Калевала «Метель» (2017)
Чем больше нравится артист, тем выше планка ожиданий от его нового творения. Но бывет, что ожидания расходятся с результатом настолько, что поначалу чувствуешь одно лишь разочарование. Пример тому – реакция фэнов в соцсетях на новый альбом «Метель». Кто-то обвинил группу в ура-патриотизме… Да, в открывающей песне «Я на камушке сижу» есть слова «ой, люли», и посвящена она тому, что происходит в стране сегодня. А следующая за ней и вовсе называется «Матушка Россия». Но «пафос» «Калевалы» сочетается с долей такого горько-ироничного юмора, что этот самый ура-патриотизм может сколь угодно мерещиться только латентному… ура-патриоту.
Альбом «Метель» получился для вокалистки и автора текстов Ксении Маркевич скорее личным. После первых двух треков он берёт лирико-философский крен, а от Родины в целом группа переходит к её малым уголкам, без которых наше бытие было бы неполным. Послушайте внимательно песни «Падал снег» и «Весна»… А если просто смотреть на голый текст и вырывать фразы из контекста, главного увидеть не суждено. А главное-то здесь – патриотизм без всяких там «ура»-приставок.
«Мой корабль» – это автобиографическая история группы «Калевала», рассказанная её бессменным лидером. Опять же с иронией, но без пафоса, просто и увлекательно. Умиляет отношение к лирической героине песни «Все бабы дуры», первой из которых она провозглашает саму себя. Лично я усмотрел здесь пусть и не явную, но чёткую отсылку к известной всем (даже не христианам) заповеди «возлюби ближнего своего, как себя самого», где главные слова – последние.
Достаточно частностей – перейду к общим моментам. Группу упрекали в том, что она «опопсела». Но коммерциализация саунда – побочный эффект развития и повышения уровня профессионализма любого артиста. Если это не портит общей картины – что ж в этом плохого? Да, каждый инструмент зазвучал ещё чётче, чем на «Луне и гроше», «Ведьме» и уж тем более чем на первых двух альбомах, но это по-прежнему фолк-метал, а почерк «Калевалы», как и раньше, узнаваем. Единственный относительно попсовый момент– металлическая интерпретация народной песни «Не отдай меня, мать!». В ней, кстати, Ксения не только спела, но и сыграла на гармошке. Вообще по части инструментария группа вновь разрослась. Помимо привычных балалайки, аккордеона и волынки слышны банджо, укулеле, скрипка и вистл, на большинстве которых отметились «гости». Больше стало подпевок, в которых активно поучаствовали все музыканты группы: автор музыки, гитарист и аранжировщик Никита Андриянов, барабанщик Денис Золотов, аккордеонист Алексей Киреев и басист Алексей Митрофанов.
То, что автор рецензии неравнодушен к творчеству «Калевалы» – это правда. К счастью, музыкальному материалу «Метели» не потребовалось давать никаких поблажек. Новый альбом Ксении и её команды оказался не просто оказался хорошим, он превзошёл (чего таить?) смелые ожидания и попал в «Альбомы года».
Рецензия опубликована в #83
folk metal
SoundAge