Arena «The Seventh Degree of Separation» (2011)
Декабрь 16, 2011
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Arena «The Seventh Degree of Separation» (2011)

neo-progressive 7/10
Verglas Records

Прав был Энди Тиллисон, когда в одном из интервью попенял коллегам из Arena, сказав: «Они редко когда смотрят на других, и в результате сейчас плетутся в хвосте». Оставим в стороне вопрос, как близко к передовой прог-рока находятся сами Tangent, ибо рецензия эта посвящена не им, но «Арене». А вот тут, боюсь, придется согласиться с Тиллисоном. Топтание на месте вкупе с постепенным выхолащиванием музыкальных контрастов и всё большей ориентацией на риффовость, которое наметилось уже двумя альбомами ранее, привело к тотальному творческому кризису. Увы, ныне Arena – уже не вызывающая восхищение команда — лидер второй волны британского нео-прога, а всего лишь «одна из»…
Теперь попробую обосновать свою точку зрения. Для этого разберем новый альбом группы детально. Для начала отметим, что начать трек с вокализа – смелое и даже в чём-то оригинальное решение. Чаще прог-рокеры предпочитают открывать свои мега-опусы бравурными инструментальными вступлениями. «Arena» же предпочитает сразу представить нам своего нового вокалиста, Пола Манци.
Что ж, будем знакомы. Хотя, кажется, мы где-то уже встречались… Разве нет? Странно… Впрочем, обознаться легко, ибо тембром и манерой Манци почти не отличим от своих предшественников. Отрицательных эмоций пение новичка не вызывает, но и восторга – тоже. Слишком уж нейтрально и знакомо звучит… Вообще, подбирать вокалистов без «изюминки» стало тенденцией в нео-проге: вспомним хотя бы нового певца Pallas…
Слушаем дальше. Итак, треки – короткие, музыкальная мысль предельно сжата, а местами даже возникает ощущение некой недосказанности. Клавишные Клайва Нолана по-прежнему (уже второй альбом подряд) скромно теснятся на втором плане, а на переднем царит гитара Джона Митчела. Вот только ничего «царского» в его партиях не найти – вместо того, чтобы изящно солировать и обрамлять клавишные пассажи эффектными рефренами, Джон играет преимущественно риффы, причем очень однообразные.
Характерные «ареновские» музыкальные структуры, свойственный группе драматизм и «высокий стиль» впервые появляются лишь в пятом треке – «Thief of Souls». Здесь впервые хочется отстучать ритм вместе с Миком Пойнтером и подпеть Полу Манци. Хороши и следующая за ней «Close your Eyes», а также «Bed of Nails» и открывающая диск «The Great Escape», вобравшие в себя самые удачные прежние находки предыдущих трех альбомов группы.
Праздник жизни продолжает «What If», которая хороша уже тем, что по структуре и аранжировкам, напротив, ничем не наследует прошлым работам Arena. А порой «The Seventh Degree of Separation» настолько напоминает «Contagion», что напрашивается вывод: именно этот альбом стал неким водоразделом для творчества группы. Двигаясь в сторону прямолинейности и хэви-металлического звучания, Arena почувствовала себя более комфортно и естественно. Но лично я буду грустить по утерянному изяществу и легкости с налетом театральной романтики…
В общем, назвать альбом ярким язык не повернется. Интересным? Отчасти, но разве что с точки зрения фэнов группы. Но откровенного провала тоже не случилось, никакого «стилеотступничества», как Pendragon, Arena себе не позволила, и это не может не радовать поклонников традиционного нео-прогрессива. Музыкантам же хочется пожелать на время отставить в сторону свои многочисленные проекты и приберечь идеи для следующего альбома Arena.

Владимир Импалер

Владимир Импалер