Михаил Житняков: Трудолюбивый «рок-стар», или 10 лет в «Арии»
Сентябрь 13, 2021
Татьяна Винокурова (8 статей)
Поделиться

Михаил Житняков: Трудолюбивый «рок-стар», или 10 лет в «Арии»

16 сентября 2011 года публике был представлен новый вокалист группы «Ария» Михаил Житняков. В этом году он празднует десятилетие работы в коллективе. Житнякова сравнивают с героем фильма «Rock Star», его история похожа на сказку, в которой сплелись удача, щедрость судьбы и элемент волшебства. Но за сказкой – ежедневный упорный труд и преодоление себя.

За 10 лет Михаил Житняков записал с «Арией» 10 альбомов (три «номерных», два перезаписанных диска времён Артура Беркута, четыре концертника и сборник «Live in studio«), четыре видеоальбома, дал более 580 концертов в России и за рубежом. Михаил сочинил музыку к двум композициям, принял участие в трёх клипах.

Приход Житнякова в «Арию» стал новой точкой отсчёта и для коллектива, и для самого Михаила. Жизнь певца кардинально изменилась, и не только потому, что он полностью сменил основную сферу деятельности. Главное в том, что «Ария» – активно концертирующая команда, и почти с самого начала, сразу после записи альбома «Феникс», Житняков окунулся в интенсивную гастрольную жизнь, которая требовала от него особой выносливости. Молодой вокалист мог просто не выдержать уровня нагрузок и «сломаться». Но страхи за него оказались напрасными, Житняков с честью выдержал испытание «огнём и мечом». За десять лет не было ни одной отмены выступления из-за того, что вокалист не в форме.

Конечно, вопрос не только в физической выносливости, но и конкретно в вокальном ресурсе. С самого появления Житнякова в «Арии» было очень интересно следить, как развивался его голос, как небольшой налёт академизма постепенно исчезал, уступая место большей свободе и «роковости» звучания (кстати, приписываемого ему «оперного» вокала не было никогда, это изначально иное звукоизвлечение). И до первого концерта в составе «Арии» Михаил провёл большую работу над своим голосом. Важную роль в этом сыграл вокальный продюсер группы Виталий Дубинин. В книге Дениса Ступникова «Возрождение легенды» он говорит о впечатлениях от прослушивания Михаила: «По крайней мере, сразу все услышали нужный тембр. Я решил: буду сидеть с ним целыми днями, но нужного результата мы добьёмся». Он же посоветовал Михаилу, не откладывая, обратиться к преподавателю вокала. Им стала Екатерина Белоброва, известная певица и педагог, принимавшая участие в записях «Эпидемии», среди учеников которой Максим Самосват (eх-«Эпидемия»), Евгений Егоров («Эпидемия»), Дарья «Нуки» Ставрович («Слот»), Мария Архипова («Аркона»). Она знает всё о терниях, через которые Житняков шёл к вокальным звёздам.


Екатерина Белоброва:
«Лирический тенор – редкость»

Помните ли вы первые впечатления от работы с Михаилом Житняковым? Когда пришёл, что сказал?
Екатерина Белоброва: Когда Миша пришел, я ещё не знала, что он будет в «Арии». Он тогда пел в группе «Гран-КуражЪ», принёс их песни. Я послушала и удивилась: как мимо меня прошла такая классная команда?! Миша пришёл с заявкой: «Хочу учиться петь! Много лет пою, решил поднять свой уровень». Я говорю: «Ну, хорошо, какую песенку споём?» Миша: «Песню Аллы Пугачевой “Три счастливых дня“». Я удивилась, присела даже: «Ну ладно…» Он отлично с ней справился!

А песня ведь сложная, там в припевах такие верха…
Да, и движение мелодии восходящее. У Миши лирический тенор. Ту тесситуру, которую поёт лирический тенор, могут спеть и другие голоса, например, баритон, если он умеет петь микстом. Но эти «верхушки» будут звучать совсем по-другому. «Лирик» – это очень специфический голос, и за более 30 лет преподавания мне попадалось, ну, может, пять его обладателей. Как и настоящий бас, истинный лирический тенор – редкость. И, разумеется, с ним очень интересно работать, это голос чрезвычайно подвижный, пластичный, энергетически наполненный. Единственная проблема – это низкие ноты, мы над этим работали, и Мише удалось эту проблему достойно решить. Через некоторое время выяснилось, что Мишу пригласили петь в группу «Ария», а песни из старого «арийского» репертуара предполагали умение брать ноты, в том числе, в большой октаве. Поэтому мы много занимались упражнениями на низкие ноты, штробасом, расслаблением. У лирических теноров часто тонкая душевная организация: они эмоциональны, часто возбуждены, а низкие ноты – это спокойствие и расслабленность, отсюда и проблемы.

А как вы узнали, что Михаил будет вокалистом «Арии»?
Мне позвонили Дубинин и Холстинин, сказали, что хотят побеседовать. Я пригласила их в свою студию. До этого я ни разу не видела их вживую, только по телевизору. Они на меня произвели впечатление – высокие, мощные ребята, и весьма приятные в общении. Они мне объяснили, что сейчас находятся в стадии принятия решения, но склоняются к тому, что Михаил будет постоянным вокалистом, поэтому нужно, чтобы мы с ним подработали некоторые вокальные моменты.

Каким был ритм ваших занятий?
Сразу после того разговора мы начали работать в очень интенсивном режиме, так как цель стояла близкая, конкретная – записать альбом, спеть тур, освоить репертуар. Мы занимались несколько раз в неделю, порой по три-четыре часа. Кроме вокала, работали над сценографией, актёрским мастерством. И во время туров мы были на связи, он всегда мог проконсультироваться, если возникали сложности. В телефон у него были записаны упражнения, которые он делал перед концертами. Я как педагог считаю, что распевки очень важны и их нужно делать обязательно. (Спустя два года на вокальном онлайн-семинаре Белобровой Михаил упомянул, что продолжает активно заниматься упражнениями, особенно в начале тура, – прим. авт.). К счастью, всё у него прошло успешно! А ведь это же огромный прессинг, когда приходишь в группу после таких известных вокалистов… Вариантов нет – надо победить!

Неоднократно, особенно в начале пути Михаила в «Арии», я сталкивалась с комментариями о том, что ему не хватает театральности, сценической свободы. А на ваш взгляд, легко ли Житнякову далась эта самая «театральность»?
Нет, нелегко. Я в то время сотрудничала с Михаилом Нахимовичем, вокалистом с актёрским образованием, человеком театра к тому же. Он нам очень помог: много работал с Михаилом Житняковым, объяснял принципы сценографии, показывал разные сценические фишки. Ведь Миша пришёл на рок-сцену из другого мира! Он был офисным работником, и первое время ещё продолжал трудиться в своей компании дистанционно, то есть совмещал абсолютно разные сферы деятельности. Перестроить психику, переключиться, условно говоря, снять пиджак и стать рок-звездой – это очень непросто. И сложность была именно в этом, потому что по природе своей Михаил пластичный, в нём есть актерская жилка, но требовалось время для перестройки.

В июне 2012 года, вскоре после своего первого большого арийского концерта в Москве, Михаил выступил с группой «Гран-КуражЪ» на презентации альбома «Сердца в Атлантиде», записанного с его вокалом. И исполнение, и подача знакомых песен уже другие – драйвовее, профессиональнее. Отличный результат вашей с ним работы!
Это результат в целом ударного труда Михаила в «Арии». Ведь у него была очень большая практика выступлений. Педагог может учить сколько угодно, но без практического применения всё это не работает. Теоретические знания – словно вдох, но без практики ты вдыхаешь, вдыхаешь, а выдоха нет.

Консультируете ли вы Михаила сейчас?
На данный момент нет. После наших с ним занятий, позже, он какое-то время работал с моей ученицей, педагогом Татьяной Шуруповой, потом – ещё с несколькими педагогами. В прошлом году он обращался ко мне в конце весны, перед записью новых песен (речь идёт о новых версиях альбомов «Крещение огнем» и «Армагеддон», – прим. авт.).

Сейчас Михаил стал более активно использовать расщепление…
Да, над расщеплением мы стали работать практически сразу. Ему очень хотелось этому научиться. Другой вопрос, что не во всех песнях это уместно.

Публика принимает это восторженно. Например, после записи кавера «Breaking the Law«, где Михаил активно «расщепляет», появилось много отзывов в духе: «Как он стал петь! Как вырос!»
Это «модный» в роке приём, относительно новый (в том виде, в каком расщепление преподаётся и используется сейчас), востребованный публикой. С этим приходится считаться.

И чисто психологически многие слушатели воспринимают такое звучание как «истинный рок».
Да, есть такое. Кстати, о психологии. Есть сложности в восприятии Миши публикой, связанные с тем, что он пришёл в группу после двух известных вокалистов. Понятно, что когда он исполняет то, что спето до него другими, невольно идет сравнение, кому-то нравится, кому-то не нравится… Лично мне как педагогу особенно ценен и интересен тот период, когда Михаил уже стал петь «свои» песни. У меня есть очень приятное воспоминание – когда он спел «Точку невозврата». Я плакала! Потому что это именно то, над чем мы с ним работали! Эта верхняя нота, исполненная не криком, а мягко, аккуратно связанная с другими нотками… Идеально. Счастье для преподавателя – видеть, что многомесячный труд воплощается именно таким образом.

Есть много мнений, хотя сейчас они звучат реже, что в «Гран-Кураже» Михаил был интересным вокалистом (хотя мы все понимаем, что на арийском этапе его голос только развился и стал профессиональнее), а теперь он стал «как все», и слушать его уже неинтересно. В чём причина такого восприятия?
Есть один момент: в своих таких наивных высказываниях публика в определённом смысле права. Как говорится, «устами младенца глаголет истина». Видишь ли, когда ты начинаешь учиться вокалу (да и чему-либо другому) профессионально, ты, что называется, воспринимаешь «мудрость поколений», но в то же время и отчасти теряешь собственную индивидуальность. И вокалист действительно в какой-то момент своего обучения становится «как все» профессиональные исполнители. Но за этим следует и другой виток спирали, на котором он, продолжая расти профессионально, заново открывает в себе «самость», индивидуальность, уже расцветающую на подготовленной почве. Этот момент надо ждать, надо звать, но не стоит форсировать – должно пройти время, прежде чем профессионализм и личностная уникальность сойдутся в одной точке и будут замечены публикой.

Вопрос под занавес: 10 лет в группе «Ария» – серьёзная творческая дата. Что бы вы пожелали Михаилу как его первый педагог?
Я желаю Михаилу полностью воплотить себя. Дойти до такого внутреннего состояния, когда ты поёшь то, что ты действительно хочешь петь, и можешь выразить то, что ты хочешь выразить. Это огромное счастье, я такое испытала сама, но это не каждый день происходит. Такое состояние делает жизнь осмысленной, и это серьёзная цель: продемонстрировать свой внутренний мир, получить отдачу, увидеть в глазах публики понимание. Хорошо, если это у Михаила есть уже сейчас, но этого никогда не бывает слишком много, особенно для артиста. Поэтому пусть так будет почаще!


10 лет Житнякова в «Арии»: главные события

1. 30-летие «Арии»: «Ария-фест-2015»
(Москва, 28 и 29 ноября 2015 года, «Stadium Live«)

В цикле интервью «Через все времена» его ведущий, гитарист группы «Гран-Куражъ» Михаил Бугаев спросил у Михаила Житнякова, после каких событий тот может считать себя полноценным членом «Арии». И Житняков отметил в том числе «Ария-фест» 2015 года, проходивший два дня подряд. Для Михаила это было серьёзное испытание, так как в первый день ему предстояло петь вместе с Валерием Кипеловым, первым фронтменом «Арии». О том, что совместное выступление вышло достойным, говорят отзывы под видеозаписью на официальном YouTube-канале: «Ого, да Кипелов и Житняков вместе вообще сильно звучат!»; «Житняков очень поднялся! Супермолодец!!»; «Два солиста – это просто бомба!!!» и т. д. А во второй день он и группа выступали в сопровождении симфонического оркестра под управлением шведского дирижера Ульфа Вандербрандта. Затея оказалась успешной, и в 2017-2018 годах группа провела турне «Классическая Ария», возродив опыт 2001-2002 гг.

2. Композиторский дебют с балладой «Точка невозврата»
(альбом «Через все времена», 2014 год)

Эта песня побывала в космосе (в 2016 году, по просьбе космонавта Алексея Овчинина и его экипажа, которым очень понравилась эта композиция, на МКС был доставлен диск «Через все времена»), а клип за шесть лет собрал почти 7 млн. просмотров на YouTube.

3. Новогодние концерты
(2017 год и последующие)

Традиция шуточных новогодних концертов, начатая в «беркутовскую» эпоху, была возрождена «Арией» в конце 2017 года. Мы увидели новый тип «вокалиста-комика» – не разгульно-удалой, а весело-интеллигентный. В комментариях к видеозаписи концерта «Арии» 2017 года есть даже сравнение «новогоднего Михаила» с молодым Юрием Никулиным!

4. Концертное шоу «Гость из Царства теней»
(Москва, 30 апреля 2019 года, ВТБ-Арена)

На этом концерте Михаил примерил на себя роли артиста-трансформера и настоящего акробата, исполнив «Палача» и «Антихриста» в воздухе, выполнив при этом сальто на тросах на впечатляющей высоте. И хотя из-за обилия специальных элементов этот концерт получился, по словам самого Михаила, «вообще не про пение», коллеги и поклонники отметили, что именно вокал стал одной из сильных сторон шоу.

5. Онлайн-концерты и перезапись «беркутовских» дисков
(2020 год, 3 и 10 апреля, 24 мая, 12 июня, 13 декабря; 2021 год, 20 февраля, 27 марта;
«Перезагрузки» – 16 октября 2020 г.)

Сложный и крайне неоднозначный 2020 год, тем не менее, добавил в копилку свершений, во-первых, успешный опыт в непростом формате онлайн (с апреля 2020-го по февраль 2021-го арийцы сыграли семь онлайн-концертов!), во-вторых, перезапись двух «номерных» арийских альбомов, получивших названия «Крещение огнём. Перезагрузка» и «Армагеддон. Перезагрузка». Михаил осуществил давнее желание спеть некоторые песни, в частности, «Битву» и «Белый флаг», а поклонники смогли услышать в исполнении Житнякова те композиции с этих альбомов, которые ранее им не исполнялись. Уже на начало августа 2021 года «Перезагрузки» набрали свыше 1,1 млн. прослушиваний в Spotify, столько же во «ВКонтакте».

6. «Гость из Царства теней» на гастролях
(2021 год, Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Санкт-Петербург)

Это достижение и «Арии», и продюсера Юрия Соколова. Казалось бы, разве можно воплотить такое грандиозное шоу в передвижном формате, и технически, и материально? Но даже несмотря на ковидные ограничения, в четырёх городах – Екатеринбурге, Казани, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге – удалось провести открытые репетиции, а в трёх из них – дать полноценные концерты.
Михаил Житняков – по-прежнему главный герой шоу. Для каждой композиции он меняет костюмы, создаёт новый сценический образ. Кульминационный момент концертов – полёт вокалиста на кресте-мече, а затем двойное сальто в воздухе на лонжах. И хотя, в отличие от 2019 года, зрители уже знали, что их ждёт, в каждом городе публика принимала трюки Михаила с восторгом.


Михаил Житняков: «Как с чистого листа»

Юбилейная статья была бы неполной без беседы с юбиляром. Готовясь к интервью, я сознательно избегала распространённых вопросов, которые Михаилу Житнякову в той или иной форме уже задавали много раз: о взаимоотношениях в группе, о «хейтерах» и поклонниках, о том, как он попал в «Арию»… Хотелось узнать именно технические и психологические «секреты» его деятельности в группе.

Много читала о ваших впечатлениях от первых шагов в «Арии». И всё же не могу не спросить ещё раз: какой на первом этапе был самый сильный страх? Забыть слова, не взять нужную ноту, растеряться перед аудиторией или что-то ещё? Как его преодолевали?
Михаил Житняков: На первом этапе был общий страх не справиться и не оправдать возложенных музыкантами «Арии» надежд. Это чуть больше, чем просто забыть слова или не вытянуть ноту. Гастрольный тур – всегда некий марафон, где силы нужно распределять до конца дистанции. Поэтому, заканчивая один концерт, немного отдышавшись, приходилось заниматься восстановлением перед следующим, который мог состояться уже завтра за сотни километров отсюда.

Остались ли какие-то страхи сейчас?
Сегодня всё проще, и больше приходится переживать за то, чтобы техника не подвела, особенно когда начались большие постановочные концерты со сложными техническими решениями.

Известно, что во время юбилейных концертов в честь 30-летия группы вы сильно болели ОРВИ, так, что даже не могли участвовать в репетициях. Но «вживую» в оба из дней всё звучало очень хорошо, не было слышно ни несмыкания связок, ни хрипов. Как вам это удалось?
Болезнь накануне 30-летия «Арии» сводилась к сильному кашлю, от которого не получалось избавиться на гастролях. Я посетил фониатра и убедился, что проблем со связками не было. Грубо говоря, я не мог выдавить из себя ни строчки, не закашлявшись, а отдельно взятые ноты брались без проблем. Ребята меня пожалели, и, как только мы вернулись из тура, я отправился лечить именно этот кашель. Проблему удалось частично снять.

Считаю вашим серьёзным исполнительским достижением альбомы «Перезагрузки». В какой мере вы и Виталий Дубинин ориентировались на оригинальное звучание вокала, интонирование, фразировки, акценты? Была ли цель добиться максимального сходства, или вы шли от себя?
Цели добиться сходства не ставилось изначально, всё же тембрально мы с Артуром сильно отличаемся, а вот спеть с заложенной авторами драматургией, напором и драйвом – пожалуй.

Мне сразу запомнилось новое звучание песни «Чужой». Кажется, там очень много расщепления. Какие «фишки» при её записи использовали?
В припевах на фразах «чужой» дополнительно к хору мы прописали зловещий шепот. В остальном на сведении использовался эффект на вокальной дорожке, который и создаёт такие ощущения.

В одном из интервью вы говорили, что первые два года на выступлениях были сосредоточены на «следующем шаге» – в какую сторону пройтись, где улыбнуться, какое сделать движение. Понятно, что с каждым годом появлялась всё бόльшая свобода сценического поведения. Сейчас, в туре «Гость из Царства теней», в каждой песне у вас разный образ, мимика, движения. Насколько вы чувствуете себя актёром, «проживаете» эти образы, ощущаете их по-разному внутренне?
Свобода сценического поведения в моём случае прямо пропорциональна количеству концертов с той или иной программой или отдельно взятой песней. Мизансцены некоторых часто исполняемых вещей по прошествии 10 лет выработаны до автоматизма, а в новых или редких песнях чувствуешь себя более свободно с каждым следующим концертом.

Возможно, не очень серьёзный, но важный вопрос: знаю людей (и сама вхожу в их число), которые считают вас эталоном современного рок-вокалиста. Скажите, что нужно, чтобы «петь, как Житняков»?
Спасибо за высокую оценку моих возможностей, я их оцениваю гораздо скромнее. То, что у меня есть на сегодняшний день – плоды усилий по двум направлениям: периодические занятия с педагогами и, собственно, гастрольная активность, которая за 10 лет не могла не повлиять на манеру и технику. Раньше после длительной паузы в гастрольном графике сложнее было выходить на нужный вокальный тонус. Сейчас стало попроще.

Существуют ли у вас приёмы экстренного восстановления голоса? Я слышала от других вокалистов множество рецептов – тёплое пиво, молоко с минеральной водой, эвкалиптовые леденцы…
М.Ж. Есть пара фонетических упражнений на расслабление связок, также в аптечке лежат некоторые гомеопатические препараты, но с гомеопатией обычно так – она помогает, если в неё верить (улыбается).

Пианистка Полина Осетинская сказала: «Выход на сцену – испытание, даже если выходишь в двухтысячный раз». Согласны?
Скажем так, волнение присутствует и через 10 лет после первого концерта, хотя с годами его уже получается контролировать. Тут как у спортсменов: неважно, насколько успешным был предыдущий матч, на новый надо настраиваться с чистого листа.

В связи с юбилеем прозвучит много тёплых слов в ваш адрес, а что вы можете пожелать себе самому? О чём мечтает вокалист группы «Ария», находясь на сегодняшней «точке невозврата»?
Сейчас чаяния многих музыкантов связаны с тем, чтобы вернуться к полноценной концертной деятельности. Сегодня это, пожалуй, в приоритете и для меня.

И напоследок, что вы считаете своей самой большой творческой или исполнительской удачей за эти 10 лет?
Начнём с того, что исполнять песни «Арии», являясь её штатным вокалистом, уже большая удача. Если конкретизировать, то я бы назвал три вещи: композиторский дебют, выступление с симфоническим оркестром и участие в постановочном шоу Юрия Соколова «Гость из Царства теней» в 2019 году.

***
Судя по сдержанности, с которой Михаил оценивает собственные достижения, он не успокаивается на достигнутом и смотрит в будущее. И этому можно только радоваться, ведь это значит, что «бой продолжается», и любимая группа готова восхищать и удивлять нас ещё долгие годы. И, конечно, всем музыкантам и слушателям – возвращения полноценных живых концертов без ограничений и переносов!
Так, долгожданные юбилейные концерты “Арии”, назначенные на 3 и 4 сентября, успешно состоялись, и это было новое яркое достижение, которое может стать поводом для очередной публикации.

Татьяна ВИНОКУРОВА
Фото: Евгений Стукалин, Юлия Беликова, Юлия Суслова, Иван Кобяков, Константин Мошков, предоставлены пресс-службой группы «Ария»; из личного архива Екатерины Белобровой.

Татьяна Винокурова

Татьяна Винокурова