Focus «Focus 11» (2019)
Студийные альбомы, полностью (или почти полностью) состоящие из нового материала, в русскоязычной рок-прессе часто называют «номерными». В случае с голландцами Focus это понятие можно понимать и буквально – большинство дисков носят название типа «Фокус номер такой-то», и этот, подумать только, уже 11-й ровно за 50 лет существования группы, и шестой – за период после возрождения Focus в 2002-м. Тогда лидер, флейтист, клавишник, вокалист и автор музыки Тейс ван Леер (Tijs van Leer, в голландской транскрипции чёрт ногу сломит) примкнул к кавер-группе Focus и сделал её новой официальной версией, подтянув чуть позже барабанщика «золотого состава» Пьера ван дер Линдена, а вот прославленный гитарист Ян Аккерман остался за бортом реюниона. Дополнили коллектив гитарист Менно Готьес (Gootjes), который записывает с группой уже второй альбом, а для басиста Удо Паннекета это первая «проба пера» в студии. Удо – преподаватель бас-гитары в консерватории, мастер безладового инструмента и сессионный музыкант. Менно – тоже консерваторский музыкант, а также автор-исполнитель, гитарист трэшевой команды Usurper и экс-участник мелодик-дэтовой Trenody. (Вот так широта интересов!)
Восприятие творчества Focus резко зависит от глубины вашего погружения в прог-рок – для одних это авторы одного хита, бессмертной «Hocus Pocus» с эксцентричным йодль-вокалом, послушав которую, не забудешь уже никогда. На новом альбоме они будут ждать такого же эффектного дуракаваляния и, конечно, его не найдут. Для других – классики жанра, у которых есть шедевры на каждом альбоме. «Фокус 11-й» – не исключение. Не считая открывающей «Who’s Calling?» – это нудноватый инструментальный рок, к тому же не новый, а переработка одной из сольных вещей Леера/Аккермана из 80-х, – жемчужина здесь следует за жемчужиной. И хотя йодля на диске нет, «Heaven» радует скэт-вокализом и барочно-фольклорной мелодией, вещь с странным именем «Theodora Na Na Na» оборачивается нежнейшей романтичной балладой с изумительной партией флейты, по звучанию эта вещь ближе к чембер-прогу. В «How Many Miles», единственном треке с «настоящим» вокалом, Тейс ван Леер поёт о своей любви к джазу, поёт без изысков, но чуть-чуть – можно. Ещё одна вещь из золотой эры арт-рока – «Mazzel», упражнение на контрапункт, выполненное на пятёрку. Гитарист Менно Готьес прекрасен в балладе «Winnie», которую он посвятил своей дочери. Таланты Пьера ван дер Линдена раскрываются в «Palindrome» – немного суховатом техничном прог-роковом треке, но барабанное соло добавляет вещи новых измерений. Как и всей музыке – кажется, Пьер просто бы умер со скуки, если бы сыграл какую-то партию без развития и изменений. То, столько деталей и нюансов вносит в музыку Focus ван дер Линден, вызывает невероятное восхищение. Хочется сказать банальное: «Таких сейчас не делают…» Следующая вещь носит имя «Clair-Obscur» – кьяроскуро, или попросту светотень, изобразительный приём в живописи, который отлично характеризует музыку Focus на этом диске. Здесь нет оголтелого прог-рокового напора, нет и шутейства в духе Focus 70-х. Лицо нынешней группы лучше всего показывает заключительная «Focus 11», в которой Тейс и компания движутся скорее в сторону модального джаза, сохраняя при этом «фокусовскую» утончённость и пасторальность. Иными словами, одиннадцатый блин – не комом.
Рецензия опубликована в #91
progressive rock
In And Out Of Focus Records