Lucifer’s Friend «Black Moon» (2019)
Бывают альбомы ожидаемо хорошие, а «Black Moon» – это альбом-счастье, альбом-подарок, запись группы, история которой, как казалось, завершена давно и надолго, а внешних причин для реюниона особо нет. Это ведь не бренд масштаба Uriah Heep, благодаря которой прежде всего и славен вокалист Lucifer’s Friend Джон Лотон. И ему, и гитаристу Петеру Хессляйну уже за 70, к тому же у Хессляйна давние проблемы с плечом, не дававшие ему в полную силу играть на гитаре, у бас-гитариста Дитера Хорнса тоже здоровье хромает, клавишник Петер Хехт от воссоединения сразу отказался, а барабанщик первого состава Йоаким Ритенбах и вовсе умер задолго до реюниона. Но, видимо, это один из тех случаев, когда воссоединяются ради музыки и желания играть вместе. И, слушая уже второй после реюниона студийный альбом «Black Moon», понимаешь, что именно в Lucifer’s Friend – «брак, заключённый на небесах», именно здесь голос Джона Лотона раскрывается на все сто. Хотя, как говорится, этот вокалист способен интересно спеть даже телефонный справочник…
Итак, в 2014-м команда собралась снова, барабанщиком стал Штефан Эггерт, клавишником – Йоги Вихманн, хотя партии клавишных сочиняет сам Хессляйн. Вышел сначала сборник с четырьмя новыми треками, потом новый студийный альбом «Too Late to Hate» (2016) – достойный, но с каким-то сыроватым саундом, и Петер, судя по всему, не вполне оправился от своих болячек. А с этим диском получилось странно – Йоги был занят (он выступает с местной версией мюзикла «Cats»), и Хессляйн сам всё и сыграл, а послушав, решил оставить в финальной версии, пригласив Вихманна только на один «утешительный» трек. И сыграл здорово, здесь к его форме нет вообще никаких вопросов! Альбом делался, как сейчас у всех, на расстоянии – Лотон живёт в Лондоне, остальные – в Германии, а саундпродюсер Саймон Хессляйн, сын Петера, в Штатах. Однако результат показывает, что для пресловутой «химии» вовсе не обязательно всем быть рядом. И некоторая «паззловость» идёт альбому даже на пользу. Он будто собран из разноплановых кусочков – ритм-н-блюзовый трек с речитативным вокалом может перейти в лиричное гитарное развитие темы в «неоклассическом» духе («Palace of Fools»), рутс-роковые и соул-мотивы сочетаются с почти «шредовым» соло («Freedom»), атмосфера «салонного джаза» («Little Man») перетекает в канонический мелодик-рок в духе Magnum («Call the Captain»). И всё это – с превосходными мелодиями: и гитарными, и вокальными, которые у Джона достигают прямо-таки колыбельного уровня напевности. Всё вместе – идеальный хард-роковый альбом, не «а-ля семидесятые», а музыка 2019 года, которая не воссоздаёт какие-то характерные черты или клише, а собирает картину заново, основываясь на своём огромном, значительно перекрывающем эту творческую нишу музыкальном опыте (стоит упомянуть хотя бы James Last Orchestra, в котором играл Петер Хессляйн). Из простых элементов они создают непростое целое.
Слушая любые записи Лотона, неизбежно сопоставляешь их с Uriah Heep. Фэны «Хип» должны быть довольны – «Passengers» выдержана в их характерном духе, с риффом, похожим на «Bird of Prey», а голос Джона разнообразен, узнаваем и прекрасен. Те, кто влюблён в Lucifer’s Friend середины 70-х, насладятся балладой «Little Man», воскрешающей стиль и дух «Banquet» (1974), разве только духовых не хватает. (Джон посвятил эту песню своим подрастающим внукам). Зато в титульной вещи «Black Moon» слышны звуки трубы – это Чак Финдли, знакомый барабанщику Штефану по игре в James Last Orchestra.
Поклонники найдут черты и раннего хард-рокового Lucifer’s Friend – хотя, конечно, таких высоких воплей, как в «Ride in the Sky», мы вряд ли от Джона услышим. Благодаря классической виниловой длительности – 43 минуты – диск воспринимается на одном дыхании, пусть последняя пара вещей слегка «провисает» и кажется более формальным хард-роком, что скрашивает бравурная инструментальная концовка «Glory Days». Жаль только, что у самой группы дни наступили трудные: Хессляйн перенёс операцию, после которой он год не будет играть (и не факт, что вообще будет), концертов не предвидится, зато следующий альбом уже в работе. 2020-й – год 50-летия Lucifer’s Friend, и группа готовит нам что-то не менее интересное…
InRock #90
hard rock
Lucifer's Records/Cherry Red Records