Michaela Steinhauer, Alexey Kruglov, Roman Stolyar «Talks Around Midnight» (2017)
Альбом начинается как обычный поп-джаз. «Шансонный» (в правильном, не в российско-попсовом смысле) эстрадный голос сопровождается спокойным фортепиано. Но вдруг находится другой путь, постепенно музыка словно уходит, проваливается куда-то. Оказывается – в арт, в образность, в игру стилистических нюансов, в мелодекламацию, в джаз, но в джаз – особенный. Саксофон, с которым тоже происходит подобная мутация, постепенно раскрывается, подкрадывается к теме, осторожно, как стеклянный сосуд, выдувает её, рождает звуки и сам словно любуется ими, оставаясь при этом несколько в стороне, на шаг сзади.
Легенда, концепция, история, сопровождающая диск, изложена в буклете, а также рассказывается со сцены. Но опорные точки тут желательно чувствовать, а не осознавать. Это музыка полуночи, полутонов, скользящих теней, неопределённых отношений, намёков и полупоступков, нечётких, но понятных выражений лиц на другой стороне улицы, музыка отдыха для тела и работы – для чувств.
Микаэла «Миша» Штайнхауэр – немецкая вокалистка, немало выступавшая со звёздными джазменами, на этом альбоме рискует и выигрывает. Певица обладает тонким ощущением стиля и уместности. С ней играют Алексей Круглов (альт-саксофон), который оригинально работает в самых разных жанрах, и новосибирский пианист Роман Столяр – композитор и импровизатор, хорошо известный и в Европе, и в Штатах. То, что аккомпаниаторы – большие мастера фри, даёт ощущение, что вот сейчас начнётся великая музыка и выведет нас на новую ступень чувственности и музыкального знания.
Микаэла – главная, это джаз-матриархат, но и Столяр, и Круглов – знатные мастера, и они явно получают удовольствие от игры на гранях, которая складывается на альбоме. К финалу, на каверах-суперхитах, вокал теряет осторожность, отбрасывает сомнения и улетает в импровизацию. Причём выбраны темы, которые сделать оригинально трудно, но тут это удаётся. Это загадочный, а затем неожиданно становящийся нервным эллингтоновский «Caravan», и сделанная чуть спотыкающейся, театрально отстранённой «Sunny» Бобби Хебба – популярнейшая песня, когда-то эстрадный хит, потом джазовый стандарт, затем диско-боевик, «виноватый» в прорыве Boney M.
Композиции кажутся картинами, нарисованными лёгкими мазками джаз-акварелей. Музыканты же идут дальше создания образов, играют настроениями и ощущениями, словно солнечными зайчиками. Границу между новым и традиционным джазом провести не удаётся. Она, конечно, есть, но музыка оказывается сразу со всех сторон этой воображаемой разделительной полосы. И происходит то, что и должно происходить при слушании музыки – восприятие расширяется, и у него появляются новые – и горизонты, и надежды.
art-jazz 9/10
FancyMusic
Рецензия опубликована в InRock #81