Adaen/Agent Fresco/Leprous: Оправдавшиеся ожидания
Октябрь 28, 2017
Иван Розмаинский (170 статей)
Поделиться

Adaen/Agent Fresco/Leprous: Оправдавшиеся ожидания

В один из осенних дней 2013 года норвежская группа Leprous собрала в питерском «А2» на свой концерт около 80 человек. Спустя четыре года, в октябре 2017-го, желающих посмотреть живьём на восходящих звезд прог-метала из Норвегии оказалось вчетверо больше… Впрочем, обо всём по порядку.

Концерт открыло московское «пауэр-трио» Adaen: Валентин Березин (вокал, гитара), Александр Воронцов (бас), Леонид Никонов (барабаны). Ансамбль отыграл то ли три, то ли четыре вещи общей продолжительностью в полчаса. Подобную музыку могли бы исполнять Muse, если бы полностью отказались от клавишных, стали играть более агрессивно/брутально и «ударились» в мат-рок и джент. Сбивки, странные размеры, гитарный тэппинг, в целом тяжёлое звучание, резкий антимилитаристский пафос и резкий же вокал. Ритм-секция и гитара были на очень высоком уровне. К вокалу при желании можно было бы сильно придраться, но я этого делать не буду. Искренность и самоотверженность музыкантов вкупе с «воинствующим пацифизмом» зацепили.

Вслед за Adaen на сцену вышел исландский квартет Agent Fresco, состоящий из «свободного» вокалиста, барабанщика, гитариста, иногда садящегося за цифровое пианино, и бас-гитариста. Насколько я понял из слов певца, с группой играл приглашённый басист из Дании, а штатный музыкант находится в отпуске по уходу за ребёнком. Отыгравшие чуть меньше часа Agent Fresco исполняют музыку на стыке мат-рока и пост-рока: мечтательные вокальные партии на фоне меланхоличных фортепианных арпеджио могут легко смениться тяжёлым гитарным «рубиловом» и наоборот. Группа в определенной степени имеет своё лицо, прежде всего благодаря вокальным партиям, имеющим, возможно, исландскую народную специфику. Вокалист очень активно общался с публикой, а последние две песни исполнил, большую часть времени находясь среди публики. Группу приняли очень тепло, хотя что-то всё-таки мешает мне оценить их творчество, так сказать, на «высший балл». Может быть, виной тому некоторая вторичность и монотонность их произведений.

Хедлайнерами вечера были, как нетрудно догадаться, Leprous, отыгравшие, с учётом трёхпесенного биса, полтора часа. Гости из Норвегии исполняли в основном вещи со свежего альбома “Malina”, отыграв больше половины диска. Для кого-то – например, в значительной степени, для меня – этот альбом – лучший в дискографии норвежцев, результат их музыкальной эволюции и квинтэссенция их творчества, А для кого-то он – признак того, что группа топчется на месте, эксплуатируя находки с позапрошлого альбома “Coal” четырёхлетней давности. Как бы там ни было, подавляющее большинство слушателей принимали Leprous с большим энтузиазмом — как «малиновые» вещи, так и старый материал вроде “Mb, Indifferentia” и “The Valley”. Кульминация шоу была достигнута при исполнении концовки “Rewind” с предпоследнего альбома “The Congregation” с максимум агрессии и брутальности, Однако мне больше всего остального понравились последовавшие за ней две вещи с последнего альбома – “Coma” с потрясающим сочетанием нежной вокальной партии и «сверхскорострельных» барабанов, и грустный титульный трек. Впрочем, вещи, исполненные на бис, особенно финальная “Mirage”, тоже были очень хороши.

Leprous предстали перед публикой в виде секстета: поющему клавишнику и «душе коллектива» Эйнару Сольбергу помогали барабанщик, басист, два гитариста и виолончелист. Насколько я понял, это был первый тур группы с виолончелью в составе, и партии этого инструмента – и в их числе чисто сольные – чрезвычайно сильно украсили музыку ансамбля. Сочетание сложных ритмических структур, странных размеров и сбивок, чрезвычайная слаженность исполнения, блестящий вокал Сольберга, умудрявшегося еще при этом «рубиться» на сцене, красивые мелодии, использование элементов электроники, грусть и агрессия, гитарная тяжесть и завораживающий звук виолончели… Всё вместе произвело чрезвычайно сильное впечатление. Отрадно наблюдать за группой, создающей свой музыкальный мир, наполненный Красотой, пусть печальной и трагической.

Если это и не концерт года, то «один из»…

Иван РОЗМАИНСКИЙ
Фото — Анна Миронова (https://vk.com/gae4ka_photo_mironova).
Благодарим Spika Concert Agency за предоставленную аккредитацию.

Общее впечатление

23 октября 2017 г.
Санкт-Петербург, клуб "Зал Ожидания"
Spika Concerts

Иван Розмаинский

Иван Розмаинский