Анжелика Маркова (Margenta, Mirrania): В музыке сокрыта тайна
Есть музыканты-звёзды, те, кто на виду, у микрофона в популярных коллективах. А есть личности, которые прошли тот же путь к профессионализму, исправно делают свою работу, живут музыкой, просто до поры до времени пребывают в тени. Хотя никогда не поздно начать творческое «сольное плавание». Как это сделала вокалистка Анжелика Маркова – выпускница РАМ им. Гнесиных, преподаватель ГИТИСа, участница джаз-квинтета «Эдельвейс» и проекта Маргариты Пушкиной Margenta.
А ещё Анжелика – бэк-вокалистка группы Louna и других, исполнительница необычной версии песни «Арии» «Зомби» на кавер-альбоме Дубинина/Холстинина «Авария»… Новый проект Анжелики – этно-фолк-группа Mirrania, в которой она поёт на разных языках мира. Об этом её начинании, как и о музыкальной истории певицы, и пошла речь в нашем интервью.
Анжелика, здравствуйте! Мы знаем вас как бэк-вокалистку ряда рок-коллективов, у вас насыщенная музыкальная карьера, вы – успешный преподаватель. О чём ещё мы не сказали?
О любви! Любви к нашему делу. Это не пустые слова. Всё, что я делала, я делала с огромной любовью и уважением. Музыка для меня – не просто ремесло, которому отдано много лет, а служение. Я бы не сказала, что путь музыканта был выбран сознательно. Прежде чем стать певицей, я получила медицинское образование. Я – врач-хирург! Конечно, запела раньше, чем заговорила, потом – музыкальная школа, золотая медаль, красный диплом, два высших и многое другое! Но… есть судьба, карма, можно назвать разными терминами одно единственное слово – «Любовь». Любовь к музыке, к человеку! Она как росток, который стремится к свету, к душе. Человеческим голосом можно врачевать души, а не только скальпелем. Я это точно знаю. И это отдельная, очень глубокая тема. Скажу одно, я не играла в профессию, я ею жила и живу.
Что же для вас музыка в первую очередь?
Музыка – это состояние. Это язык, на котором я сейчас общаюсь с людьми, который не знает национальности. Это восторг и радость, поток любви, творческой энергии, трансформированный в мелодию и ритм. А слушатель – тончайший инструмент живого отклика, который не обманет. Как паутинка, серебряная нить, соединяющая сердца, через которую происходит обмен энергиями на тонких планах. И от душевного состояния артиста зависит всё. Это в некотором смысле сотворчество, хоть и пассивное, поэтому люди так любят музыку. Я говорю это и как в далеком прошлом скрипачка. Часто бывало и бывает, когда звучит красивая мелодия и талантливые стихи, перехватывает дыхание от внутреннего восторга и чувств. В такие моменты я даже плачу. В музыке должна быть Музыка! В музыке сокрыта тайна.
У вас чувствуется джазовая школа, любовь к импровизации, при этом вам близок и рок, вы работаете с абсолютно разными по стилю исполнителями. Как это удаётся?
Да, джазом я начала заниматься ещё в музыкальном училище, именно джаз и классическое образование стали основой для моего развития как певицы и музыканта. Меня часто приглашали на студию в МДМ и другие в качестве бэк-вокалистки на записи самых разных альбомов. Это была мозаика стилей! И в моей вокальной палитре появилось огромное количество разных красок. Представьте себе: Линда, «Танцы Минус», «Саша Ч», «Ария», Александр Маршал, Гарик Сукачёв… Было очень интересно пробовать себя в разных жанрах и манерах. Проектов было гораздо больше, многие названия даже не озвучивались, а потом я слышала свой голос из репродукторов в ларьках с CD!
Отдельно отметим вашу работу с музыкантами «Арии». Группа – символ российского хэви-метала, и вы – джазовая певица… Как так получилось?
В 1997 году меня пригласили на запись песни «Зомби» для альбома «Авария» (Дубинин – Холстинин). Конечно, было неожиданно, и сердце ёкнуло. Давно мечтала о встрече с роком! Опыт был, я исполняла музыку, по тем временам необычную для джазовых программ, но любимую: Heart, Led Zeppelin, CCR, Chase, Animals, The Bеаtles, Nazareth, Queen…. С Виталием и Владимиром меня познакомил Иван Евдокимов, звукорежиссёр студии МДМ. Впечатление от встречи было – как сполохи на северном небе. Ярко и быстро! Справились за несколько дублей. Чтобы вжиться в образ, мне дали ассоциации с Франкенштейном, Дракулой и прочими персонажами ранних ужастиков… Ребята были довольны моей работой и даже запланировали записать со мной целый альбом, но пока не сложилось.
Мне были интересны отзывы фэнов. Не все приветствовали женский вокал в этой песне… Отгоняла грусть-тоску новыми проектами. Тогда же я познакомилась с Маргаритой Анатольевной. Была несказанно рада приглашению в проект Margenta на запись «Династии Посвящённых-3». Но это случилось позже…
Вы уже 20 лет сотрудничаете с Гариком Сукачёвым. Мы слышали о его деспотичном характере. Трудно ли приходится?
С Игорем Ивановичем мы работаем уже около 20 лет. Началось все со съёмок клипа на песню «Полюби меня», в котором я успешно не снялась (смеётся). Сейчас уже не помню, почему так случилось; возможно, наложился концерт с джаз-квинтетом «Эдельвейс». Пригласил нас директор Алексей Каневский. Нас – это артисток Ансамбля фольклорной музыки В. Назарова. После клипа новые приглашения, концерты, студийные записи. Презентация фильма «Праздник» и встреча с прекрасным человеком, выдающимся режиссёром Петром Ефимовичем Тодоровским. До сих пор с теплом вспоминаю его. Дальше – больше. Фестивали «Крылья» и «Нашествие», «Кампанелла Каменной̆ звезды» и «Неприкасаемые», теперь – «Бригада С». Творческое сотрудничество позволило «развернуться» и использовать разные манеры пения: академическую, народную, роковую. Так появился австрийский йодль в песне «Долго-долго», журавлиное курлыканье в «Белых дорогах», тибетское народное пение в песне «246 шагов».
По поводу деспотичности скажу так: каждый артист, которому есть что сказать, и это «есть, что сказать» поддерживается собственным видением, глубокими знаниями, чувствами и музыкальностью, требует такой же глубины от людей, работающих вместе с ним. Назовём эту черту характера требовательностью.
Вы сотрудничаете и с более тяжёлыми командами. Недавно приняли участие в записи оркестрового альбома группы Louna. Как вам этот опыт?
АМ: Это была непростая, но очень интересная работа. Симфонический проект Лусинэ (Геворкян, вокалистка «Луны», – прим. ред.) детально продуман и хорошо оркестрован. Оркестр не был отдельно, он – как золотое обрамление драгоценному камню. Музыкальный материал для меня был новым, и, честно сказать, я была впечатлена глубиной текстов и поднимаемых тем. С одной стороны, простые мелодии, с другой– напоминает форму рондо и где-то импровизации. Немудрено, что команда сейчас одна из самых востребованных и популярных среди молодежи. С удовольствием включилась бы и в электрический вариант.
Что касается других рок-проектов с симфоническим оркестром, вопрос во вкусе и такте музыкантов. И талантливой мелодии. Бывает стыдно за автора, когда оркестр прикрывает собой бездарное произведение. В таком действе не хотелось бы участвовать. Был опыт в программе «Rock in classic», где участвовал «Эдельвейс» и оркестр Театра оперы и балета им. Станиславского и Немировича-Данченко. Прекрасный концерт! Главное – музыкальный материал и исполнение с полным растворением и пониманием драматургии музыки и стиха.
Вы упоминали работу с Маргаритой Пушкиной и проектом Margenta. Как вам этот опыт?
Для артистов проекта Margenta, как мне кажется, создаются тепличные условия. Артистам не только даётся прекрасный литературный и музыкальный материал, но и предоставляется возможность проявить себя, показать своё видение песни внутри саги, созданной Маргаритой Пушкиной. Сама Маргарита Анатольевна просит импровизировать, вносить свои нюансы, предлагает полную свободу творчества. К заработку это не имеет никакого отношения. Проект даёт гораздо больше уму и, главное, душе. К сожалению, то, что творится сейчас в музыке, за некоторым исключением, не только не развивает душу и осознанность, но и ведёт в никуда, к деградации. Кстати, участие в рок-опере Маргариты Пушкиной – не единственный подобный случай в моей практике. Удалось поработать над «Преступлением и наказанием» Эдуарда Артемьева, над рок-оперой «Белый конь, златая птица» («Акбузат») с музыкой Сергея Чекрыжова и либретто Алексея Кортнева («Несчастный случай»), поставленной в Русском драматическом театре в Уфе. Я выступала в качестве репетитора по рок-вокалу. С «Несчастным случаем» сотрудничаю давно, с программы «Circus» при участии звезд театра и кино, а с Сергеем Чекрыжовым записали очень много рекламы и саундтреков к фильмам и телевизионным программам.
В перспективе ещё одна рок-опера – «Александр Невский», музыка и либретто Вячеслава Лопухова. На днях буду записывать тему «Воины-сыны» (Плач о радости княгини Александры). С нетерпением жду всего нового и необычного!
Какие ещё проекты оставили светлые воспоминания?
Ещё одна работа, для меня знаковая – проект «Lux Mundi». Хоровая капелла Е. Мирошкиной исполнила «Stabat Mater» современного композитора Карла Дженкинса. Это произведение, основанное на средневековой католической секвенции, соединившее классику и этно-пение. Карл Дженкинс, как известно, один из основателей Nucleus и Soft Machine! Так что это тоже близко к моей теме (смеётся). Участвовала в качестве певицы, хотя у автора два солиста в разных стилях. Был восторг от работы с хором, симфоническим оркестром и органом, который находится в соборе Петра и Павла.
Запомнилась работа с Эшли Слэйтером (Fat Boy, Freak Power). Это опять новые для меня грани развития, эйсид-джаз и альтернативный рок. Очень интересный музыкант и человек, харизматичный, с бешеной энергетикой, абсолютно позитивный, в общении словно старинный друг. С удовольствием поработаю снова!
Сейчас у вас новый проект – Mirrania, и в нём вы можете делать, что хочется и как душа пожелает. Это так?
Да. Идея многожанрового и синтетического подхода родилась ещё в джаз-квинтете «Эдельвейс». В этом году коллективу 25 лет. Как мы только ни экспериментировали, в какие стороны нас ни заносило! Сначала это были песни советских композиторов в джазовой обработке, затем классика, рок и этно. К фестивалю «Этносфера» мы подготовили белорусскую народную песню «Купальная». Появились обработки шотландских народных песен, которые впоследствии вошли в репертуар Mirrania. В 2010 году я познакомилась с композитором и аранжировщиком Миушем Шкирманом. Мы творили в течение семи лет, а потом выступили на фестивале «Усадьба Джаз» с песнями на двенадцати языках из девяти стран мира. Реакция публики вдохновила нас на новые эксперименты.
Замечу, что больше половины песен – авторские. Любой художник, творец остро ощущает новизну происходящего в мире. Речь о глобальной культурной интеграции. Ценности, благоприятствующие сближению народов и их традиций, должны встать во главу угла, во всяком случае, для тех стран, которые хотят обрести себя в новом мировом культурном контексте. Очень жаль, что в нашей стране культура в последние годы оказалась в графе «сфера услуг», и сегодня мы пожинаем горькие плоды этого факта. Но хочется верить в лучшее. Культура, красота – хрупкие материи, их легко разрушить и очень непросто создать!
Видел отрывок клипа на композицию «Lipa«, и он завораживает…
Да, клип сняла выпускница факультета музыкальной режиссуры «Академии Wordshop» Ива Грин. В песне сочетается глубокая скрытая драматургия оркестровки и корневое звучание голоса. Это реализация аутентичной славянской традиции. Cнимали клип на реке Рожайка, и для всех это было хорошим знаком – добру быть! Ведь кто такая Mirrania? Это носительница трансцендентного начала, сказительница, мир между мирами. Она поёт о первозданном: видимом и невидимом мире.
Анжелика, большое спасибо вам за интересное общение. Удачи в реализации творческих идей и мечтаний!
Благодарю за возможность обсудить важные темы. Очень приятно, что первая статья о проекте Mirrania и обо мне как о музыканте появится на страницах такого прогрессивного журнала, как «ИнРок»!
Михаил СТЕБЛЕЦОВ
Фото из архива музыкантов.