…) «Из-за рамок» появились два раритета – «Одиночество» и «Царь природы», демо из 80-х, так и не изданные тогда. Группа перезаписала их в студии и теперь играет на концертах. «Одиночество» – скорбная баллада о предчувствии смерти, «Царь природы» – «боевик» о том, что человек, возвысившись над звериным царством, остаётся его частью… Прекрасная идея – новинки, которые хранят дух 80-х. С двумя «истинно новыми» песнями – «Ты звезда» и «Гори» – дело сложнее. «Ты звезда» – типично «страйковский» мелодик-метал, который мог бы написать кто угодно (да та же «Харизма»), отчего ему не хватает идентичности, да и тема (пророчества Нострадамуса) выглядит немного искусственной. В любой непонятной ситуации пиши о Нострадамусе – это вам ещё Judas Priest скажут… «Гори» – побойче и поострее, даже с речитативом, но и в ней как-то не хватает простоты и ясности прежнего «Мастера», слишком уж «модерновое» звучание. Но, понимая, что новые вещи – по сути, подарок публике от группы, которая легко могла просто играть старые хиты и ничего больше, воздержусь от ворчания и подожду полноформатного альбома.

 

Что ещё? Классический репертуар – всё, о чём мы мечтали, с поправкой на годы и время. И, наверное, на ритм-секцию – всё-таки Грановский такой один на свете. Пиком концерта, на мой взгляд, стала «Мы не рабы» – здесь и бешеный темп, и вечно актуальный текст («Так кто же мы?»), и полная самоотдача каждого из музыкантов. Глядя на Андрея Большакова, который крутится на сцене а-ля волчок, совсем как на старых видео «Мастера», поражаешься – что с людьми хэви-метал делает! Это буквально его второе рождение для музыки. Михаил Серышев с роком не порывал так уж крепко – кроме «Мастера», он и с «Эпидемией» гостил, и рассказы тех, кто был на представлениях «Геликон-оперы», сплошь восторженные – а здесь он буквально царил на сцене, похожий и на Брюса Дикинсона, и на Биффа Байфорда из Saxon с его длинным седым хайром… (А ведь на 20-летии «Мастера» его шевелюра ещё не потеряла свой цвет…) Видя и слыша Серышева, понимаешь, что такое масштаб личности артиста. Чтобы спеть эти вроде бы немудрёные песни, недостаточно их просто выучить – надо, чтобы за душой был ещё огромный пласт музыкальной культуры…

 

Рядом с ним Алексей Страйк – абсолютный «энерджайзер», мальчишка в теле 50-летнего мужчины, человек, по которому виден кайф от любой мелодии и ноты, что он играет. Алексей, кстати, спел две вещи – «арийскую» «Икар» (объявив её как «путешествие в 86-й») и «мастеровскую» «Мастер скорбных дел», которую сам когда-то и сочинил для группы. Было бы любопытно, конечно, послушать побольше позднего «Мастера», особенно если бы он прозвучал с вокалом Серышева… Но, конечно, хиты 80-х приоритетнее. И жаль, что совсем не нашлось места в программе альбому «Песни мёртвых» – на мой взгляд, это был пик творчества зрелого «Мастера», но там уже не было Большакова, и к проекту «Воля и разум» этот период формально не относится.

 

Вместе музыканты представляются именно группой – они постоянно взаимодействуют друг с другом, подпевают, и вообще каждый из участников группы – поющий, так что хоровые подпевки живьём просто ураганно. Особенно когда их подхватывает весь зал. Хорош финальный «прикол» в «Воле и разуме», когда музыканты встают в линию и каждый, начиная с Серышева, играет на инструменте соседа. Часто бывает, особенно у рок-легенд, что каждый музыкантов занимает своё неизменное место на сцене, вокруг которого очерчен невидимый круг – не заходи! Здесь всё не так. «Воля и разум» – проект, где музыканты не наскучили друг другу, готовы кайфовать от сцены и дурачиться, как мальчишки…

 

Про такие реюнионы иногда говорят «лучше поздно, чем никогда». Но лучше другие слова – «как раз вовремя». В случае с Большаковым и Серышевым – это, может, единственный момент, когда ещё можно стартовать заново, когда есть силы, энергия, творческий азарт, всё ещё достаточно фэнов старой закалки, чтобы было перед кем выступать, и есть шанс, что подтянется молодёжь. И есть в целом площадки, концерты, музыкальная индустрия, которая, ввиду отсутствия западных кумиров, испытывает спрос на кумиров отечественных. «Воля и разум» легко вольётся в когорту хедлайнеров летних рок-фестивалей…

 

Финалом основного сета стала собственно песня «Воля и разум» (кто только её не играл!). А сам концерт закончили – и это ещё один изящный реверанс классическому составу «Мастера» – кавером «Paranoid» Black Sabbath. Короткая и яркая точка, после которой, конечно, ждёшь продолжения. Уже известно, что 1 июня группа станет хедлайнером одноимённого фестиваля «Воля и разум» в Москве.

 

Сет-лист: Не хотим, Берегись, Ты Звезда, Щит и меч, Храни меня, Палачи, Мы не рабы, Гори, Наплевать, Одиночество, соло Страйка, Царь Природы, соло Василенко/Кошелева, Ещё раз ночь, Мастер скорбных дел (вокал – Страйк), Икар (вокал – Страйк), Игры не для нас, Встань страх преодолей, Воля и Разум. Бис: Кто кого, Paranoid (Black Sabbath).

Текст и фото – Владимир МИЛОВИДОВ ака Impaler.
Благодарим Наталью Бондареву за аккредитацию.

Все фото —
Incorrect URL attribute defined http://inrock.ru/gallery/volya-i-razum-2024‎

или https://vk.com/album-2548741_302464257

Общее впечатление

Москва, клуб «Base»
4 апреля 2024 г.

Владимир Импалер

Владимир Импалер