Tuska’2018: Из субкультуры – в классику
Начало июля, и в Хельсинки снова полно одетых в черное металлистов, которые косяками перемещаются по району Каласатама. Традиционный фестиваль Tuska прошел с 29 июня по 1 июля 2018, и по традиции мы перечисляем наиболее запомнившиеся выступления.
“Друзья мне говорили – не ходи на Trubulation! Ты их возненавидишь. Как они были неправы! Tribulation чертовски рулит! Похрен даже на то, что гитарист там выглядит как четырнадцатилетний эльф-девственник! Превосходные песни, движения как у Ван Халена, превосходное владение гитарой и, ещё раз – мне [наплевать] на внешность!” – так высказался на фейсбуке Мюнни Лууккайнен. Страшный и ужасный участник экстремальных Horna и Ajatarra, далеко не эльф – на фото у него обычно снизу татуировки, сверху полито кровищей.
Восходящая к славе группа Tribulation умудрилась попасть на рекламу «Tuska» в виде комиксов, развешанную по всему столичному метро, и это имя не сходило с уст практически всех погружённых в тему коллег до, во время и после фестиваля. Это яркий новый феномен – музыканты, которые играют хэви-метал и выглядят как набор персонажей аниме. Концерт вполне оправдал ожидания, и будет интересно, что сделает эта команда дальше.
Финны Moonsorrow были как всегда мрачны, политы кровью и энергичны. Фирменный саунд команды достаточно тяжёл, при этом мелодичен и даже торжественен. Вечно хочется спросить у братьев Сорвали, как они всегда умудряются делать десятиминутные композиции, которые не скучно слушать. Кстати, Хенри Сорвали является музыкальным продюсером в компании Rovio, он отвечал за музыку в Angry Birds. (Редактор падает со стула, – прим. ред.)
Dead Cross – проект Майка Паттона из Faith No More. Из вики мы узнаем, что диапазон его голоса составляет свыше шести октав, Майк владеет массой вокальных техник, однако на концерте данной панк-супергруппы услышать этот “багаж” не вышло. Сколько бы техник ни прозвучало, в сумме они как-то не зацепили. Конечно, на металфесте на любой более-менее ритмичный звук кто-то обязательно будет послушно «хедбэнгить», однако на этом выступлении такого почти не происходило. Зачем эти небезызвестные музыканты собрались вместе, после прослушивания осталось неясно.
Шведская команда Meshuggah знаменита “математическим металлом” и “мешуга-фейсом” – выражением лица, который стабильно демонстрирует вокалист Йенс Кидман (см. фото). Что делать, когда шоу должно выглядеть круто, но даже по сцене музыканты перемещаются как фигурки из механических часов? Meshuggah решают вопрос с помощью колоссальных декораций и огромного количества световых приборов. По качеству оформления – пожалуй, одно из самых запоминающихся выступлений.
Перефразируя известную поговорку про деревню и девушку, рэпер может исполнять металл, но рэперские корни никуда всё равно не денутся, что доказывает выступление Body Count, трэш-группы с почти тридцатилетней историей. Лицо банды, Ice-T – американская рэп-знаменитость и один из основателей гангста-рэпа. Его лицо, кажется, навсегда застыло в надменно-недовольном выражении, воплощающем суть thug life, слово fuck лейтмотивом пронизывает лирику, текст полон жесткой социальной критики, а источаемая агрессия кажется физически ощутимой. Айс-Ти презрительно взирает на слушателей и отдает им оскорбительно-агрессивные команды (“Разгоните этих *** [трусов] из центра и устройте *** мошпит!” ), но до конца проникнуться гангста-атмосферой мешает довольная комичная физиономия второго фронтмена команды, Ernie C, то и дело выныривающая рядом с Трэйси Мэрроу.
Второй день начался с забавного концерта Galactic Empire. Коллектив косплеит имперских штурмовиков из Звездных войн и играет утяжеленные версии знаменитых мелодий из фильма. Добавить особо нечего – но разнообразие и несерьёзность происходящего подняла настроение. В конце концов, фестиваль должен развлекать. Стоит отметить, что группе отдали одну из двух больших сцен.
Впервые удалось увидеть финский вклад в мировую готическую сцену, то есть группу 69 Eyes. Ощущения примерно как от “старичков” Scorpions – уже немолодые и предельно пафосные товарищи отрабатывают на сцене копию самих себя многолетней давности. Промотер лейбла Nuclear Blast, Силке, с которой мы направлялись на интервью бэкстейдж, пропела несколько куплетов вслух и заключила: “Вокалист забыл слова! Я их знаю лучше, чем он сам!” Делайте выводы: если не ошибаюсь, Scorpions на своих концертах текст не забывали.
Акт Carpenter Brut на Tuska выглядел практически провокацией: нежнейший и радостный танцевальный синти-поп как будто перепутал фестиваль, но на практике “легкий жанр” не помешал собрать изрядную и вполне счастливую толпу и даже устроить мошпит. Как часто бывает у танцевально-электронных музыкантов, Франк Уэзо с поразительно меланхоличным видом извлекал бодрые ритмы из четырех аналоговых синтезаторов (футболка Guns N’ Roses, видимо, была надета им в честь металлического события), а “шоу” осталось на откуп гитаристу. Тот, в общем, старался.
Hallatar – мемориальный проект, который финский музыкант Юха Раивио создал в память Алеа дер Старбридж, спутницы жизни и вокалистки их совместного проекта Trees of Eternity. Юха известен как основатель дум-команды Swallow the Sun, и музыкально данный проект – практически её копия. Вокалист Томи Йоутсен (Amorphis) выдает в микрофон медленный, выдавленный крик, сопровождая это соответствующими гримасами.
На “малой сцене” фестиваля хочется выделить Bombus. Это хэви-металлисты из Гётеборга. Они прекрасно отыграли, по хорошему определению из сети, “фокусируясь не столько на каком-либо стиле, сколько на чистой энергии и развлекательной ценности”.
Третий день, кажется, был отдан на откуп классикам. Это Timo Rautiainen & Trio Niskalaukaus, якобы первая мейнстримовая финская метал-группа, однако, понятная в основном только самим финнам, Europe (честно говоря, материал, кроме великого «Final Countdown», воспринимался однообразно), Insahn (выходец из блэк-команды Emperor) и американские “старички” Clutch. Словом, подборка заслуженных деятелей широкого жанрового спектра. Мой респект тем, кто умудряется вникать во всю музыку подряд, однако у меня, к сожалению, получилось проникнуться только парой выступлений.
Первое из тех, что стоит отметить – “бойз-бэнд” Blind Channel. В Финляндии не очень любят строгие жанровые границы, и это очередной случай, когда не вполне металлическая команда выступает на Tuska. Но финнам на удивление удается разухабистый рок, и одетые во все белое парни устроили вполне себе веселье. Забавно, что промоутер команды – поклонник блэка и разных норвежских команд весьма угрюмого содержания. Но, видимо, работа есть работа.
И, наконец, закрывающее выступление. Российский рок-музыкант Сергей Калугин однажды сказал: “Я вообще, если честно, поэзию видал в гробу, меня она интересует только как средство передачи мне от вас энергетического подарка. Именно по наличию такого подарка я сужу о произведении искусства”. Эти слова отлично описывают безумный по энергетике концерт австралийских металкорщиков Parkway Drive.
Группу я видел впервые лет девять назад – один стамбульский рок-клуб она успешно поставила на уши, было весело, фанаты сыпались на сцену и потом вниз, но в отношении музыки это действо не запомнилось. Последний альбом команды, «Reverence», вызывал раскол среди слушателей из-за ухода от традиционного металкора в сторону более выраженной музыкальности. Но если вы не считаете это за потерю – его стоит услышать. За прошедшие года группа обзавелась масштабным сценическим действием с обилием огня и вращающейся барабанной установкой. Выглядело и звучало всё великолепно и, не побоюсь этого слова, незабываемо.
Пара общих впечатлений. Фестиваль как бизнес-предприятие не стесняется сотрудничать с кучей самых разных «вендоров» – от широкого спектра продавцов любой еды до производителей стирального средства для любимых металлистами черных маек. В этом году удивило и порадовало то, что многие посетительницы ходили в венках, сделанных из живых цветов. Венки – достаточно привычная вещь для Финляндии, они выглядели как эхо прошедшего неделю назад праздника середины лета (Юханнус, он же Иван Купала), где тоже полагается плести венки. Необычный стенд, где можно было сделать себе венок, добавил фестиваю финского этно-колорита.
Созерцая аудиторию слушателей, все время натыкался на одну и ту же мысль: “Куда мы катимся?” В смысле – куда делась обязательная однородная толпа в чёрном? На фестивале соседствовали откровенные металлюги и люди хипстерского вида, а модным цветом волос в этом году был сизо-зелёный. На «Туску» приходят отдохнуть учёные, пенсионеры, владельцы IT-стартапов и юные фанатки. (Нет никого счастливее девушки-подростка, прорвавшейся в первый ряд на Emperor.) Видимо, мы наблюдаем уход металла из субкультуры в классику, туда, где уже сейчас находятся хард-рокеры шестидесятых…
Аскар ИБРАГИМОВ
Фото автора.
Благодарим организаторов фестиваля за аккредитацию.
Вся фотогалерея с фестиваля:
Tuska Open Air'2018
29 июня - 1 июля 2018 г. Хельсинки, Финляндия. Фото - Аскар ИБРАГИМОВ....
Или https://vk.com/album-2548741_257341721
Репортажи с предыдущих фестивалей:
https://inrock.ru/live_reports/tuska_2017
https://inrock.ru/live_reports/tuska_festival_2016
https://inrock.ru/live_reports/tuska-open-air2014-kogo-ne-ostanovit-dozhd
https://inrock.ru/live_reports/tuska-2013-kak-obychno-s-dushoj
https://inrock.ru/live_reports/tuska-2012-novye-geroi-na-bolshoj-vecherinke
29 июня - 1 июля 2018 г.
Хельсинки, Финляндия.