Kruglov-Sooäär Quartet «Tchaikovsky» (2020)
Июль 8, 2021
Александр В. Волков (185 статей)
Поделиться

Kruglov-Sooäär Quartet «Tchaikovsky» (2020)

Блестящее продолжение диска «Могучая кучка» («The Mighty Five»), вышедшего на этом же лейбле несколько лет назад. Щемящая красота и захватывающая мелодичность музыки Петра Ильича Чайковского – признанная ценность всего человечества. Но она, конечно, не самая очевидная основа для импровизаций с элементами психоделического джаз-рока и «открытой музыки». Для эстонско-российского квартета это, впрочем, не стало проблемой.
Джазовый коллектив Алексея Круглова (саксофон) и Яака Соояара (гитара), в котором также играют контрабасист Михкель Мялганд и барабанщик Танел Рубен, записал альбом в таллиннской студии. Релиз, посвящённый 180-летию Чайковского, напоминает о дружбе и соседстве наших народов, о связях композитора с эстонским городом Хаапсалу. Когда Чайковскому было 27 лет, он провёл там прекрасное лето и написал об этом цикл фортепианных пьес «Воспоминание о Гапсале».
На альбоме, однако, звучат более известные произведения. Выделяются «Танец маленьких лебедей», в котором померещилось что-то испанское, нервные и экстравертные «Ариозо Ленского» и «Вариации на тему рококо», хулиганистая, вовсе не сладкая «Фея Драже».
Творчество ансамбля Круглова-Соояара развивается интересным маршрутом. После Мусоргского и Римского-Корсакова последовали не Сергей Прокофьев или, скажем, Густав Холст, а Чайковский. А ведь с его творчеством связан особый набор проблем. Самое, пожалуй, важное то, что музыка эта переиграна, известна вдоль и поперёк, её непросто интерпретировать так, чтобы она не показалась лёгким слушанием. Но у Круглова-Соояара композитор серьёзен и романтичен, даже когда шутит. Даже, казалось бы, очевидное они делают и по-своему, и по-новому. В творчестве Петра Ильича достаточно образов весьма психоделичных, а волшебство мелодий делает любую фантасмагорию откровенно красивой. И эстонские виртуозы, и Круглов склонны к иронии и экстровертному взрыву, а образование и отстроенный вкус позволяют точно двигаться по граням, поверхностям восприятия хорошо известных мелодий. Получилась блестящая поп-джаз-фьюжн-запись, эдакое фигурное катание по классике, эстетское раскрепощение, родственное фри-джазу и некогда точно выраженное Сергеем Курёхиным, который иронично утверждал, что Чайковский отличается от Верди именно наличием «безумия». Тогда это, конечно, было интеллектуальной провокацией, теперь стало путём развития.
Александр В. Волков
Рецензия опубликована в InRock #93

InRock
8 из 10
Общее впечатление

fusion 8/10
ArtBeat Records

8

Рекомендовано к прослушиванию
Александр В. Волков

Александр В. Волков