Джо Сатриани: Ностальгический квадрат
Сентябрь 11, 2019
Катерина Межекова (39 статей)
Поделиться

Джо Сатриани: Ностальгический квадрат

Есть события, которых ждёшь много лет, а потом они случаются внезапно и совершенно естественно. И вот ты ждёшь звонка от самого Джо Сатриани. В голове роится так много вопросов, что становится ясно: в отведенные 25 минут всё в любом случае не уместится. Так что можно расслабиться и просто говорить о том, что происходило недавно, составляя из мозаики текущих проектов актуальный портрет такого разностороннего музыканта, как Джо.

В июле 2019 года Сатриани выпустил одноименный диск своей первой группы The Squares. Музыка, которая, словно Спящая красавица, дремала в ожидании своего контракта с лейблом аж целых 40 лет, наконец-то увидела свет! Для фанатов это интригующая поездка на машине времени, ностальгическое путешествие в юные годы гитарного гуру. Музыка The Squares – яркий флэшбек 80-х, из которой растут корни будущих хитов Сатриани, и подмечать их в этих энергичных, полных молодежного драйва песнях – редкое удовольствие для меломана. Но Джо сегодня – не только человек, который бережно делится с нами своим прошлым. Это и неутомимый исследователь, из-под рук которого выходят не только удивительные соло, но и не менее проникновенные живописные произведения. Но и на этом он не останавливается, а добавляет своей музыке новые измерения, работая над её визуализацией вживую. Как это происходит и кто помогает Джо в этом деле? Обо всём по порядку.

Для меня огромная честь говорить с вами. Поздравляю с выпуском “The Squares”! Чем вам так дорога эта музыка, что она напоминает из времен вашей молодости?
Когда я слушаю эти ранние записи, мне приходит на ум столько хороших вещей! В них и энтузиазм, и креативность, и работа в едином порыве – всё это было неповторимо. Знаешь, мы ведь были совсем разными людьми, любили совсем разную музыку, но почему-то, собравшись вместе, мы создали свой уникальный звук, а энергии в нас было хоть отбавляй. На меня столько воспоминаний и впечатлений накатывает, когда я слушаю The Squares! Я вспоминаю о днях, когда мы были молодыми и старались изо всех сил сделать что-то новое.

Вы сожалеете, что не выпустили этот диск раньше?
Хороший вопрос. Иногда я думаю, что если бы мы издали альбом в то время, и он бы получил успех, то я бы не стал заниматься сольной карьерой. Я бы подумал, что люди всё равно этого не поймут. А вышло так, что те, с кем я работал поначалу, никогда не слышали о The Squares. И они меня восприняли всерьёз именно как музыканта-инструменталиста. Вот так странным образом неудача обернулась для меня успехом. (Отметим, что барабанщик The Squares Джефф Кампителли в дальнейшем много лет играл с Джо Сатриани, – прим. авт.)

Всё было к лучшему, правда! А о чём вы мечтали тогда, и что сбылось?
Конечно, мы как группа хотели получить контракт с мейджор-лейблом, хотели работать с известным продюсером. Это был бы финальный шаг, чтобы достичь того, чего мы хотели. А хотели мы стать как The Beatles, The Rolling Stones и Led Zeppelin, как все те группы, чья музыка оставила глубокий след в обществе. Мы тоже хотели изменить мир, но не знали, как это сделать. Тогда мы думали, что нам нужен только контракт и такой крутой продюсер, как Джордж Мартин, и уж тогда-то мы точно добьёмся своего. Но – не случилось. Одна из вещей, которые я тогда осознал – нужно просто начать делать музыку самостоятельно и не ждать, пока придёт крутой продюсер. Потому что мы сами в силах реализовать большинство своих амбиций, нужно только работать изо всех сил.

Что для вас стало триггером, чтобы начать работать сольно, и почему вы выбрали именно гитарно-инструментальную музыку?
Это произошло почти случайно. Я сделал это, чтобы дать старт своему лейблу и паблишинг-компании. Уже в последний год существования The Squares я делал много сольных инструментальных записей, это была своего рода проверка сил, справлюсь ли я со всем в одиночку, а как только я осознал, что всё получается, то понял, что именно такой музыкой и хочу заниматься. Но тогда я не стремился построить карьеру инструменталиста, для меня это был просто способ профессионального роста, чтобы потом найти наконец группу единомышленников. Но этого так и не случилось тогда. Зато мои сольные записи вызывали интерес всё большего числа людей, и внезапно у меня появился контракт с лейблом! А потом второй альбом, “Surfing With The Alien”, стал хитом! Но представьте, когда он вышел, у меня еще не было своей группы, я ни разу не выступал с этой программой на публике. Я не знал, что мне делать! В смысле, я просто играл на гитаре и попутно записывал эти вещи, понимаешь…

Да! А издание музыки The Squares – большой подарок для музыкального мира, потому что оно позволяет проследить ваши корни. Кстати, с высоты своего опыта как вы оцениваете того молодого паренька Джо из 70-х?
О, я намеренно играл куда меньше и проще, чем мог! Ведь я прибыл в музыкальный мир в конце 1970-х, после того как два года занимался на гитаре изо всех сил, чтобы достичь максимума своих возможностей. Но я быстро понял, что этот максимум никому не нужен, а музыкальная сцена Сан-Франциско куда более щедро вознаграждала людей, которые играли намного проще. И мы в группе решили, что не будем играть длинные соло, не станем делать одного из нас суперзвездой, а предстанем как группа трёх равных между собой музыкантов. А это значило, что надо было отбросить некоторые представления о своей игре, в том числе о её сложности, не показывать аудитории всё, на что мы способны. Но в некоторых песнях всё-таки есть предвестники того, какой будет моя музыка через несколько лет. Например, моя манера игры и обилие нот в “I Love How You Love Me”, необычная последовательность аккордов в “So Used Up” с заменой терции на секунду, ставшей отличительной чертой моих первых двух сольных альбомов. Всё это там!

Действительно, узнаваемо! И здорово, что с помощью этой музыки мы можем разделить вашу ностальгию и приобщиться к вашему прошлому. А не хотелось ли вам перезаписать свои соло?
Нет-нет! Мы взялись за этот проект, придерживаясь нескольких правил. Одно из них – мы ничего не переделываем, следуем оригинальным записям, сохраняя то, что мы сделали в начале 80-х. Однако во время сведения обнаружились и другие дубли, которые мы смогли использовать сейчас, и даже запись, которую мы тогда решили не использовать, но теперь она очень нам пригодилась. Отличие ещё и в том, что у нас был не старый аналоговый микшер из 80-х, а новый, цифровой, на 96 кГц. Это дало нам намного больше гибкости при сведении и позволило сделать такой звук, словно “The Squares” – совершенно новая, молодая группа, которая просто играет в ретро-стиле.

А в те годы вы записывались быстро, на одном дыхании?
Да, всё было очень быстро, потому что денег у нас было впритык, а время в студии и плёнки тогда были очень дороги. Мы все вместе копили на студию почти год, и нам хватило только на четыре песни. А на записи исполнили их все на одном дыхании, прямо как на концерте, потому что не могли остаться там подольше. Кажется, мы сделали всё за один день! Еще пару дней ушло на сведение, но это было уже не с утра до ночи, а урывками, несколько часов там, несколько – здесь… Что поделаешь, просто не было денег, чтобы всё сделать правильно.

Понимаю… Скажите, а есть ли истории, связанные с сюжетами или названиями песен? Например, с “BSide Girl”? Очевидно, важной темой была любовь, а что ещё?
Мы решили показать хронологию нашего творчества и разместили сначала самые ранние вещи. Это “Give it up”, “Everybody’s Girl”, “B-side Girl” and “I Need A Lot Of Love”, те самые четыре, что мы записали в первый поход в студию «Tewksbury Sound Recorders» в Беркли (Калифорния). Их записал тогда Джон Куниберти. Эти песни очень многое говорят о том, какими были The Squares. Мы писали об отношениях и старались передать позитивный взгляд на жизнь. Ведь в то время в роке, и конечно, в панке было принято транслировать негатив, и нам не хотелось это поддерживать. Мы старались добавить в рок жизнелюбия, но по-своему, решили петь с иронией, с чувством юмора, но о простых вещах: о мальчишках и девчонках, о влюблённостях, о вечеринках, о клубах, о том, как весело взрослеть и так далее.
А дальше на альбоме вещи, которые мы записали позднее. Такие композиции, как “So Used Up” и “You Can Light The Way”, уже посвящены темам, важным для всего человечества: экологии, саморазвитию, попыткам спасти людей вокруг себя. Для группы это была огромная перемена, сейчас она уже не кажется такой значительной, но тогда казалось, что мы сделали большой шаг вперёд, поскольку мы поём о мировых проблемах, а это тогда было редкостью. Что касается “B-Side Girl”, имеется в виду оборотная сторона пластинки, и там обычно такая музыка, от которой и не ждут успеха. Вот и девушки бывают такие, на которых никто особо и не смотрит. Но вдруг она раскрывается и становится очень популярной, все ее любят… Вот о чем эта песня: чествование недооцененного!

Прямо как и вся история The Squares, и диск, о котором мы говорим, правда?
Точно-точно! (смеется) Мы были такими же недооцененными!

Почему вы решили сделать кавер именно на песню “I Love How You Love Me”? (Авторства Барри Манна и Ларри Колбера, – прим.авт.)
О, Энди (Милтон, вокалист и бас “The Squares”,прим. авт.) однажды принес её на репетицию. Джеффу (Кампителли, барабаны и вокал “The Squares, – прим. авт.) и мне она не особо нравилась, казалась слишком легкомысленной. Но мы сказали Энди: «Хорошо, хочешь спеть, значит, мы её сыграем, но сделаем это как бы в шутку, с иронией, а ты можешь спеть её всерьёз». Так мы и сделали, и, что удивительно, она очень полюбилась нашим фэнам. Настолько, что мы частенько исполняли ее на бис. И я решил, что это как раз та песня, где я могу сыграть аж три соло, и никто не будет против. Это был просто хороший повод подольше покрасоваться на сцене. Есть только один студийный дубль этой песни, его сыграли мы втроём в Hyde Street Recording Studios в Сан-Франциско. Она отлично звучит, и, самое главное, прекрасно свидетельствует о том, как наше трио звучало «живьём». Оглядываясь назад, я понимаю, что мы тогда должны были все песни играть как эту, с таким же диким юношеским драйвом и бунтарским духом.

К слову о концертах. Мы знаем, что Энди Милтон умер в 1999-м, светлая ему память… Но есть ли шанс, что материал The Squares будет исполняться вживую?
Честно говоря, не думаю. Было бы странно делать это без Энди. Была у меня одна сумасшедшая мечта: может, найти какую-нибудь молодую группу, попросить её выучить эти песни и сыграть один-единственный концерт так, чтобы всем было в кайф! Потому что для того, чтобы сыграть музыку The Squares так, как она звучала тогда, нужен дух молодости, тот, что есть у 20-летних… В ней не обойтись без сырой, неотшлифованной энергии новичков. Мы были такими, когда писали её. Теперь Джефф и я – прожжённые профессионалы, десятки лет играем на сцене, и порой мне кажется, что для этой музыки мы уж слишком профессиональны. (Смеется.)

Было очень радостно услышать бас-гитару Гленна Хьюза на вашем альбоме “What Happens Next?” Планируете ли ещё работать вместе?
Да, было бы здорово. Знаю, что он сейчас очень занят в собственном турне, потом планируются концерты с Black Country Communion, я же вернусь в студию уже в сентябре и до декабря будут записывать новый материал, на нём сыграют барабанщик Кенни Аронофф и басист Крис Чейни. Также в октябре я участвую в концертах в рамках проекта Jimi Hendrix Experience Tour, там будут играть тот же Аронофф и Даг Пинник из King’s X на вокале и на басу. В общем, все мы изрядно заняты. Но это и хорошо!

О, вы уже работаете над следующем сольным альбомом!
Да, я пишу песни для диска, который будет выпущен где-то в 2020 году.

Отлично! И вот ещё непростой вопрос… Прошло уже 10 лет с выхода первого альбома супергруппы Chickenfoot. Есть ли надежда на воссоединение?
Не уверен, что это может произойти. Мы постоянно тусуемся вместе, много общаемся друг с другом, так что шанс, конечно, есть всегда. Это одна из черт Chickenfoot: никогда не знаешь, что будет дальше.

Это проблема времени и синхронизации ваших графиков?
В основном – да. Я не уверен на 100%, но думаю, как обычно, это проблема планирования. Нам сложно собраться для записи, а потом нет гарантий, что мы сможем давать концерты и тем более гастролировать. Сказать по правде, я думаю, Сэмми Хэггар хочет уйти на пенсию. Думаю, ему больше неинтересно ездить в турне. У Сэмми есть свое телешоу и свой алкогольный бизнес, и, мне кажется, они для него сейчас важнее.

Что ж, такова жизнь, и мы благодарим вас за прекрасную музыку Chickenfoot, которая увидела свет!
Спасибо!

Коль скоро речь зашла о всевозможных коллаборациях, скажите, пожалуйста, какой состав G3 для вас был самым впечатляющим?
О… (Смеётся.) Вот это вопрос! Знаешь, сейчас мне кажется, что самый последний был и самым классным. Мы так славно провели время с Джоном Петруччи и Ули Джоном Ротом! Да и выступления были грандиозными, публика принимала нас потрясающе, а кроме того, нам было что сказать друг другу как гитаристам. Мы всё время делились впечатлениями, как мы играем, чем наши манеры игры отличаются. И каждый вечер, уходя со сцены, мы с упоением обсуждали игру друг друга, задавали вопросы типа: «А как ты сделал вот это?» «А как ты играешь тут?» «Как это делается?» И, знаешь, очень трудно выбрать один тур G3. Они все были невероятными и незабываемыми, просто воспоминания о последнем туре наиболее свежи в моей памяти. К тому же всегда замечательно поиграть с Ули и Джоном, они потрясающие музыканты!

А сейчас вы открываете новое измерение в своей музыке. Я имею в виду новый проект с визуализацией игры на гитаре в сочетании с вашей живописью. Серию картин и фотографий, которую вы недавно опубликовали вместе со студией SceneFour. Насколько я знаю, вы использовали специально настроенную перчатку, которая фиксирует с помощью света движения пальцев на грифе, и из этого строится светопись вашей игры. Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее.
Да, это просто фантастический проект! В нём есть два этапа. Перед нашим разговором я как раз обсуждал то, что получилось на первом – результаты впечатляют. Я также много рисовал акрилом на холсте, и на втором этапе к цифровой визуализации игры, которую сделали SceneFour, я добавлю свою живопись.

Судя по тому, что мне удалось увидеть, получился уникальный сплав двух форматов, визуального и звукового, и это позволяет заметно расширить восприятие вашей музыки. Как у вас появилась такая идея?
На самом деле я давно уже работаю над рисунками, делаю зарисовки. Раньше – на компьютере, но последние года два стал писать только вживую, акрилом по холсту. А потом ко мне внезапно обратились художники из студии SceneFour, что в Лос-Анджелесе, которые специализируются на визуализации музыки. Они пригласили меня в проект, не зная о моем увлечении живописью. Им просто нравилась гитарная музыка, и они хотели её визуализировать. Они показали мне то, что сделали вместе с другими музыкантами, такими как барабанщик Чед Смит и гитарист Скотт Иэн. Я был в восторге от их предложения. А когда мы начали работать, я показал им несколько своих картин прямо из смартфона, и они просто обалдели! И решили, что надо попробовать совместить моё творчество с тем, что делают они, это может быть очень интересное сотрудничество. Мне кажется, так и вышло. Релиз намечен на июль (Мы говорили в самом конце июня 2019, – прим. авт.). И когда проект появится в сети, там будут два вида работ: не только комбинация живописи [и фотографий моей игры], но и произведения чисто фотографического искусства, которое им так здорово удаётся и благодаря которому эта студия и известна. Я очень счастлив, что этот проект состоялся и наконец увидит свет!

Катерина МЕЖЕКОВА
Фото автора (G3 на фестивале «Guitare en Scene», St.Julien-en-Genevois, France, 2015 и в Москве, «Крокус-сити-холл», 2018). Также использована иллюстрация с сайта joesatrianiart.com.
Благодарим Максима Былкина («Союз Мьюзик») за помощь в организации интервью.
Увидеть каталог работ Джо Сатриани и SceneFour можно на сайтах www.joesatrianiart.com и www.legacyoften.com/category-s/506.htm.

Катерина Межекова

Катерина Межекова