Vespero “Songo” (2021)
Декабрь 10, 2021
Елена Савицкая (261 статей)
Поделиться

Vespero “Songo” (2021)

Астраханцы Vespero не перестают нас удивлять. Казалось бы, чуть больше года назад вышел закрученный концептуальный «Four Zoas», посвящённый «мирам» Уильяма Блейка, и вот уже новый альбом, одиннадцатый по счёту — «Songo». И он совсем иной, нежели предыдущий — лёгкий, текучий, завораживающий потусторонней красотой и психоделичностью. В нём нет борьбы стихий и единства противоположностей, нет спиралью закручивающихся временных потоков и резких стилевых сдвигов. Музыка как бы изливается с высот, плавно и естественно. Недаром «Songo» в переводе с эсперанто означает «сновидение» — об этом нам сообщают сами музыканты в кратком пресс-релизе. Наверное, поэтому каждая из девяти композиций — как сон, красочный и увлекательный, приятный или тревожный, в который погружаешься, чтобы забыть обо всём земном и повседневном. Но сонго также — жанр кубинской популярной музыки, может быть, поэтому в альбоме, как, впрочем, часто у Vespero, можно услышать элементы, отсылающие к разным культурам. Не столько именно кубинской, сколько к своеобразному звуковому эсперанто, смешивающему эти элементы (азиатские, индийские, французские, русские, что подтверждают и разноязыкие названия композиций) в единое целое. Эта двойственность, зыбкость прослеживается уже с первой композиции — атмосферной и хрупкой «Ne enlitigu ce la maro» (в переводе с эсперанто «Не ложись спать у моря»), в которой музыка, как дуновение морского ветра, уносит на иные берега. Альбом также можно назвать весьма мелодичным и даже песенным, причём последнее — в буквальном смысле. Впервые за десять лет группа пригласила вокалистку — Соню Власову («Лакоча», «Лукерья и Дети»). Настоящей жемчужиной альбома стала композиция с чудесным названием «Lebedivo», которому высокие, бесплотные вокализы Сони и мелодично-печальные проигрыши синтезатора придали очень русский характер. Что-то в нём есть от «Вокализа» Рахманинова. С другой стороны, в нём слышится и нечто от музыки барокко, может быть, благодаря строгим аккордовым последовательностям, которыми сопровождается пение. Можно тут расслышать и аккордеон, на котором играет Виталий Бородин (основной его инструмент — скрипка, страстное соло которой завершает композицию). Ещё один «русский» трек — «Myth of Uqbar» с гуслями второго гостя Алексея Есина (Mystic Morrison Visions). Гусли вообще очень космический инструмент, его многострунность как бы пронизывает все миры, все пространства от небес до самого низа, и в музыке «Мифа об Укбаре» (в одной из книг Борхеса Укбар — загадочная воображаемая страна) это чувствуется. Изящная летящая «Le Papillon ou moi» завораживает сменами темпа и запоминающимися фразами инструментальных «припевов», «Cloudarias» благодаря звенящим струнным щипковым (и, опять же, витиеватым фиоритурам Сони Власовой) напоминает о Востоке. Начало «Sonos no meu pelo» – это просто какая-то музыка сфер: подвешенные ноты-точки струнных, мелодия свирели, «звуковые потоки» электроники. И далее — почти игрушечная музыка, светлая и прекрасная, переходящая, впрочем, в более страстные арабско-индийские импровизации с сазом и скрипичными подголосками. «Samaväya» – довольно тяжёлый по звучанию, но в то же время захватывающий и мелодичный психоделический вальс с густыми синтезаторно-скрипичными соло и вокализами (на сей раз они принадлежат бас-гитаристу Аркадию Федотову). Два заключительных трека — мрачновато-оцепенелая «Song of Opeque» и «Stymphalian Birds», который можно назвать «типично весперовским» — переплетающиеся и пульсирующие гитарные линии, глубокий бас, контрапунктирующие ударные, улетающие звуки скрипки, атмосферная электроника и финальные вокализы. Последний сон, самый беспокойный, предрассветный… Что ожидает нас с наступлением утра? Узнаем, когда проснёмся — а так не хочется! Остаётся добавить, что CD прекрасно оформлен — каждая композиция проиллюстрирована рисунком Марата Джамалетдинова. Графика соответствует музыке — получается полная гармония.

Елена САВИЦКАЯ

InRock
10 из 10
Общее впечатление

psychedelic / space rock / progressive 9/10
Tonzonen Records

10

Обязательно к прослушиванию
Елена Савицкая

Елена Савицкая