Roger Waters «Is This the Life We Really Want» (2017)
После огромной статьи в прошлом номере, которая, по сути, и была рецензией, только в несколько страниц длиной, сказать про свежий альбом Уотерса что-то новое почти невозможно. Разве только подтвердить то впечатление временем: да, диск непрост, диск глубок, его стоит расслушивать, желательно с текстами песен в руках, всякий раз обнаруживая новые звуки и смыслы. Сперва слушателя «цепляют», как и задумывал мудрый продюсер Найджел Годрич, приятные звуковые ассоциации с «флойдовским» прошлым. Прежде всего – в «Smell the Roses», где известная по обложке «Animals» электростанция Баттерси получила «новую жизнь» как концлагерь, и в «Bird in a Gale»: те самые тревожные ухающие пульсации клавишных и нервный акустический перебор гитар, и даже собаки гавкающие есть – получите и распишитесь. Сразу действует прямой, как марш молотков из мульфильма, боевик «Picture That», песня, которая наверняка переживёт свой «инфоповод» – президентство Трампа, и вторящая ей, только уже в форме размышления, заглавная композиция – всё, что можно записать на счет Уотерса-рокера. Но Уотерс-философ, Уотерс-бард всё же преобладает – он подарил нам целую россыпь незатейливых на первый взгляд баллад с двойным дном: каждая из них оказывается не тем, чем кажется вначале. «The Last Refugee» – кто мы, как не беженцы, предки которых сотни миллионов лет назад выбрались из моря на сушу? «The Most Beautiful Girl» – не вечная любовь, а вечная вина солдата, ставшего убийцей. И в то же время «Part of Me Died» – не о смерти, не о непоправимой потере, а, напротив, обретении себя в любви, которая сжигает всё плохое, что в нас есть. В этом большое преимущество постаревшего 74-летнего рокера – он может смотреть на страсти сверху, видеть их в целостности. И ещё одно – он превращает свои недостатки в достоинства, в фирменные черты. Да, погрубевший, почти стариковский голос, но когда каждая высокая нота – победа над собой, это делает альбом более напряженным, более нервным, похожим на хождение по краю.
И ещё неизбежная параллель – с нынешним творчеством Гилмора. Интересно, как оба музыканта почти синхронно вышли из творческой спячки и словно бегут, как два стайера, по разным дорожкам, но оглядываясь друг на друга. Иные интернет-знатоки даже составили из двух альбомов один – «Rattle that Life We Really Want» (ну, вы поняли), и, представьте, он отлично слушается! Кажется, словно они по-прежнему творят вместе – в режиме вечного диалога готики и ренессанса, глобального и личного, борца и сибарита, экстраверта и интроверта… Один семплирует железнодорожный рингтон, другой – переводит арабского поэта, и пока эта «разность потенциалов» существует – творческая искра продолжит бежать, а искусство будет только в выигрыше.
Рецензия опубликована в #81
progressive rock
Columbia