Алексей Миронов («Путь Солнца»): Бронепоезд хэви-метал
Ноябрь 29, 2020
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Алексей Миронов («Путь Солнца»): Бронепоезд хэви-метал

Алексей «Миррон» Миронов – один из самых известных в России рок-музыкантов из Троицка. Он начинал свою рокерскую деятельность ещё в родном городе Юрьев-Польском, что во Владимирской области, играл на барабанах в конце 90-х — начале 2000-х в дэтовой группе Eternal Sick, потом некоторое время был вокалистом культовой фолк-метал-команды Butterfly Temple, а 14 лет назад собрал собственный коллектив «Путь Солнца».

Миррона знают ещё и по телепередачам «Music Infection», одноимённой музыкальной премии и рок-фестивалю. Правда, в последний раз эти награды вручали ещё в 2017 году, но музыкальная активность Миррона, отметившего 12 октября уже 49-й день рождения, с годами только растёт. И даже пандемия не заставила его притормозить. Этой осенью Миррон выпустил новый, шестой студийный альбом своей основной группы «Стрелы судьбы», а на днях заканчивает работу над дебютной записью сайд-проекта Mirron.
Запись «Стрел судьбы» продолжалась два года, а с выхода предыдущего диска прошло целых пять. Сменился и состав – теперь с Мирроном играют гитарист Александр Сивирин, басист Егор Демидов и барабанщик Антон Круглов. Всё началось с обложки, которую нарисовал творческий дуэт Rotten Phantom, тот, что оформлял альбом «Арконы» «Храм». Образ с нового альбома «Пути Солнца» тоже суровый: стрелы вонзаются в беззащитных людей, в центре скачет одинокая, без всадника лошадь… Увидев её, Миррон сразу выбрал картину для нового диска и понял, что он будет называться «Стрелы судьбы», хоть песни такой на нём и нет. С обсуждения обложки и начался наш разговор солнечным и холодным осенним днём в кафе троицкого Дома учёных…

Расскажи, чем тебе приглянулась сюжетно эта картина?
Мне хотелось альбом сделать о судьбе. О том, что всё меняется, и о том, к чему приводят мечты. Когда я увидел эту картинку, она была уже готова, мы только её немножко доработали под формат. Можно представить коня как некоего символа судьба, как одного из четырёх всадников Апокалипсиса, правда, самого всадника нет, остался один конь, но движение идёт! А стрелы судьбы – это то, что может нам помешать, то, что нас останавливает или нет. Мы ещё с музыкантами спорили, они говорят: «Нет здесь всадника!» А я им: «Нет, он тут был, это сейчас его нет!»

Интересно, что обычно стрела воспринимается как нечто направляющее, обозначает движение судьбы, а тут она как препятствие…
Да, они протыкают человека, тормозят, это всяческие нехорошие моменты. Но всё равно конь движется вперёд. Хотя и конь-то непростой…

Конь бледный?
Не совсем. Его можно представить как то, к чему мы стремимся, о чём мечтаем, как то, что нас движет вперёд. В детстве все мечтают о чём-то глобальном. Мол, хочу вокруг света объехать, подняться на гору, стать супермузыкантом. Как-то я стал анализировать и понял, что из того, о чём я мечтал в 12-13 лет, пять-шесть моментов в какой-то степени сбылись. Не 100%, но… Мне очень понравилось, например, когда я прочитал, что в Америке есть машины-дома, что в них можно путешествовать и жить. В советские времена я думал: «Как это здорово!» А сейчас вижу, вот, наш «Миррон-мобиль», «Тойота», в котором мы путешествуем – может, это не такой шикарный дом на колёсах, но у нас те же путешествия и ночёвки…
Ещё я мечтал, что классно было бы стать директором ТВ-канала, включать там рок и металл! И это у меня было. Своя программа («Music Infection» на троицком кабельном телевидении, – прим. авт.), и два года я работал непосредственно директором канала «1 Rock». Пусть небольшой, но это был нормальный телевизионный канал со спутниковым вещанием и всеми делами.
Когда я только начинал слушать рок-музыку, конечно, мечтал стать музыкантом, выступать на большом фестивале. А сейчас «Путь Солнца», может, не мировая звезда, но действующая группа, которая выступает на фестивалях. И это тоже сбылось!
В итоге получается, что всё, о чём я мечтал, осуществилось! А это значит, надо мечтать о чём-то дальше. Потому что я заметил, что все действия, которые я совершал за время от осознания мечты до её воплощения, невольно к ней вели, сознательно или подсознательно. И я понял, что в 30 лет надо заново о чём-то мечтать, чтобы лет в 50-60 оно снова сбылось. И вот тут стало сложно… О чём эта мечта? Когда ты молодой, ты полон мыслей и желаний, а когда тебе 36, ты уже многое прошёл, многое видел, и многое у тебя уже прошло, ты это уже испытал. В этом некоторая сложность… А ещё есть такая пословица: «А вдруг это сбудется?»

«Бойтесь того, о чём мечтаете?»
Да. Допустим, ты мечтаешь стать известным человеком, а в 40 лет понимаешь, что тебе этого не надо, ты хочешь жить в деревне и быть один, а тут – слава… И надо быть готовым к мечте, когда она на тебя сваливается. У каждой мечты есть две стороны медали… Вот хочешь стать богатым – может, и будешь, но что богатство у тебя отнимет? Силы, энергию, семью? Это другая сторона…

Это старинная тема сделки с дьяволом, который всегда обхитрит.
Ну да. Это что касается мечты. А насчёт судьбы – мне, честно, захотелось отразить в песнях какой-то переломный момент. Ну, пора уже что-то делать, чтобы этот альбом стал переломным в судьбе группы. Поэтому два года альбом переписывался, и в итоге из тех песен, демки которых были сделаны два года, осталось очень мало. Новый гитарист их переработал и представил в нынешнем виде.

Переломный – значит, есть какие-то тенденции, какие-то стереотипы, которые надо было сломать и придумать что-то новое?
В принципе, да. Вернёмся к музыке – гитарист говорит, ну, давай уйдём от такого жёсткого треша, от фолковости. Ну, не получается фолково, ну нет у нас инструментов таких в группе, и мелодии мы не придумываем фолковые, нет у нас таких русских народных плясовых тенденций, за которые причисляют к фолку. Это же всё изначально пошло от Butterfly Temple, а на самом деле нас только тексты как-то с этой пэгэн-тематикой и связывают. И хватит петь о всяких таких войнах, смертях, огнях и мечах, надо что-то повеселее. Тем более мы съездили на несколько фестивалей, скажем так, околороковых и метальных, таких как «Тамань» и «Доброфест», и там звучит музыка более панковская, молодёжная… Ребята посмотрели и поняли, что хоть мы и играем на таких фестивалях, но всё равно не в той струе. Давай, говорят, будем ближе к той публике, сделаем что-то более молодёжное, весёлое, может, даже панковское. Немножко изменим вокал, стиль пения. Больше мелодики добавим, пусть музыка станет более попсовой – с точки зрения брутального трэша, конечно, – зато она будет более слушабельной, красивой, со словами понятными, с текстами повеселее. Такими как, например, «Лепрекон». Хотя я тоже попытался вложить туда какой-то смысл, но, в общем, это просто весёлая песня.

Сразу обращают на себя внимание «трибьюты». «Заводи мотор» – это посвящение Лемми, а «Поворачивай к чёрту» – древняя песня «Бригады С».
Да, у них она «Дорожная» называется. А песня памяти Лемми, на самом деле, была написана буквально на второй день после того, как я узнал о его смерти. Это было зимой, мы вернулись с гастролей, я зашёл в интернет, прочитал новости, взял в руки гитару и сразу набросал музыку к этой песне. А текст – это переработанный текст, который я придумал ещё в 90-е годы. В общежитии вечеринка была, веселились, а по ТВ какой-то попсовый концерт был. И я говорю: «Ребята, ну и бредовый текст, я вам подобный текст сочиню сейчас за пять секунд, только на метальную тему, в стиле Коррозии Металла!» Они такие: «Да ладно?» И я сочинил четверостишие: «Бронепоезд смерти, чёрный паровоз, по кровавым рельсам в ад тебя привёз». И в таком стиле продолжил: «Бронепоезд смерти, за рулём вампир, в топках твоих кости, идёт кровавый дым». И с тех пор я эти строчки помню. И они легли в основу песни памяти Лемми. Почему «Бронепоезд рок-н-ролл», понятно: бронепоезд – это фишка «Моторхеда». А Егор помог с концепцией текста, там есть названия песен Motorhead – и «Orgasmotron», и «Iron Fist», и «Snaggletooth». Такой для меня был символический момент.
А по поводу песни Сукачёва – там остался только текст. Ну и мелодии немножечко. Получился такой весёлый трэш из этой песни.

Да, ничего, кроме текста, по-моему, и не осталось.
Все по-разному относятся к каверам. Мы в «Пути Солнца» изменяем их так, будто это новая песня. Придумываем вступления, соло новые, бриджи, концовки, думаем, как спеть по-новому. Только основная мелодия остаётся такой, чтобы она была хоть как-то узнаваема.

Это уже работа реальной группы.
Когда играешь только кавер, стараешься играть максимально похоже. А тут уже включаешь творчество. Единственно, для такой обработки не все песни подходят. Мы часто участвуем в трибьютах разным группам, и прежде чем принять в них участие, я беру песню и смотрю – а есть ли вообще возможность её переделать? В своё время нам предложили My Dying Bride, я посмотрел и увидел одну песню, которую можно попробовать в другом стиле сделать. Была ещё задумка переделать Moonspell, я тоже поискал песню и нашёл. Единственное, что не получилось – Motorhead! Я пересмотрел все песни и не нашёл ни одной, которую можно было бы как-то изменить. Они настолько самодостаточные, законченные произведения, где ни что-то вставить, ни изменить невозможно. Можно только быстрее или медленнее сыграть, или, допустим, сделать в акустике, но не меняя суть. Вот это был для меня парадокс! Я послушал, наверное, сто песен Motorhead, и нашёл только одну, которую можно было бы как-то в другую стилистику запихнуть, но она была уже кем-то занята, и на этом моё участие завершилось, да и проект, к сожалению, не состоялся. Вот эта удивительная черта Лемми, насколько его песни не поддаются переделке! Потому что они очень простые, это рок-н-ролл, а он всегда остаётся рок-н-роллом.

Получается, если вычесть из музыки личность Лемми, в ней уже мало что остаётся. Он и есть эта музыка… Проще свою сочинить.
Кстати, мы эту песню, которая про Лемми, постарались подогнать под аранжировки и под стиль Motorhead. В ней простой рок-н-ролльный рифф. И, как нам сказали, она похожа на русский металл 80-х годов, смешной и немножко наивный, который тогда сочиняли наши группы. А ещё мне сказали, что с этой песни нужно начинать концерт на любом байк-фестивале…

Правильно! (Листая буклет нового диска.) Знаешь, я смотрю в буклет и понимаю, что для меня «Путь Солнца» – это всегда Миррон и «кто все эти люди»…
Я стараюсь с этим бороться. Мне бы не хотелось, чтобы группа «Путь Солнца» ассоциировалась только со мной. Надо, чтобы и другие музыканты принимали активное участие во всём. Сейчас это как будто получается. Гитарист активно пишет, я ему даю фрагменты песен, мной сочинённые, он их обрабатывает. А некоторые вещи он приносит сам, что раньше очень редко происходило. Все только ждали, когда я начну что-то делать. А в этот раз ребята всё обсуждали, и обложку, и тексты, предлагали слова поправить, Егор вот целый куплетик дописал! Всегда мне хотелось, чтобы от остальных музыкантов исходила инициатива. В этот раз получается. Но всё равно мало. У каждого музыканта ещё и вторая группа есть. Но я не спрашиваю их, какая главная – «Путь Солнца» или вот эта вот? Пока не пересекается, не мешает, пускай…

Сейчас вырастить с нуля единый коллектив – уже большая редкость.
Наверное, это возможно, только когда группа вырастает с тех времён, когда все друзья со школьной семьи, все болеют за группу, все начинают в ней с самого начала…

Расскажи про проект «Миррон». Пока в сети есть одна песня, причём оказалось, что она тоже одна из твоих самых древних…
Проект Mirron начинался совсем давно. Я решил, что надо что-то записать прямо моё-моё, и чтобы никто не влезал в творчество. А начинаю работать над песней и думаю, а почему бы этот рифф в «Путь Солнца» не отдать! Ведь, в общем-то, то же самое. И все задумки мои уходили в основную группу. Потом наступил вариант, когда мы дома сидели, март-апрель, пандемия, у всех оказалось очень много времени, и я позвонил Сане Смирнову, барабанщику, у него студия домашняя: «Мол, давай мы этот проект сейчас сделаем!» И в этот проект вошли две древние песни из моей первой группы, Eternal Sick.

Я её даже застал на концертах!
Я нашёл две песни. Одна была только в концертном варианте, записана очень плохо, другая – более-менее. Послушал, попытался снять как смог, показал это гитаристу, записал на видео: мол, смотри, я хочу переписать это как дань памяти о группе. Он посмотрел, что-то подправил и одобрил. Ещё две песни – с первого альбома «Пути Солнца», только переведённые на английский. И две абсолютно новые. Тогда было время у всех, было желание, я позвонил Глену, басисту, чтобы далеко не ходить, и Ваньке Широкову, гитаристу. (Оба музыканта – из Троицка, – прим. авт.) «Ваня, поможешь записать?» – «Да, хорошо!» И мы буквально недели за две всё это дело скомпоновали, записали, я поехал на студию к Смирнову, Саня барабаны записал, всё свёл, и сейчас уже всё готово, шесть песен, лежит, ждёт. Соло-гитары в двух песнях записал Ваня Широков, в остальных – нынешний гитарист «Пути Солнца» Саня Сивирин. И снова получается… Те, кто слушал, говорят: «А чем это отличается от «Пути Солнца»?» По музыке, в общем, ничем! Только англоязычная версия. Но сейчас у нас появляются возможности поехать заграницу с концертами. И я сделал проект Mirron больше для того, чтобы ездить заграницу, петь по-английски. И даже написание «Миррон» по-английски читается так же, как и по-русски, и оно на афишах лучше выглядит, чем «Путь Солнца», потому что на западе не понимают, что такое Put Solntsa, перевода нет… Хотя другие говорят мне: «Не трать время, делай «Путь Солнца», и езди за границу с ним, столько уже вложено, не думай об этом…»

Думаю, что непонятное, но необычное «Put Solntsa» лучше, чем ещё один типичный трэш-логотип… Тем более что и Mirron тоже по-английски непонятно что значит. Почти что Mirror…
Да, мне люди пишут иногда: «Hi, Mirror». «Привет, зеркало!» Поэтому, думаю, не буду размениваться на это. А альбом уже готов, надо выпустить, хотя бы как дань памяти группе Eternal Sick.

Та вещь, которую я послушал («Computer World») – тот же трэш, только очень правильный, без грува, панка и всего такого современного, в духе Metallica и Kreator, как любили играть в 90-х и позднем СССР, когда у людей было мало ориентиров. Такие очень правильные «металликовские» риффы…
Да, эта песня была записана в 1999 году, а чего мы могли тогда наслушаться? Slayer, Kreator, ну, Sepultura уже была… Да, сейчас я слушаю эти песни и прямо вижу, как сейчас всё изменилось. Взять какую-нибудь композицию Eternal Sick, и там семь-восемь кусков – куплет, припев, бридж, ещё бридж, соло… И тогда все так сочиняли! А сейчас – куплет, припев и всё! Бывает, приношу гитаристу, а он: «Нет-нет-нет, нельзя больше риффов, народ не воспринимает! Вот два риффа, соло и всё». «Но будет же интереснее!» Нет, нельзя, такая вот тенденция к упрощению…

Скорее всё расслоилось на разные ниши. Есть прямолинейные группы, а есть, скажем, мат-метал.
Ну, мат-метал – это для музыкантов. И прогрессив существовал всегда. А на фестивалях слушают более простую музыку, где куплет-припев, ускоряют, упрощают что-то. Люди не хотят задумываться.

Да я и по себе чувствую. Чтобы послушать новый симфонический альбом Blind Guardian, я чуть ли не к стулу себя привязал! Не могу…
Всё уже. Песни – 20-30 секунд, и если за 20 секунд не зацепило, то человек жмёт на кнопочку «следующая», и всё. А когда был кассетный магнитофон, не было такой кнопки! Надо было мотать, и ещё не попадёшь на начало, думаешь: «Чёрт с ним, дослушаю!» И люди как-то дослушивали, может, и через силу… Когда мы начинали слушать металл, многое было сложно, непонятно, были группы, которые мы не очень воспринимали – например, Destruction или Napalm Death, у которых всё кажется на одно лицо. У меня было правило пяти прослушиваний. Мы заставляли друг друга слушать музыку минимум пять раз. Обычно въезжали после третьего. А после пятого даже у Napalm Death различались песни. А сейчас человек не будет столько раз слушать, он нажмёт на кнопку «похожие». И это приводит к тому, что из альбомов исчезают интро, длинные вступления, переборы на гитарах, моменты, когда ничего не происходит. А песня от этого становится скучнее… У нас на новом альбоме есть песня «Смерти следы», там вступление такое немножко нетипичное, с перебором. Но опять же, оно не длинное. Зато песня получилась интересной, нетипичной для «Пути Солнца».

А почему нетипичной?
Когда я её сочинял, держал в голове другую мелодию, в другом стиле. А гитарист её взял и переработал. Это решение аранжировать вещь, сделанную в одном стилем, в другом, привело к тому, что получились достаточно интересные нюансы, на которые народ обратил внимание.

Ещё хотел бы спросить, как прошла самоизоляция. Слушал часть твоих эфиров «Music Infection Radio», они до сих пор продолжаются? Надолго тебя хватило?
Я провёл 45 или 46 программ. Первый месяц выходил в эфир каждый день. Потом тяжеловато стало, делал уже через день, и прошло ещё 15. Поначалу это было чистое радио, но передо мной стояла видеокамера, и я старался понять, что людям интереснее – слушать радио в наушниках или смотреть видео, стриминг. Молодёжь говорит: «Нам стриминг интереснее!» Я настроил технику и стал делать стримы, пытался понять, что людям в стримах надо, почему они одно смотрят, другое не смотрят… И пришёл к выводу, что люди, воспитанные в то же время, что и мы, заточены под информацию, а сейчас она в стримах неинтересна. Вот я говорю, что сегодня день рождения у такого-то музыканта, начинаю рассказывать о нём, клипы ставить, а их это не задевает. Тем, кто смотрит, это интересно как некая платформа, чтобы общаться между собой. А ты им нужен просто как человек, который эту платформу даёт и задаёт некую идею, тему для разговора. Мало кто слушает ту информацию, которую я готовлю чуть ли не целый репортаж, о группе какой-то, или о юбилее альбома. «Ну, альбом хороший, да». И всё. Оказалось, познавательная информация мало кому нужна. А это очень огорчительно. Я же как нормальный журналист готовлюсь к эфиру!
У меня осталось много разных видео от «Music Infection». Я стал подбирать его по годам, по темам, и показывать эти запись, подталкивая людей на воспоминания. Людям надо просто задавать какие-то вопросы. Показал клип какой-то – и спросил: «Нравится ли вам такая музыка, что вы об этом думаете?» Если вы долго будете рассказывать им об этих альбомах, они заскучают, потому что сами не задействованы. Надо людей вовлекать в некое общение.

Есть ли планы продолжать стримы?
Сейчас они немножко затормозились по техническим причинам, у меня новый компьютер, надо опять всё настраивать, и я хочу немного расширить формат, включать в стримах интервью с музыкантами по видеосвязи, по зуму. Раньше я тоже их делал, но в аудио, по телефону, а сейчас будет возможность и в видеорежиме общаться.

Как ты думаешь, есть ли шанс получить от эфиров какую-то коммерческую отдачу?
Проект этот явно некоммерческий. Он нужен, чтобы как-то распространять музыку, которую любишь. Если вспомнить времена, когда мы только начинали слушать хэви-метал в 80-х, нам хотелось всем о нём рассказать – в школе, ещё где-то. Ребята, смотрите, кроме «Модерн Токинг» ещё есть классная музыка! Мы могли выставить колонку в окно, или пойти на заборе написать Slayer или Metallica… А в школе была возможность продавать фотографии. Мы с другом научились их копировать, это была большая работа, много времени потратили, чтобы делать это качественно. А радиопрограммы – тоже возможность показать, что есть такая хорошая музыка и интересные люди… Чтобы на них обращали внимание.

А вообще период пандемии на тебя как повлиял? Одни считают, что это глобальная чёрная полоса, в которой людям и творится хуже, и чувствуют они себя хуже, даже если не болеют. Другие говорят, наконец-то мы можем замедлиться, посочинять что-то в своё удовольствие…
Как у многих, эта ситуация двухполярная. Весной был пинок, повод для развития многих проектов. Я всегда мечтал о своём радио, но не было такого толчка. И вот я опробовал стрим, а чтобы настроить стрим, пришлось много чего почитать и многое узнать. И, да, многие музыканты впали в депрессию и ничего не делали. А другие – наоборот. Вот Андрей Смирнов, я с ним списывался, говорит: «Меня, наоборот, это так подстегнуло, я свой проект дописал, Everlost записал, новые песни U.D.O., сижу, целыми днями играю, время есть заниматься!» И многие, я знаю, этот период использовали с толком. И я сам попробовал работать на удалёнке. Здорово, и никуда не надо ездить! И если человек позитивно настроен, нашёл там плюс, взял что-то для себя.
Но есть и минусы общечеловеческие. Концерты прекращаются, люди боятся, никто никуда не ходит, и это, конечно, грустно. Моё мнение по этому поводу: болезни были всегда, во всём мире, но то, что сейчас, возвели в такой статус, и предложили нам жить в таком варианте… Ну, давайте пробовать так. Как-то работать дома, развивать другие технологии. Я, конечно, верю, что всё это как-нибудь закончится позитивно. А может, всё перестроится, и мы будем говорить: «Ну, да, были когда-то концерты большие, а теперь сто человек приходит и хорошо, зато 10 тысяч тебя смотрит в интернете». Тоже вариант! Раньше был целый стадион, а теперь можешь спуститься вниз, с фанатами поздороваться, пообщаться. Главное, чтобы люди были позитивно настроены, не теряли творческого запала и что-то делали. Вот и всё.

В общем, не будем терять оптимизма.
Да. И что тут ещё можно сказать… Я очень часто стал сейчас ходить на концерты моих друзей в Москве. И хотя уходит два часа на дорогу в одну сторону, всё равно стараюсь, говорю себе: надо пойти, надо поддержать, ведь и они тоже приходят. Может, не потому, что им так уж нравится «Путь Солнца», а тоже по дружбе…
Так что советую всем – обращайте больше внимание на то, что происходит рядом в культурном плане. Иногда надо пойти на концерт, выставку, спектакль не из-за того, что прямо вот хочется, а чтобы человека порадовать. Может, ты не фанат этой именно музыки, живописи, фотографии, но приди, потрать полчаса, поддержи человека, и ему будет приятно, а может, и тебе понравится!

Владимир ИМПАЛЕР
Фото автора.

Группа «Путь Солнца»: https://vk.com/putsolnca и putsolnca.info
Music InFection TV: https://vk.com/minftv
Проект Mirron: https://vk.com/mirron_thrash

Владимир Импалер

Владимир Импалер