Оргия Праведников: Короли-звездочеты
progressive rock,russian rock,Клуб,Москва,обычный,Оргия Праведников В начале лета «Оргия Праведников» дает привычный «деньрожденный» концерт. Помнится, три года назад она отмечала его феерическим концертом на «Пустых Холмах», только-только тогда вышел альбом «Для тех, кто видит сны»…
За минувшее время команда выпустила сингл «Шитрок» (хотя по длине он «тянет» почти на целый альбом), а выпуск обещанной второй части «ДТКВС» задержался из-за сложностей с текстами. Но случился в жизни команды прорыв иного рода — благодаря активности фэнов она угодила в чарты «Нашего радио» и чуть было не получила «радийную» премию.
Что там в итоге случилось, испугались ли на радиостанции неформатной музыки или фанатская база групп типа «Сплин» и «Кипелов» пока мощнее, не знаю. Но мимо премии «Оргия» пролетела. Зато обратила на себя внимание новой аудитории. Перед концертом было особенно интересно, как повлияла ли на группу эта игра по правилам русского рока, остались ли музыканты собой, осталась ли с ними их аудитория…
В клубе «Б2» в восемь вечера, заявленное время начала концерта, было еще не очень людно. Жара, лето… Люди постепенно прибывали, на входе глава фанклуба Ирина Мирзуитова с заговорщическим видом раздавала им некие пластмассовые кубики — сюрприз, предназначенный для группы. Рядом столик с мерчем — совершенно безумный спектр товаров рок-коробейника. Майки, куртки, кружки, значки, брелки, авторучки… меня особенно покорили тапки-шлепанцы с логотипом «ОП» и названием песни «Вперед и Вверх» — «Вперед» на левом, «Вверх» на правом. Или наоборот. Не суть важно.
В полдевятого на сцену вышла команда разогрева «Гевал». В журнале у нас были позитивные рецензии на их альбомы… Наверное, если слушать их, воспринимая русский язык как чужой, то это вполне качественный, мелодичный и приятный клон «Раммштайна». Живьем же, со всей своей символикой, имиджем, манерой поведения эта команда представляет довольно-таки отталкивающий образчик, как бы это сказать, православно-милитаристского индастриал-метала. Или «прапорщик-металла» — с вокалистом, скандирующим речевки и периодически совершающим характерные взмахи рукой. В текстах «Гевала» смешиваются, казалось бы, совершенно несочетаемые — христианские и «имперско-патриотические» мотивы. Вместе всё это кажется некоей пародией на то, как та же христианская тематика звучит у «Оргии». Вдобавок для разогрева выступление «Гевала» показалось очень уж затянутым — то ли потому, что песни их, хотя и драйвовы, не обладают развитием и мало отличаются друг от друга. Плюс пересменка — в итоге «Оргия» вышла на сцену в полдесятого вечера. Чуть не забыл — в завершение сета «Гевал» сыграли кавер-версию «Последнего воина мертвой земли» Оргии с гостевым участием гитариста Алексея Буркова.
«Оргия» появилась эффектно — при полном затемнении, освещая сцену только линиями светодиодных лампочек на одежде. Простой, но впечатляющий прием… Публика с самого начала приветствовала любимцев криками «С днем рождения!», на что довольный Сергей Калугин не уставал благодарить зал.
Сергей теперь — с заметной бородкой и хвостиком-косичкой, улыбчив, радушен; общее ощущение от концерта очень домашнее. Когда он объявил премьеру новой вещи, поделился тем, как музыканты волнуются, из зала кто-то крикнул: «Да не боись, Серега, здесь все свои!» Четыре новые вещи — самое главное, ради чего стоило приходит на этот концерт. Думаю, их съемки быстро разбегутся по «ютубам» и я смогу послушать их обдуманно, пока только первые впечатления. «Вдаль по синей воде» — прекрасная полубаллада с флейтовым рефреном и хитовым припевом, посвященная судьбе пенсионера-мореплавателя Уильяма Уиллиса, переплывшего Тихий океан в одиночку на плоту. Уиллис погиб в очередном океаническом путешествии, когда ему было 70 лет. Традиционные для Калугина вставки-декламации, к сожалению, звучали не очень разборчиво. Что поделать, таков клуб «Б2″… Для ее исполнения Сергей сменял гитару на мандолину.
«Окна» — драматическая тяжелая вещь, идея которой в том, что все места, где мы жили — родные, и все наши окна когда-нибудь (в Судный день?) засветятся ярким светом. «Звездная тропа» — еще одна «оргиевская» вещь на библейскую тематику («Короли-звездочеты приходят домой» — очевидно, о волхвах), среднетемповая, с ликующим настроением и простым, чуть ли не диско-ритмом. Наконец, четвертая, уже звучавшая живьем где-то на радио «Русский экстрим» — остросоциальная песня с элементами брутальности. Из всех четырех она как-то меньше всего «показалась» живьем — хотя, уверен, в будущем альбоме и она прозвучит достойно.
Что касается остального репертуара — команда больше не делает акцент на материал с «ДТКВС» (с него — только «Вперед и вверх» и «Белое на белом») и «Шитрок» (радийный хит «Наша Родина — СССР»), выбирая песни со всех периодов, в том числе и давно не исполнявшиеся. На сей раз это были «С.М.С.», «Гимн», «Возвращение в Неаполь»… Возможно, такова специфика клуба, а может, общий курс развития группы, но звучание команды стало более монолитно-тяжелым, без привычных контрастов между жесткостью и «воздухом», отчего некоторые знакомые красивые моменты живьем как-то потерялись (как пример, строчка «А в порту — ожиданье прибытья больших кораблей» в «С.М.С.», которая куда ярче воспринимается без гитарного «дж-дж» на фоне).
Как обычно, самые-самые вещи украшали своим присутствием трубач Александр Миткевич (Tintal) и виолончелистка Ирина Вылегжанина, флейтист Юрий Русланов в какой-то момент сыграл на… железном рельсе, были и другие музыкальные сюрпризы. И немузыкальные тоже — ведь всё-таки день рождения! По этому случаю фанклуб группы превзошел сам себя — за концерт было сразу несколько флешмобов, некоторые из них фэнам уже привычны, как-то запускание самолетиков на «вперед и вверх», хоровод на «Туркестанском экспрессе», цветные шарики на «Убить свою мать», мыльные пузыри в «Белое на Белом»… Но больше всего повезло песне «Путь во льдах» — сперва сверху, из-под потолка посыпался искусственный снег, затем фэны по команде стали размахивать «кубиками льда», засветившимися в их руках синим цветом, и наконец откуда-то из глубины клуба вышла целая делегация со световыми мечами и большим «штандартом» с «оргиевским» слоганом «Свобода в служении». Кажется, в этот момент и песню-то почти никто не слушал, оглянувшись назад на диковинное зрелище.
В зале много было молодых лиц — просвтленные ребята и девушки стояли с закрытыми глазами, внимали, произносили про себя слова песен, а потом включались в «рубилово», водили хороводики, был даже круг посреди зала. Но не буйный альтернативный «серкл-пит», а мирный, из серии «испекли мы каравай». Посредине — танцует барышня, а круг отдает ей поклоны — красиво… Потом в центр выскакивает парень и тоже пытается танцевать, все продолжают приседать и кланяться, но уже с некоторым недоумением…
В небольшой антракт команда уместила вручение подарков от фанклуба (чего там только не было!), а после окончания всего концерта — вручила ответный подарок поклонникам… вернее, поклонницам группы — огромную охапку красных роз! Сергей и команда долго раздавали их со сцены в зал, а обалдевшие от такой неожиданности барышни прижимали цветы к сердцу. Приглядевшись, я заметил, что стебли роз — без шипов. Вот так заботится группа о фэнах, и такова ее музыка сейчас — радует и не ранит.
Владимир ИМПАЛЕР
Фото автора.
Благодарим Владимира Красикова за аккредитацию.