Tuska 2012: Новые герои на большой вечеринке
Сентябрь 11, 2012
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Tuska 2012: Новые герои на большой вечеринке

heavy metal,Сивулахти,Финляндия,Хельсинки Пятнадцатый по счету метал-фестиваль Tuska прошел в течение трех дней, с 29 июня по 1 июля 2012 года, на огромной площадке в районе Силувахти, Хельсинки. Это место для фестиваля еще новое, лишь в прошлом году мероприятие переместилось из привычного центра города на окраину.

Многих тогда расстроили эти перемены, однако, судя по впечатлениям нынешнего года, они пошли «Туске» на пользу: ряды зрителей были гораздо плотнее, чем год назад, и, по оценкам организаторов, фестиваль посетило 26 тысяч человек. Дожди шли всего несколько часов, а остальное время стояла солнечная, но нежаркая погода. Традиционно на фестивале работали три основные сцены и одна клубная, а лайн-ап, не менее традиционно, разнился от лёгкого пауэра до тяжелого грайнда.

Хедлайнерами фестиваля стали оккультисты Behemoth, индастриальщики Ministry, симфо-металлисты Apocalyptica (отвыступавшие с утяжеленным сетом, что, на наш взгляд, было лишним), стремительно набирающие известность пауэрщики Sabaton, а также приснопамятные Megadeth (прозвучавшие по традиции бледно). Из значимых групп на фестивале можно было услышать изрядную часть местных финских металлистов (Mokoma, Swallow the Sun, Sonata Arctica, Amoral, Horna, Battle Beast) и сильных зарубежных команд (Hatebreed, Exodus, Napalm Death, Trivium).

Остановимся на группах, которые стали, на наш взгляд, изюминкой фестиваля (благо о заслугах хедлайнеров все осведомлены и без нашего участия).

В первый день привлек внимание Arcturus – авангардный проект из Норвегии, фронтменом которого сейчас является небезызвестный Вортекс (экс-Dimmu Borgir). Попрощавись с Боргирами, он создал свой собственный, весьма профессиональный коллектив ICS Vortex, при этом гастролирует еще и в составе Arcturus. Музыканты группы одеты в некие стилизованные рубища, на лбу Вортекса красуются сварочные очки, и все это дополняется отвязно-косолапыми телодвижениями музыкантов на сцене. Музыка команды сложноописуема словами: она экспериментальная, «прогрессивная», с обилием сложных аранжировок и электронными «примочками».

На второй день фестиваля обратили на себя внимание голландцы Textures, обладающие, как написано в сети, «инновационным сложным стилем», где лидирует прогрессив, но при этом присутствуют чисто металлические влияния. Действительно, если одни композиции – чистый воды прог, в других сделана ставка на металкоровый саунд, а иногда это всё объединяется в разных частях одной композиции. Если вам близка деятельность Opeth и Riverside, но при этом вы благополучно можете слушать какое-нибудь японское скримо, не пропустите эту команду.

Следующими хочется отметить финских Insomnium, играющих в стиле мелодик-дэт-метал. Оформление сцены – скупое, задник – характерно меланхоличный: голое дерево и вороны. По следам фестиваля мы связались с гитаристом команды Маркусом Ванхалой и попросили описать музыку группы. «Она очень финская. Мелодичный дэт-металл, смешанный с финской меланхолией и красотой отчаяния. Нет настоящего отчаяния без надежды, как говорил злой Бэйн в этом новом кино про Бэтмена… Это и можно в самом деле услышать в музыке Инсомниум. Финское отчаяние «с надеждой», северные пейзажи – там, между нотами», — рассказал музыкант.

В прошлом году эта мелодик-дэт команда с релизом «One For Sorrow» обогнала в рейтинге финского издания «Soundi» практически все поп-релизы. Будет ли какой-то новый материал в этом году? «Мы очень заняты в этом году с концертами, путешествуя с «One For Sorrow», так что у нас пока нет определенных планов. Сначала мы обрушимся с нашим туром на США этой осенью, после чего возьмем отпуск, чтобы перевести дыхание и набраться новых идей. Лично для меня следующим будет новый релиз Omnium Gatherum, который выйдет в начале 2013 года».

Что такое для вас фестиваль «Туска»? – «‘Туска’ – это всегда классная встреча со всеми коллегами из других банд и с журналистами. Всегда отличная, теплая, большая вечеринка. В прошлом году самое теплое воспоминание о ‘Туске’ было тогда, когда мы открывали фестиваль с командой Omnium Gatherum, и это было, кажется, в 12.30. Итак, мы, меланхолики, заряженные негативом, ожидали примерно ноль человек на концерте. В итоге тент (сцена «Инферно») оказался полностью заполнен! Так что не жди ничего, и получишь позитивный сюрприз».

Anaal Nathrakh – британцы, название группы берет начало из заклинания Мерлина из фильма Эскалибур и означает «змеиное дыхание». Саунд группы сильно грайндкоровый, однако этот самый грайнд подается в мощной смеси с дэт-металлической мелодикой и блэк-металлическими бластбитами, иногда используется и чистый вокал. Этот впечатляющий микс был отмечен опытными слушателями как одна из лучших команд фестиваля. Тяжелая, ритмичная музыка с бескомпромиссным рёвом вокалиста и несомненным владением как «экстремальным», так и более традиционным сочинительством. Однозначно рекомендуется поклонникам самых радикальных ветвей жанра.

Закрывала второй день группа Sabaton. Этот коллектив несколько лет назад умудрился сказать новое слово в, казалось бы, прочно заштампованном жанре пауэр-метала, традиционно повествовавшем в основном о нордических богах, эльфах, Толкине и прочем фэнтези. Пока иные команды в нашем отечестве следуют тренду, бесконечно эксплуатируя имена богов славяно-языческого пантеона, менее склонные к религиозности шведы взяли на вооружение новейшую историю и принялись писать песни про более современные сражения. Выходит, что выступая в Оулу (Финляндия), они вспоминают Зимнюю Войну, выступая в Стамбуле – Галлипольскую битву… Так как исторических боев хватает на всех, в любой стране группа моментально вписывается в ландшафт и легко принимается зрителями. Гитарист команды, Пяр Сюндстром, рассказал нашему журналу: «Сабатон – метал-банда, исполняющая песни про исторические битвы и войны. Основные влияния — классический металл типа Judas Priest и Accept, однако у нас есть и много новых элементов: более масштабные вокальные аранжировки, из-за которых команду обычно записывают в пауэр-метал. На сцене участники группы одевают камуфляжные штаны, чтобы показать, что мы принадлежим к одному отряду. Мы используем черно-белый городской камуфляж, просто потому, что он лучше смотрится под сценическим светом». Шоу на Туске было преисполнено фирменной энергетики и сопровождалось обилием огненных спецэффектов.

Утро третьего дня открывала The Man-Eating Tree – группа сравнительно молодая, но играющая весьма профессионально. Секрет явления прост – ее собрал барабанщик легендарных Sentenced Веса Ранта. В северном Оулу (город небольшой, делать особо нечего, только качаться и «рубить металл») он позвал опытных ребят из нескольких местных клубных групп и стал играть красивый атмосферный металл с «фирменной финской» меланхолией. Группа отличается слаженным, профессиональным, плотным звуком, в репертуаре налегает на рок-баллады. Скорее всего, понравится всем, кто неравнодушен к Sentenced и Poisonblack.

Под вечер же третьего дня на сцену «Инферно» вышло явление под названием Huoratron – музыка для «Туски» более чем нехарактерная, так как это не метал, а авангардная электроника, впрочем, весьма далекая от популярного в народе EBM. Проект последнее время находится на подъеме и часто отмечается обозревателями. В отличие от российских сборных мероприятий, где все молятся на слово «формат», организаторы «Туски», по всей видимости, больше заботятся о качестве материала и о достойном представительстве известных команд на фестивале. Они не отягощают себя рассужденями о том, кого «можно» пускать, а кого «нельзя» и «почему». За много лет посещений финских рок- и метал-фестивалей сделалось понятно, что это общее правило: бывает, на одной и той же сцене с интервалом в час соседствуют поп-рокеры и брутальнейшие блэкари. Остается надеяться, что и в России качество материала когда-нибудь станет важнее догматических «форматных» запретов.

Аскар ИБРАГИМОВ
Фото автора.

Владимир Импалер

Владимир Импалер