Денис Шварц (Bestial Invasion): Мыло для веганов, или рок-н-ролл мёртв
Отечественный гитарист Денис Шварц известен «металлической» публике по участию в техникал-трэшевом коллективе Bestial Invasion. Но не все знают, что в его активе есть замечательный прог-дэтовый инструментальный проект Dark Matter Secret, а также записи, выпущенные под собственным именем. В этом году у Дениса вышел новый сольный альбом «Resurgent», который продемонстрировал иную сторону его таланта.
Мы подробно поговорили с Денисом об этом диске, о том, как его приняла публика, о гитарной технике и о новых реалиях, в которых музыканты должны постоянно развиваться вне зависимости от своих прошлых заслуг.
Денис, приветствую тебя от журнала «InRock»! За последнее время появилось немало новой музыки с твоим участием, и мы просто обязаны с тобой побеседовать. Для начала расскажи о себе: где и когда ты родился, где живёшь, как появилась страсть к гитарной музыке, с чего ты начинал и чем вдохновлялся…
Привет, Михаил! Я родился в 1987 году в России, в городе Ельце. Собственно, там пока и живу. В моей семье музыкой никто не занимался, отец был художником-любителем, а старший брат увлекался роком и металлом, поэтому музыка в доме звучала постоянно. Первой рок-группой, от которой я фанател, была Nirvana. На гитаре я ещё не играл, но уже спал и видел себя либо с гитарой в руках, либо за барабанной установкой. Затем увлёкся панком, очень любил The Offspring, были в коллекции и Sex Pistols, Exploited, Green Day, «Наив», «Тараканы», естественно, «Сектор Газа» и самая большая любовь – «Король и Шут». В общем, всё по классике. Но уже примерно тогда я впервые услышал диск «Арии» «Герой Асфальта» и испытал культурный шок. На гитаре я начал пытаться учиться (да-да, именно «пытаться учиться») лет в 13. Приятель ходил в музыкалку и немного обучал меня, как брать аккорды, играть бой. Потом и я стал заниматься в музыкальной школе по классу балалайки и классической гитары. Но, смею заметить, это вряд ли оказало на меня сильное влияние, ибо учился я, как говорится, спустя рукава. В старших классах начал увлекаться металлом. К «Арии» прибавились Iron Maiden (и сейчас одна из любимых команд), King Diamond, Judas Priest, «Мастер», Metallica. Тогда же мы с приятелями начали музицировать. Поначалу в подъезде-квартире, а в 11 классе собрали и первую группу – «Тамплиер». Поначалу играли хэви в духе «Мэйден», потом утяжелились до трэша со всякими странными примесями. В то время я учился в музыкальном училище по классу ударных. Потом окончил музыкально-педагогический факультет в университете нашего города. Учился я везде, можно сказать, плохо. В училище делал вид, что стараюсь, а в университете даже и не делал. Очень жалею о потраченном времени из-за своей глупости. В общем, поиграв ещё в парочке рок-коллективов города (безуспешно), начал пытаться выступать сольно. На гитаре занимался и занимаюсь самостоятельно, с развитием Интернета это становится всё более доступно. Собственно, так я и пришел ко всем проектам, в которых принимал или принимаю участие.
По твоему ответу видно, что ты всегда хотел учиться, поступал в музыкалку, вуз, почему же сам процесс тебя не увлекал? Ты понимал, что знания нужны, но не хотел напрягаться?
Стремлюсь к обучению я сейчас, по мере возможности и необходимости, но в то время у меня этого не было. Я не воспринимал вещи серьёзно, не думал и даже не хотел. Честно говоря, не могу точно ответить, почему это было так. По сути, я был деградирующей личностью. Возможно, во мне были какие-то способности околомузыкальные, так сказать предрасположенность, или талант, хотя мне крайне неловко про себя говорить такое. Но, увы, я это не развивал, думая, что и так сойдёт. Не скрою, учиться в музыкальном училище мне нравилось, я даже окончил его с отличием, но считаю, что я получил от него меньше половины от того, что мог, если бы был действительно заинтересован. Наверное, это синдром школьника или студента, который ты учишься, потому что «так надо», чтобы получить отметку, сдать экзамен, а потом – будто бабушка отшептала, ничего не помню, ничего не знаю. Поэтому всем рекомендую просто любить то, что вы делаете, если вам это и вправду нравится. Снобизм может сыграть злую шутку, как и следование веяниям моды, нужно просто реально интересоваться своим делом. Наш мозг любит, когда до него доходит понятная информация, но он также до безобразия ленив. Это одна из глобальных проблем.
Расскажи, как ты увлёкся высокотехничными стилями тяжелой музыкой? Как вы познакомились с Сергеем “Metal Priest” и стали вместе создавать сложные металлические полотна под вывеской Bestial Invasion?
Году в 2006-м я очень полюбил дэт-метал. Кайфовал от Decapitated, Cannibal Corpse, Carcass, Behemoth и т.д., и дико хотел играть что-то подобное, но выходило ещё не очень. Когда я впервые услышал Necrophagist, то, мягко говоря, был приятно удивлён. Такой вид риффинга был для меня в новинку – этакая полифоническая смесь гитарного голосоведения (?). Затем были Obscura, Arsis, The Faceless. Году в 2012-м я попробовал сочинять в том же духе, этому способствовало освоение музыкального редактора Guitar Pro, в котором придумывать такую музыку очень просто. Уже через год начали получаться более-менее звучащие композиции. В принципе, это был прогрессивный металл с тяготением в сторону техникал-дэта. Я много времени проводил за отработкой скоростных скачкообразных риффов (развив и закрепив неправильное звукоизвлечение), а также заучиванием соло-партий. Кстати говоря, тоже с неумелым звукоизвлечением и немузыкальной манерой: как робот, играющий скоростные арпеджио. У меня были для этого хорошие примеры для подражания. Всем новичкам совет – если хотите играть как кто-то, всё-таки немного задумайтесь, хорошему ли вы учитесь? Время шло, я знакомился с другими музыкантами, например, с Пашей Семиным. С ним мы создали проект Dark Matter Secret, которой стал апофеозом моего увлечения technical progressive death metal. Как-то раз мне написал человек под ником Metal Priest, сказав, что узнал обо мне от Паши, похвалил, ну и завязалось знакомство. Потом, где-то через полгода, Серёга предложил записать для его группы Bestial Invasion гостевое соло, что я и сделал. Ну а потом из группы ушел гитарист, и Прист предложил мне записать гитарные партии на альбом «Contra Omnes». С тех пор мы сотрудничаем, пишем сейчас музыку вместе всей группой.
Есть такая тенденция: техничные гитаристы настолько помешаны на сложных трюках и приемах, что их игра превращается в спортивное соревнование, а о необходимости самих мелодий они напрочь забывают. Ты это замечаешь?
Так точно. Уверен, что это – проблема экстремального металла в целом. Но в наши дни, в дни бездонного информационного океана, она только усилилась. Растёт конкуренция, а тут тебе и учебные материалы, и преподаватели, играй как хочешь и что хочешь, но музыка, увы, не становится лучше. В западноевропейских и американских метал-сообществах жанры в духе техно-дэта сейчас стали мейнстримом. Как по мне, то почти каждая группа с каждой песней звучит почти одинаково, хотя такое можно сказать про любой жанр. Если сравнить какие-нибудь дэт-метал-группы 90-х, например, Morbid Angel или Cannibal Corpse, с нынешними, которые выпускают в качестве мерча мыло для веганов и наряды для младенцев, то видно, что ценности в мире поменялись. Может, даже и в лучшую сторону с точки зрения культуры и образованности людей. Но, как говорится, рок-н-ролл действительно мёртв.
Я немного отвлёкся от темы техники. Действительно, большинство исполнителей в подобных жанрах будто соревнуются между собой кто быстрее, у кого песня длиннее, у кого структура замороченнее. Хотя нельзя не заметить, что играть люди стали лучше. Лично мне иногда жаль, что многие классные музыканты тратят себя на подобную музыку. С другой стороны, они делают то, что им нравится и то, что у них получается. Поэтому я субъективен, да и сам с собой часто спорю в вопросе правильного пути. И могу сказать, что я сам прошёл через [увлечение техническими приёмами], как и другие. Ни в коем случае не ставлю себя выше других и не хвалюсь каким-либо опытом. Я учился, учусь и, надеюсь, продолжу учиться. Я музыкант-любитель, который пока не стал профессионалом, поэтому мне неловко говорить о подходе других людей, могу лишь просто рассуждать. Но, по крайней мере, для себя решил, что на данном жизненном этапе мне практически не интересны те жанры музыки, которым я отдавался в прошлом. Причин хватает, но если сформулировать мысль как можно чётче и понятней: я хочу научиться сочинять и играть музыку, а не упражнения и не авангардные постапокалиптические полотна. Чтобы создать действительно что-то интересное, нужно уметь идеально делать банальные, проверенные временем вещи.
Я полностью согласен с тобой, Денис. Скажи, твой совсем новый альбом «Resurgent» – это как раз желание «показать слушателем музыку, мелодию и гармонию»? Мне показалось, что это так. Альбом получился эмоциональным, неожиданно лиричным и очень мелодичным, он звучит зрело и профессионально. В нём стало гораздо больше музыки. Ты же к этому стремился?
Совершенно верно. Но не скажу, что хотел кому-либо что-то показать или доказать. Впрочем, как и всегда, делал то, что хотелось и получалось. В какой-то момент я задумался о том, какую музыку пишу и для кого. Я осознал, что на гитаре совсем не умею играть, звучание у меня совсем не роковое, при этом я трачу время на отработку никому ненужных вещей, которые не делают из меня музыканта. Поначалу это было обидно осознавать, но чтобы вырасти над собой, необходимо было принять горькую правду и как минимум смириться с ней, а далее начать развиваться. В общем, тренер жизни из меня плохой. Как я уже сказал, мне хочется играть музыку, понятную и доступную людям, не для андеграунда и не для тех, кто оценит скорость моих пальцев. Музыка, как и любой другой вид искусства – это не о технике, не о скорости, не о сложности, это эмоции, энергия и чувства, которые призваны рождать в вас эмоции, энергию и чувства. Я не хочу сказать, что надо уходить в примитивизм, но откровенно говоря, мне поднадоело выдумывать какие-то странные музыкальные конструкции, тратить много времени на отработку всех этих скоростных партий, а самое главное, я поймал себя на мысли, что не знаю базовых вещей. Я вернулся к классике, рок-классике. В далекие времена я перескочил на другие жанры, не поняв её кайф. Чему я могу научиться как композитор и исполнитель, слушая Cryptopsy или Deicide? Но я могу почерпнуть очень многое из какой-нибудь хитовой песни Scorpions. Здесь и классный звук, и грамотная форма песни, и аранжировка, делающая эту песню знаменитой на все поколения, и прекрасный вокал, посыл и подача. Чтобы реально ощутить это, нужно иметь немного опыта и понятия, как делается музыка, как она играется, нужно осознать, что есть музыкальные правила, хоть и весьма размытые. Речь идёт не о том, чтобы быть правильным и умненьким, это ерунда, а о том, что есть объективные устоявшиеся законы, по которым строится музыка и за счёт которых она получается хорошей или не очень. В общем, надеюсь, что я хотя бы немного приблизился к своей цели. Но при этом я ощущаю, как от меня отвернулись прежние слушатели. Альбом «Resurgent» встречен значительно холоднее предыдущих, есть комментарии в духе «верни нам обратно Dark Matter Secret». Но я знал, что так будет, и был к этому готов. Я никак не рекламирую свою музыку, это просто хобби, не имеющее никакого отношения к профессиональной музыкальной индустрии. Кто- то может спросить, зачем я вообще этим занимаюсь. Что же, я с достоинством отвечу: потому что мне это нравится, мне есть что сказать, может не миру, но сотне человек точно. Люди коллекционируют одежду, вещи, медиаторы, скелеты животных, тратя на это огромные суммы, тогда почему я не могу записывать музыку, которая не нужна миру, но интересна мне и определенному кругу?
Будь уверен, что поклонник в моём лице у тебя есть. Все, что ты написал и о чем рассказал, полностью резонирует с моим ощущением не только музыки, но и творчества в целом. Со Scorpions – отличный пример! Было приятно услышать твои каверы в YouTube на известные рок-хиты, особенно тот, где ты играешь партии Эдди Ван Халена. Он является для тебя определённым ориентиром, верно? И есть ли такие ориентиры вообще? Мне показалось, что на новом альбоме ты стал посматривать в сторону таких гитарных героев, как Вай и Сатриани, это так?
Спасибо на добром слове! Я очень люблю музыку и игру Ван Халена хотя бы за классные песни, риффы, и потрясающее звукоизвлечение. Про харизму и прыжки я вообще молчу. Без сомнения, Эдди – один из моих гитарных кумиров. Я очень люблю рок-музыку 80-х (как её можно не любить! – прим. авт.), она очень тёплая, настоящая, мелодичная, и, как модно сейчас говорить, вызывает ностальгию о времени, в котором ты не жил. Я же застал отголоски этого в 90-х. Это и старые культовые фильмы, и музыка из этих фильмов, всё это вызывает ностальгию. Музыкальным ориентиром для меня служит всё то, что я слушал и слушаю, что впитал и что считаю необходимым. Сейчас даже не могу сказать, какой стиль музыки или какой артист мне нравится больше всего. Это меняется со временем, как и вкусы, и мировоззрение в целом. Стив Вай и Джо Сатриани были моими ориентирами в том, как должна звучать рок-гитара, во фразировке, в музыкальных идеях. Они – отцы. Не скажу, что я стремился воссоздать какие-то черты их музыки, но фразы в их душе могут часто встречаться. Если говорить подробнее звучание «Resurgent», то это нетяжёлый, прозрачный прогрессив-метал с элементами синт-вэйва, дарк-вэйва. Мне очень нравится это настроение 80-х с мрачно-саркастическим оттенком в духе музыки Дэнни Элфмана. Всему этому я придаю более «модерновое» звучание за счёт более «жирных» барабанов и баса, несложных структур, ненавязчивых мелодий и минимума того, что может отпугнуть людей, неискушенных в металле. В общем, музыку лучше послушать, чтобы понять, о чём речь.
Денис, использование запрограммированных ударных экономит деньги, время и силы, поэтому гитаристы часто используют такой подход «сделай всё сам». Но это и делает музыку менее естественной, в ней не хватает грува, свинга, динамики, человечности. Почему ты продолжаешь использовать «компьютерные» ударные?
В целом я за живую игру и более «олдовый» звук ударных, по которым слышно, что это «живяк». Современный звук барабанов, выпуклый, пробивной, будто электронный, который часто встречается в металле, особенно у тех, кто использует пониженный строй, мне тоже какое-то время не нравился. Сейчас я нормально отношусь к любым стилям и любому подходу ко звуку. У многих групп живая барабанная установка звучит так же, как и электронная, слишком ровно по ритмике и динамике, но это дело вкуса. Я слышал интервью музыкантов Periphery и Meshuggah, которые работали с электронными ударными, рассчитывая, что живые в конечном счете будут звучать у них точно так же. А я их использую исключительно по финансовой причине. Но могу с гордостью сказать, что на «Resurgent» всё вышло очень живо. Мы со звукорежиссером Алексеем Коптеевым тщательно прорабатывали динамику каждого барабана, вплоть до мелких ударов по тарелкам. К тому же я использовал сэмплы, записанные живыми людьми, оставляя неровности игры, поэтому о потери грува особо рассуждать не приходиться. А также я впервые, по собственной инициативе, решил сделать более современный звук, даже больше тяготеющий к электронному, так как у меня на диске электроники хватает. Но всё равно, на мой вкус, звук получился весьма живым, я им доволен.
Когда делаешь все один, то нет давления со стороны, но при этом больше нагрузки и больше ответственности. Тебе действительно легче записывать все инструменты самому? Ты по своей натуре одиночка?
Cложный вопрос. Если сравнивать именно два подхода к созданию музыки, то в каждом есть свои плюсы и минусы. На мой взгляд, гораздо лучше работать в команде, сплочённой и увлечённой. Само сочинительство становится гораздо интересней и плодотворней, но для этого нужно, чтобы все участники действовали профессионально, следовали чёткой цели и идее. Иначе ни к чему хорошему такой союз не приведёт. Группа – как организм, но бывает, что в буклетах мы видим в авторстве только одну-две фамилии, скажем, из пяти. Один написал текст, другой придумал забойный рифф, а всей группой поработали над аранжировкой, подачу и деталями. Бывает и другая ситуация, когда в группе один авторитарный лидер. Тем не менее, если группа думает о концертной деятельности и прочих атрибутах бурной музыкальной жизни, то один музыкант, даже если он сам всё сочиняет, вряд ли с этим справится. А в моём случае ситуация очень ясная. У меня нет близких единомышленников, живущих рядом, как и нет и желающих постоянно работать за идею. И я не могу платить деньги другим. Вокруг все хотят заработать на чём только можно, и кому интересно тратить своё время на чей-то продукт, если он не вызывает восхищения! Конечно, есть и те, кто работает за интерес и идею, чисто ради музыки. Например, ребята в Bestial Invasion, Паша Сёмин – из их числа. И, если что-то не нравится, никто этого не скрывает, мы может и поконфликтовать, но прийти к компромиссному решению. Одному сочинять и записывать свои идеи, конечно же, легче – при наличии знаний, умений и инструментов. Не надо ни у кого спрашивать, ты подчинён только себе, на тебе и вся ответственность. А ещё финансы, вопросы продвижения и всё прочее. Являюсь ли я одиночкой? Мне сложно ответить. Я страдаю от социофобии, порой мне сложно посмотреть человеку в глаза. Является ли это движущим фактором? Думаю, не совсем. Ведь это расстройство, а не моя прихоть. Не скрою, что я веду замкнутый образ жизни, может, уже привык, хотя внутри всё же мне одиноко и хочется быть где-то задействованным, поэтому я вроде и одиночка, а вроде и очень хочу быть с людьми, быть в команде, сломать все свои барьеры. Это как если бы заточить весёлый и быстрый ручей в серую, покрытую мхом глыбу…
Денис, а из-за у тебя появилась эта социофобия? Тебе трудно было воспринимать критику, или, может, ты в детстве не ладил с ровесниками?
Если говорить точней, у меня не только социофобия, а целый букет невротических расстройств (смеётся). Причина их появления и развития весьма тривиальна. Это воспитание и круг общения. Типичный случай. Мне сложно себя принять.
Музыка, занятие любимым делом помогает решать эти проблемы?
Ситуация двоякая. Музыка – это моя большая любовь, но не могу сказать, что это моя жизнь. Вроде я на жизнь зарабатываю тем, что связано с музыкой, вроде давно ей занимаюсь, но не дошёл до профессионального уровня, потому что я лентяй, а значит, не настолько я и люблю музыку и гитару. Конечно же, для меня это отдушина, а запись альбома – что-то вроде маленькой цели в жизни. Любая человеческая заинтересованность, деятельность, выполняемая с особым рвением, является жизненным стимулом, а музыка – такой вид искусства, который бьёт во множество целей сразу. Поэтому занятие любимым делом во многом помогает справляться с некоторыми проблемами. Но если речь идёт о душевных проблемах, то лучше терапевтических способов пока не придумали.
Чем ты занимаешься на профессиональном уровне? Чем зарабатываешь?
На профессиональном уровне – ничем. Наверное, лучшее, что я могу, так это сочинять музыку и записывать соло. Не сочти за грубость, но я предпочитаю не разговаривать про личную жизнь и финансовое положение.
Да, конечно. Скажи, что тебе кажется самым сложным в том, чтобы освоить инструмент и достичь уровня, который тебя устраивает?
Отличный вопрос. В наше время, время развитой интернет-жизни, появляется большое количество блогеров всех мастей и областей. Музыку, гитару и электрогитару это явление тоже не обошло стороной. Скажу даже больше: гитара и то, что с ней связано, особенно вопросы техники и правильности исполнения, стали некой почвой для «гитарного мародёрства», если можно так выразиться. Люди бурно обсуждают, кто играет лучше, правильнее, всё популярней становятся гитарные батлы, или «хайпование» за счёт анализа чьих-то гитарных «слабостей» или преимуществ (Пример – абсурдные видео типа «Умеет ли Ричи Блэкмор играть на гитаре?» и тому подобных, – прим. авт.). Конечно же, всё это способствует росту технического багажа музыкантов, я не исключение, и тоже стараюсь следить за своей техникой. Но, к сожалению, так было не всегда. Когда я начинал учиться, это был долгий и неплодотворный процесс. Не буду детализировать, но если ты невнимателен к себе, делаешь как получится, не сравнивая с себя с лучшими, то придёшь к плохой технике и плохому звучанию. Со мной было именно так. Но потом я начал немного просыпаться, и сейчас исправляюсь, как могу.
Одна из самых трудных проблем для меня – переменный медиаторный штрих. Вероятно, от долгого заучивания и применения я развил не совсем те мышцы, и на данный момент переучиться сложнее, нежели овладеть этим навыком с нуля. А переменный штрих в гитаре – почти базис звукообразования. Многие свои проблемы в этой области я научился распознавать, слышать, даже знаю, как с ними бороться, вероятно, могу тоже быть каким-нибудь инструктором по гитарной технике. Но почему же многие проблемы для гитаристов, и для меня в том числе, остаются неразрешенными? Всё очень просто: люди либо знают, что делать, но ничего с этим не делают, либо делают мало или неправильно, либо они не знают и знать не хотят, и даже не признают за собой огрехи в исполнении, вот и всё. Никакой магии, только практика и немного знаний. Всегда смешат разного рода персонажи YouTube, которые предлагают «быстрое обучение импровизации» и т.д. Для импровизации и в целом хорошего владения инструментом нужна лишь постоянная и грамотная практика, знание грифа и нот на нём. Нет никаких магических слов и специальных гамм, только часы проб и ошибок. И, конечно же, правильный музыкальный вкус и слух, тоже развитый практикой и временем.
C какой композицией на новом альбоме тебе пришлось повозиться больше всего и есть ли на новом альбоме «любимчик»? Если да, то почему?
Создавая этот альбом, я возился меньше, чем с остальными. К его сочинению я подошёл немного другим способом. Предыдущие работы я сочинял в программе Guitar Pro, в которой, можно сказать, ты целиком вбиваешь музыку миди-звуками. Плюсы этого способа в том, что композитор заведомо может перепробовать все варианты компоновки инструментов, аранжировки, но за счёт компьютерных звуков. Можно на пустом месте создавать целые симфонии, абсолютно не умея ни на чём играть. Конечно, в каком то смысле это удобно, особенно если музыка – многослойная. Или если мыслей нет, и ты, считай, подбираешь по ноте всю музыку. Обратите внимание на экстремально-прогрессивные метал-группы, партии у которых очень быстрые и навороченные, но жутко однообразные. Я почти уверен, что люди «тятюшки» и набивают (вставляют цифры, подгоняют, – прим. авт.), вот так создавая свои гениальные и сложнейшие произведения. Многие – почти с нулевой музыкальной базой. Но зато твоя музыка запечатлена в нотах, можно переслушивать её, даже ещё не записав. Это очень помогает, когда сочиняешь не один, и надо сохранить нотную запись и передать товарищам по группе. Но мне такой способ сочинения надоел. Я его считаю немного неправдивым. Музыка, в идеале, должна звучать внутри или рождаться посредством джема, то есть когда «наживяк» играешь на гитаре, взаимодействуя, например, с ударником. А вымучивать из себя посредством миди, фиксируя каждую ноту каждого инструмента – не очень плодотворно и очень долго. В общем, я брал какой-нибудь барабанный сэмпл, бит непосредственно в секвенсоре, и под него пытался наиграть, ловя «живое вдохновение», или вообще играл только на гитаре. Рождалась какая-то партия, и записывал её уже начисто, а потом наращивал композицию поверх неё. Выражаясь более понятно, я сочинял и записывал на ходу все, что мог выхватить из головы – и основную идею, и гармонию, и аранжировочные наработки. В общем, всё-всё. Потом переслушивал и решал, чего не хватает или что исправить. Получалось очень живо. Я сразу программировал ударные, подбирал сэмплы, динамику. Во время карантина, который я больше потратил на чтение книг, решил вспомнить, что такое – сочинять песни. Тогда родились две моих любимых композиции – «Resurgent» и «Follow the Sunset». Я считаю, что в них я лучше всего смог применить свои знания музыкальной формы, контраста, и делал я это осознанно, чётко понимая, какими фрагментами трека манипулирую. «Follow the Sunset» отдаёт чем-то от Van Halen, вот как она мне может не нравиться? (Смеётся.) Композиция «Heavenly Trails» вообще сочинялась весьма спонтанно. Но я смог соединить во вступлении три-четыре независимых голоса, которые идут чуть ли не в разных размерах. Самое смешное, что я об этом не задумывался, просто делал от души. Если говорить о самом странном по звучанию и структуре треке, так это, без сомнения, «Ghost Theater». Лично мне трудно идентифицировать, где там какая часть, куплет или припев. Это скорее театральная музыка.
Какой у тебя любимый инструмент?
В моей маленькой коллекции имеется четыре гитары. Это японский Grover Jackson 1993 года, суперской расцветки а-ля 80-е, яркая и «стреляющая» гитара. Есть ещё один Jackson Performer PS 4 корейского производства, эта гитара похожа на Франкенштейна, но весьма удобна, и звучит тоже прилично. Так же имею одну семиструнную гитару марки Ibanez 2127, она чисто для металла без компромиссов. И моя любимая – это американец Suhr Modern Satin. Очень удобная, певучая, лёгкая и подходит под любые стили.
На новом альбоме ты задействовал все четыре?
Только две из них. Ритм-партии в основном записаны на Grover Jackson, но местами и на Suhr, соло-партии поделены примерно в таких же пропорциях. Бас использовал пятиструнный Cort Action DLX V AS OPN.
После выпуска альбома ты что больше чувствуешь: гора свалилась с плеч, катарсис или радость от проделанной работы? Ты уже намечаешь будущие зарисовки?
Сложно сказать, что я чувствую. Поначалу это и радость от проделанной работы, и где-то чувство горы с плеч (хотя меня эта деятельность ничуть не обременяла). Радость и гордость от того, что делишься этим материалом с окружающими. Но вместе с радостью также осознаешь, что это всего лишь корешок, который при наилучшем раскладе нужно пускать в массы, делать рекламу, вкладывать деньги и заниматься прочей промо-деятельность организационного и финансового характера, которой я не занимаюсь. В итоге я просто сделал альбом для себя и 50 слушателей. Надо отдавать в этом отчёт сразу, когда берёшься за такие вещи. И я знал, на что иду. Альбом был встречен гораздо холоднее предыдущих моих релизов, это было ожидаемо, ведь та публика, которая интересуется моим творчеством, слушает тяжёлый металл. Но я не считаю, что сделал что-то неправильное в музыкальном отношении. Более того, на мой вкус это пока что самая зрелая работа, вышедшая «из-под моего пера», поэтому отчасти я доволен. Но вот то, что прежних слушателей убавилось, а новых не прибавилось – не очень хорошо. Каждый день выходят всевозможные релизы каких угодно жанров. Моя попытка – это меньше даже капли в океан. Так что всё нормально.
Ты разбивал хоть раз гитару?
Гитару я не разбивал никогда, но бывало, ронял, и не раз. Jackson PS4 падал пару раз с полуметровой высоты об тумбу, но ему ничего не страшно!
Назови пару альбомов, которые произвели на тебя впечатление в последнее время?
Если говорить про совсем недавние, то, наверное, это альбом молодого гитариста из Нижнего Новгорода Бориса Балыкова. Очень классная игра и профессиональное владение звуком. Он даст фору любому олдовому музыканту! И сам музыкальный материал близок мне по духу. Также я смотрел его концерт на YouTube, он очень чисто играет. Ещё альбом «Guitar Magic» никому не известного американского исполнителя Myrone. Достаточно креативная работа, включающая в себя и электронную составляющую, и элементы фанка, фьюжна и много чего. Чувствуется лихой профессионализм музыканта. Всем рекомендую, этот парень абсолютно недооценён. А так даже и не знаю, кого в пример привести. Каждый день стараюсь послушать что-либо, хоть немного, зачастую это проверенный олдскул – от поп-музыки, поп-рока и до не сильно забойного прога. В любой музыке можно найти полезное для себя. К тому же с годами мы меняем своё видение и отношение к вещам, поэтому можно с лёгкостью переслушивать любую музыку. Что немаловажно, большинство слушателей, как правило, не музыканты, они не обращают внимания на нюансы записи, игры, аранжировки, атмосферы, а их могут быть сотни. Фактически можно слушать каждый день слушать одну и ту же песню и каждый раз находить что-то новое, особенно если это реально качественный продукт.
Существуют ли альбомы или даже группы, которые ты раньше любил, а потом полностью в них разочаровался?
Конечно, такое в жизни бывает сплошь и рядом. И не только в музыке. Но с ней – скорее наоборот. То, что я никогда не слушал и не любил лет 5-10 назад, сейчас воспринимается идеально. Но бывает и то, что нравилось когда-то, а сейчас я думаю: «Зачем я вообще это слушал, тратил на это время, даже ставил в какой-то авторитет?» Думаю, не стоит конкретизировать, дабы никого не обидеть, не показаться «хейтером» или ещё кем-то. Это всё субъективно.
Сильно ли влияет то, что ты постоянно учишься и совершенствуешь гитарные навыки, на восприятие чужой музыки?
Совершенствование в любой области очень сильно влияет на восприятие жизни в целом. А в частностях – ещё больше. Когда всё время учиться правильным вещам, основам, начинаешь совсем иначе воспринимать и свой, и чужой материал. Ты начинаешь слышать вещи, которые раньше не слышал, не замечал, начинаешь анализировать разные подходы, понимать, кто и насколько хорошо или плохо играет, и делать для себя определённые выводы, двигаться в нужную сторону. Конечно, многие могут возразить, что нет правильной или неправильной игры или подхода, и у каждого свой вкус и своё видение. Это так, но есть и объективные параметры, придуманные не мной – и в игре, и в композиции, и во всех прочих аспектах. И любой профессионал мирового уровня на это укажет. Даже среди музыкантов-профи встречаются люди, которые не знают базовых вещей и звучат откровенно плохо. Это понятно, ведь человек уже зарабатывает деньги, что ему напрягаться-то? К тому же он учился играть всю жизнь, и даже если и неправильно, его «эго» не позволит ему задуматься о том, что он делает не так. Особенно если это именитый артист. Я иногда умиляюсь на некоторых современных гитаристов-шредеров, которые играют очень быстро и даже чисто, дают уроки, мастер-классы, рассуждают о каких-то экзотических вещах, о редких ладах и гаммах или о сложных околофьюжновых приёмах, но не умеют при этом сыграть одну ноту с обычным, хорошо звучащим вибрато. Они не умеют интонировать, не владеют никакой динамикой, артикуляцией, совершенно не понимают музыкальную фразировку. На мой вкус, если у человека не хватает базовых электрогитарных навыков, чтобы просто красиво «спеть» на гитаре, то все остальные выкрутасы – считай, пыль в глаза. Не будет его игра звучать красиво. Я через это прошёл, над этим работаю и знаю, о чём говорю. Электрогитара в рок-музыке – это самый мерзко и сложно управляемый инструмент. Чуть шорох, чуть скрежет, чуть передавил где-то, и всё, приехали…
Слушай, но вот Ульриха все время критикуют, что он «кривой». Но именно благодаря его игре Metallica имеет узнаваемый грув и динамику. Эта «неавтоматичность» и человечность имеет неоспоримый шарм. Иногда «техничность» превращается в автоматизм, что чуждо человеку. Не согласен?
Отчасти это так, но если проанализировать игру Ульриха, то он в целом не очень сильный барабанщик, у него достаточно простые брейки и заполнения, бедная игра в целом. А грув – понятие весьма призрачное и растяжимое. Это как бы ритмическое чутьё музыканта, и не просто чутьё, а правильная ритмическая подача. Где-то надо играть с лёгким опозданием, оттяжкой, где-то наоборот. Моё мнение (оно субъективно) – вряд ли Ларс Ульрих чувствует такие нюансы, так как не умеет и более простых вещей. Другое дело, что песни качёвые, в них есть определенный шарм, свои фишки, которые всем запоминаются. Metallica – музыканты-первооткрыватели в металле, за это все их и любят. На их песнях учились и учатся молодые ребята. Я не хочу, чтобы меня неправильно поняли или сказали: «Да кто ты такой, чтобы критиковать «звёзд»”… Но если взять среднестатистического барабанщика из поп-группы или прилежного студента музыкального училища, то Ларс окажется просто новичком, без базы, но с опытом.
Денис, спасибо за содержательную беседу. Твой новый альбом – однозначно интересный и логичный шаг музыканта, который хочет развиваться. Ещё раз поздравляю тебя с его выпуском, спасибо за то, что не побоялся критики и был на записи самим собой. И, конечно, пару слов нашим читателям…
Спасибо большое Михаил, за предоставленную возможность высказаться и пообщаться с публикой, а также за важные и интересные вопросы, на которые нельзя просто так однозначно ответить. А нашим читателям я хочу пожелать мирного, голубого неба над головой, здоровых детей, довольных жён, счастливых матерей, а способы, которыми вы этого добьётесь – выбирайте сами.
Михаил СТЕБЛЕЦОВ
Фотографии предоставлены Денисом Шварцем, а также взяты из сообщества https://vk.com/denisobscurophagistshvarts