Рада и Терновник «Сёстры» (2016)
Новый альбом «Рады и Терновника» выводит команду далеко за границы стилистических привязок и определений. Это самый «гитарный», жёсткий альбом группы за многолетнюю историю, но команда не потеряла ни арт-, ни прогрессив-составляющих. Главный в звуковой палитре – «фендер» Владимира Анчевского, который рвёт рамки и пределы. Движение в сторону тяжёлого звука началось ещё на альбоме «Укок», записанном со знаменитым алтайским сказителем Ногоном Шумаровым и, пожалуй, достигло на «Сёстрах» пика.
Вокалистка Рада Анчевская, много лет удивлявшая высокими нотами своего уникального голоса, тут поёт иногда довольно низко и глубоко. Задействован весь диапазон голоса – это диктуется стилистическими особенностями. При этом альбом «Сёстры» получился чуть ли не самым просветлённым у Рады. Её печаль словно наполняется силой гитар и преодолевает себя. Изменение стиля оказывается и кстати, и впору.
Настроение получилось трагическое, летящее, с фольклорным колоритом. Это касается и известных песен «Ты будешь танцевать», «Я расскажу тебе о том…», и мечтательно-тёмной «На блаженных островах», и первой русской народной песни в дискографии группы «Дороженька», на которую Ирина Миклошич сняла отличное видео, и впервые записанного группой языческого психоделик-номера «Скоморохи».
Виолончель Таис Кисляковой и бас-гитара Владимира Кислякова (они вместе играют симфо-рок в дуэте «Руки слона», и про них мы, надо надеяться, ещё услышим), скрипка Дмитрия Шишкина (прог-рок-группа Ascorbic Acid) формируют оригинальный звук и дух альбома. Отметим дудук Виталия Погосяна и колёсную лиру Павла Боева («Очелье Сороки»). Этой программе узко на клубных площадках, лишь опен-эйры дают достаточно воздуха, чтобы свет и звук, образы и смыслы подействовали в достаточной степени. Так что смело прибавляем громкость.
«Сёстры» – серьезное и полноценное высказывание на «женскую» тему, выраженное, например, в напористом рок-номере «Ладная». Отмечая приход Эры Водолея, эпохи феминизма и «нового содружества женщин», к Раде и Таис на альбоме присоединились Ульяна Шулепина (вокал, «Очелье Сороки») и Елена Мушникова (вокал, DrevA).
Найденное пересечение векторов жесткого гитарного звучания, высокого женского вокала, народной мелодики и фолк-инструментов даёт нечто непривычное, а для отечественной сцены и вовсе небывалое. В начале пути группа играла фолк-психоделику, потом были разные стилистические поиски – и рок-авангард, и трип-хоп. Суммарный багаж в итоге сложился богатый, как мало у кого. Это даёт музыке особую свободу. Сочетание изобретательной электрогитары, богатых струнных, блестящих женских голосов и изысканного фолка создаёт эффект особой эмоциональной силы.
Интересен подход к изданию: на физическом носителе, стильно оформленном компакт-диске, который украсил самобытный художник из Архангельска Вячеслав Ларионов, альбом издал андеграундный «Выргород». А цифровой релиз осуществлён лейблом «Союз Мьюзик». Каждый занят своим делом.
dark/folk/progressive 9/10
"Выргород"/"Союз Мьюзик"
Опубликовано в "ИнРоке" №2(75)/2016.