Whitesnake: Змей с высокой лестницы
Июль 22, 2019
Владимир Импалер (1136 статей)
Поделиться

Whitesnake: Змей с высокой лестницы

Дэвид Ковердейл — из тех артистов, чьи концерты в России не редкость, но до гастрольного «чёса» он не дошёл, предпочитая выступать раз в три-четыре года в обеих столицах, и, судя по заполненному «Крокусу», свою аудиторию он ни разу не разочаровывал.

«Высоко сижу, далеко гляжу», — такие мысли приходили в голову перед концертом Whitesnake в «Крокус-сити-холле». То, что журналисты оказываются на галёрке, в целом привычно, а вот сама галёрка может быть разной в зависимости от популярности артиста — на звёздах поменьше это амфитеатр, покрупнее — приоткрывают верхний балкон. Так вот, с такой верхотуры мне наблюдать концерт не доводилось, кажется, со времён московского визита Роберта Планта! А значит, любят у нас Дэвида Ковердейла не меньше, чем его давнишнего соперника. И любят не только за участие в Deep Purple, но и за сольную карьеру. Кто помнит, имя Whitesnake в 87-м гремело едва ли не больше, и «Is This Love» и «Still of the Night» люди помнят и любят не меньше, чем «Burn» и «Stormbringer». В прошлый московский визит Дэвид как раз обращался к пурпурному прошлому, в том турне он исполнял целых семь «пёрпловских» песен. И хотя это всего лишь полконцерта, а не целый, как у Гленна Хьюза, всё равно закрадывались мысли, а не исчерпала ли себя группа Whitesnake как таковая, если источником вдохновения и способом привлечь публику для Дэвида становится музыка 70-х? Время показало, что это не так, он после долгих задержек выпустил-таки новый студийный альбом «Flesh & Blood», который оказался весьма крепким и достойным имени группы, и в нынешнем турне он предстаёт снова как «Белый змей», лидер собственной группы и автор собственной музыки. А вид полного «Крокуса» показывает, что таким Дэвида любят ничуть не меньше.

Все эти мысли мелькали в голове в ожидании выхода на сцену… нет, не Whitesnake, а группы разогрева — Reds’Cool. Кажется, все наши корреспонденты уже повидали этот питерский коллектив в роли разогрева различной степени уместности — от вполне подходящих артистов (как Гленн Хьюз) до абсолютно несовместимых (как недавно Dream Theater). Слышал, есть меломаны, которые и вовсе отказывались идти на концерт, узнав о том, что на разогреве будет «красно-холодный» квинтет. Так вот, настал и мой черёд испить сию чашу. Что ж, выступать перед Whitesnake для Reds’Cool — наверное, самое уместное занятие, если не вообще мечта всей жизни, ведь, как представляется, именно Дэвида Ковердейла конца 80-х эта группа и изображает так трудолюбиво вот уже десять лет (учитывая первые три, когда она называлась Oldschool).

О мотивации таких вот вечных «спецгостей на этом празднике жизни» можно долго рассуждать. Для набирающей силы группы со своей фишкой такие концерты могут стать шагом вперёд — помните, как помогли группе Battle Beast концерты на разогреве у Scorpions и Nightwish? Но когда вы просто воссоздаёте чей-то стиль и звук, то публика запомнит не вас, а оригинал. Другое дело, если цель — не карьера, а просто реализация детской мечты — сыграть перед толпой рокеров, увидеть, как к тебе тянутся руки фэнов… Кто-то может себе такое позволить — да ради бога!

Если же воздержаться от сравнений, то у группы есть свой грув, особенно если вы в первых рядах, а не на балконе, вокалист умело работает с публикой (но, опять же, работает, а не живёт сценой), присутствуют даже свои хиты, такие как «Love and Pain», а гитариста Илью Смирнова было бы интересно послушать отдельно, скажем, в формате гитарно-инструментального трио. Он был прекрасен ещё в Face-X. «Взрослый» хард-роковый звук, выразительная фразировка, интересные риффы… Мастерство, как говорится, не пропьёшь. И после ухода питерцев в зале даже кто-то явственно прокричал: «Молодцы!» Всё-таки играть на разогреве у тематически близких команд — гораздо лучше, чем быть в «каждой бочке затычкой».

В девять вечера из динамиков зазвучала «My Generation» — традиционное для нынешних «Снэйк» начало концерта. Сквозь фонограмму The Who стали пробиваться барабанные брейки и гитарные «запилы», за ними знакомый полухрип Дэвида: «Are you ready? There is a song for ya!» И знакомые «лающие» звуки вступления к «Bad Boys» с альбома «Whitesnake» 1987 года. С тех пор и до сего дня он остаётся центральным в сет-листах группы, вот и сегодня с него прозвучали целых пять вещей (если считать «Here I Go Again»), и всего три — с нового альбома: «Hey You», «Shut Up and Kiss Me» и «Trouble Is Your Middle Name».  О предыдущем студийном диске Whitesnake «Forevermore» никто и не вспомнил — это вообще типично для позднего творчества «классиков рока», а в данном случае можно объяснить и заметной сменой состава. Вместо гитариста Дага Олдрича в команде — Джоэль Хокстра (Joel Hoekstra, именно так, через «о», эту фамилию произнёс со сцены Ковердейл, — прим. авт.), на клавишных — итальянец Мичеле Люппи из пауэр-металлической, и весьма сильной, замечу, команды Secret Sphere, вернулся в состав легендарный драммер Томми Олдридж, игравший в «Снэйк» ещё в 80-х. На своих местах басист Майкл Девин и второй гитарист Реб Бич, который стал теперь, не считая Дэвида, обладателем самого долгого непрерывного стажа в группе — аж с 2002 года! Словом, «Flesh & Blood» — работа наполовину другого состава, чем «Forevermore».

«Make the f**ing noise!» — продолжает скрежетать Дэвид. Ну, то, что его голос сейчас именно такой, мы знаем как минимум с начала 2000-х и даже как-то научились с этим жить. По крайней мере в балладно-лирическом репертуаре его голос на низах по-прежнему узнаваем и обладает таким манящим, притягательным тембром, за который его полюбила прекрасная половина аудитории, а где надо, как в «Still of the Night», он способен прокричать несколько высоких нот. И ещё хорошая новость в том, что нынешний состав — один из самых «поющих» в истории группы. Не забывайте, что Мичеле Люппи в своей основной группе вокалист, и голос у него — в лучших традициях италопауэра. Т.е. при желании он мог бы спеть за Дэвида вообще ВСЁ, но, к счастью, и он, и гитаристы с басистом выступают в роли подстраховки, помогая шефу сберечь силы и обеспечивая плотные бэк-вокальные «подклады». Поэтому за время концерта ни разу не возникает того отчаянного чувства неловкости, что порой бывает на концертах Deep Purple. Песни звучат как надо, а что в этом есть вклад не только лид-вокалиста, но и остальных, так в этом нет ничего зазорного…

Дэвиду остаётся обеспечивать узнаваемость, нужную окраску песен, и быть в полном смысле фронтменом, олицетворением группы и всего этого маскулинно-бесшабашного «волосатого рока» 80-х. Он царит на авансцене, стоит перед толпой, раскинув руки и делая характерные движения тазом, осеняет публику треногой микрофона, принимает в дар от поклонниц букет роз, пожимает руки фэнам из первого ряда… «Белый змей» постарел, но не потерял своего шарма.

Что же добавили в группу новички-инструменталисты? Проще всего сказать про Мичеле Люппи — его клавишных практически не было слышно. А вот Джоэль Хокстра в своей игре чуть-чуть приблизил «Снэйк» к звучанию конца 70-х — начала 80-х. Конечно, это не старый добрый ритм-н-блюз, но слайдовые партии Микки Муди, скажем, в «Slow an’Easy» он сыграл так, что пальчики оближешь. Известный по участию в культовой команде 80-х Night Ranger, как соло-гитарист он принадлежит скорее к старой, «семидесятнической» школе, у него выразительный чистый звук и хорошая фразировка, но… всё очарование развеялось, когда наступило время для гитарных соло. И если полнейшая скука всего, что делает на сцене Реб Бич, была предсказуема (тэппинг ради тэппинга), то и чудо-Джоэль в ситуации, когда нужно сыграть что-то своё, выглядел как рыба, выброшенная из воды. Совершеннейший звуковой сор вместо соло. Мелькнула даже крамольная мысль, что на месте кого-нибудь из них гораздо лучше бы слушался Илья Смирнов из Reds’Cool.

На контрасте поистине по-королевски слушалось барабанное соло Томми Олдриджа. А он всего-то повторял один рисунок с замедлением, но как со вкусом, с удовольствием он это делал! Многие критикуют Томми как «молотобойца», исполнителя однообразного, и, наверное, его предшественник в группе, виртуоз-многостаночник Брайан Тичи, играет тоньше и владеет большим числом «фишек», но именно Томми в группе на месте, добавляет ей класса и аутентичности. Человек, игравший с Пэтом Трэверсом, Гэри Муром, Оззи Озборном в их золотые годы, просто не может быть скучным! При этом фигура Томми подсвечивалась прожекторами сзади и получилось так, что на потолке и самом верхнем ряду кресел балкона появилась гигантская тень барабанщика и его установки. Красиво…

«Ain’t No Love in the Heart of the City», ещё одна вещь, без которой нельзя представить концерт Ковердейла. Где-то неподалёку, тоже на высокой-высокой «галёрке», пара в возрасте выходит в проход и начинает кружиться в танце. Там, внизу, фэны «оттягиваются» в стоячем партере. «Крокус» даёт возможности каждому…

Сет-лист совпадает с тем, что был в предыдущих городах турне, за одним исключением — без формального ухода со сцены и появления снова на бис. «Спасибо за гостеприимство, — обращается Дэвид к публике. — Это последний концерт в турне, и вы сделали этот вечер запоминающимся». Он берёт бокал, поднимает его и пьёт — за публику! «Be safe, be happy…», — добавляет он. Остаётся одна вещь — совсем без «пёрпловского» наследия обойтись было бы нельзя. «You want some more? Then make some f***ing noise!» И звучит знакомый рифф… «Burn!» И тут наконец-то можно услышать и как играет на клавишных Мичеле Люппи. Хотя в целом версия осталась гитарной, как на «The Purple Album» 2015 года. Голос Хьюза взял на себя Реб Бич, гитарные соло — поделили Реб и Джоэль, и это один из тех случаев, когда хочется услышать блэкморовский оригинал, а не чью-то самодеятельность.

Один час и 25 минут. Мало? Зато настоящее. Кавер-версиями мы ещё успеем насладиться. Из колонок звучит вечный «We Wish You Well», музыканты раскланиваются, гитаристы раздают медиаторы, Ковердейл — о чудо! — расписывается на конвертах и плакатах, которые весь концерт к нему тянули из первых рядов. Видимо, с годами даже такие суперзвезды, как он, становятся чуточку мягче и добрее. Хотелось бы в это верить.

Сет-лист: Bad Boys, Slide It In, Love Ain’t No Stranger, Hey You (You Make Me Rock), Slow an’ Easy, Ain’t No Love in the Heart of the City, Trouble Is Your Middle Name, Guitar Duel, Shut Up & Kiss Me, Drum Solo, Is This Love, Give Me All Your Love, Here I Go Again, Still of the Night, Burn.

Владимир ИМПАЛЕР
Фото: Катерина Межекова.
Благодарим Анастасию Кругликову (TCI) за аккредитацию.

Вся фотогалерея с концерта:

https://vk.com/album-2548741_264865646

Общее впечатление

17 июня 2019 г.
Москва, "Крокус-сити-холл"
TCI

Владимир Импалер

Владимир Импалер