Sandlerfest’2024: Пути прогресса
Сентябрь 11, 2024
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Sandlerfest’2024: Пути прогресса

Двухдневный фестиваль на 150 групп, с шестью сценами, симфоническим оркестром, со звездой мирового хард-рока в качестве хедлайнера. И всё это в черте города Москвы, в историческом парке ВДНХ… Мыслимо ли такое сейчас? Трудно даже представить! Однако вот он – отметивший в этом году пятую годовщину фестиваль «Сандлерфест».

 
 

Если точно, нынешний формат фестиваль обрёл не сразу. В первый раз, в 2019-м, он представлял из себя выездной опен-эйр Russian Woodstock, посвящённый юбилею оригинального «Вудстока», причем использовать это название разрешил его организатор Арти Корнфельд. Во второй раз «Русский Вудсток» перекочевал на ВДНХ и мы публиковали с него отчёт. При общей положительной оценке тогда были и вопросы – если это Вудсток, то где же хиппи? Смена вывески на нынешнюю, Sandlerfest, вполне оправданна и логична – ведь фестиваль этот целиком завязан на вкусы, связи и стремления одного человека, его организатора, рок-продюсера Игоря Сандлера. В Москве у него существует целый продюсерский центр, питомцы которого, конечно, звучат на фестивале… И всё же «Сандлерфест» – нечто гораздо большее, чем шоукейс одного продюсерского центра. Это замах на нечто масштабное, мирового уровня. Другой вопрос, как этого уровня достичь сейчас, когда западные рок-звёзды к нам практически не приезжают? Выход есть – во-первых, в их отсутствие пышным цветом расцвели кавер-группы, во-вторых, с известной натяжкой зарубежными гостями можно назвать музыкантов-экспатов, которые здесь уже достаточно обжились, но не потеряли шарма чужестранцев. В-третьих, всегда есть те, кому «музыкальные санкции» нипочём – на этот раз таким гостем стал экс-вокалист Rainbow и Deep Purple Джо Линн Тёрнер. Конечно, эта «международность» вызовет у кого-то усмешку, но, как говорится, шоу должно продолжаться…


Что такое ВДНХ, знают все, даже кто там никогда не был. Циклопические павильоны – памятники СССР времён расцвета, фонтан «Дружба народов», космический челнок «Буран» и ракета «Восход»… Посреди всего этого – стильные ларьки, современные аттракционы (которые порой ошарашивают призывом к диалогу, когда проходишь мимо: «Чего вы ждёте? Попробуйте!»), воздушный трамвай и даже мобильный ЗАГС. Парк неплохо подновили, здесь всегда многолюдно, и сквозь толпы туристов не сразу получается пробраться к месту фестиваля на северо-западную окраину ВДНХ.

 
 

Первой нас встречает сцена «Орион» (по названию местной постоянной локации), откуда звучит что-то глэм-роковое. Вокалист представляет участников, но забывает обозначить саму группу, расписание есть, но оно давно «съехало», так что эти ребята останутся для нас незнакомцами. Чуть «правее» по ходу движения располагается сцена «Рок-панорама» с пёстрым лайнапом – например, часов в семь там играл блюзмен Гия Дзагнидзе и Stainless Blues Band с подборкой золотых стандартов блюза и блюз-рока (если бы эти стандарты были памятниками, у них были бы до блеска протёрты золотые носы), к ночи – какой-то металкор.


Напротив в павильончике пряталась крытая сценочка, отведённая гитаристам-виртуозам с их мастер-классами. Вспомнилась атмосфера выставки «Музыка-Москва», когда она была в Сокольниках – тоже концерты, концертики, павильоны и открытые сцены, те же расслабленно гуляющие от локации к локации метал-тусовщики, вот только дежурить на стенде не надо, да и надоело оно уже… На следующий день, 25 августа, сцена «Орион» была целиком отведена под кавер-ансамбли. Представьте, организаторы собрали со всей столицы каверы самого разного толка – от Motorhead до Эми Уайнхаус. Остановившись у этой сцены, за день, наверное можно было услышать половину хитов мирового рока. Хотя можно – не значит нужно. Тем более что каверы были не только там.


Вот и в Зелёном театре – главной площадке фестиваля, единственной, куда вход был не бесплатный, а по билетам, в момент, когда мы туда пришли, играла кавер-группа Pink Floyd Join Trip. Вступление – звон монет, щёлканье кассового аппарата и звук вертолёта над головой… Стоп, вертолёт же был в другой песне! “Money… get away…” – зазвучали знакомые строчки, а вертолёт пролетел где-то далеко над головами – он был не из песни, а настоящий.


Ну а дальше – и «Безумный бриллиант», и «Ещё один кирпич в стене», и знаменитый вокализ в «Колеснице», который разделили между собой три бэк-вокалистки (одна из них клавишница). В центре коллектива двое ребят непохожего на русских рокеров вида. Курчавые волосы, смуглые лица, чёрные очки… Как потом выяснилось, это кубинцы. Они тоже из питомцев Сандлера, под вывеской Gypsy Jack не раз играли на фестивалях, а теперь вот решили взяться за уильяма… то есть за пинкфлойдыча нашего… Что получилось? Получилось колоритно, немножко сыровато, где-то близко к оригиналу, где-то не совсем, ведь добиться этого трудно, да и нужно ли? Гораздо интереснее, когда получается по-своему, как здесь. Правда, английский текст был не всегда внятен, но и это неважно. Главное — посыл! Как в «Ещё одном кирпиче в стене», например.


Сетлист: Breathe, Time, A Great Gig in the Sky, Money, Have a Cigar, Shine On You Crazy Diamond, Another Brick in the Wall.


Пока играл «кубинский Флойд», за спинами музыкантов стояли многочисленные стулья и пюпитры. Оркестр Ступинской филармонии п/у Дмитрия Тарасова вышел следующим номером. Это была широко разрекламированная программа синтеза рока и русской классики. Оперные певцы исполняли свои арии в сопровождении оркестра, рок-гитары и ударных, с приближенными к року аранжировками. Гитариста звали Алексей Баев, он тёзка экс-барабанщика/вокалиста Extrovert. Правда, собственно «оперно-симфонического рока» было лишь четыре номера – два днём и два в вечернем блоке. В дневном сете оркестр был одет «по-свойски» в белые майки и юбки/штаны, а дирижёр надел ещё и кепку. Первым прозвучал «Жаворонок» Глинки в исполнении солистки Большого театра Оксаны Горчаковской. Аранжировка – что-то среднее между советской оркестрованной эстрадой и современным лёгким «кроссовером». Наряд солистки – открытое платье с юбкой-колоколом, дополненное высокой причёской,  способствовал созданию образа девушки-мечты. Одну из фраз романса солистка словно «засемплировала», повторив несколько раз. Ненавязчивый свинг, флейтовые соло… Красиво, но совсем не рок.


Второй солист, Роман Муравицкий, исполнил ариозо Германа из «Пиковой дамы» Чайковского. Тут очевидно было стремление сделать нечто в духе «симфонического хэви-метала»: с равномерным чётким ритмом, роковыми ударными и риффами-«проходами» между вокальными фразами. Временами было убедительно! По крайней мере, «небесное созданье», к которому обращался лирический герой оперы (это была, конечно же, его возлюбленная Лиза) на такое признание наверняка отреагировало бы позитивно. И всё бы хорошо, но вот исполнявшиеся номера, к сожалению, никак не объявлялись — ни произведение, ни композитор, только имена солистов. Но ведь если задача этого мероприятия — просвещение молодёжи и привлечение её к русской музыке, то уж стоило и назвать оригинальное произведение, не все же настолько погружены в классику. Конечно, хотелось бы знать и аранжировщиков, выполнивших свою работу, на наш взгляд, весьма достойно. В общем, была в этой части замысла какая-то недоработка, хотя в целом слушатели воспринимали сей классикал-кроссовер благосклонно.


Следом был микс двух кинохитов Эдуарда Артемьева (симфоническая эстрада, тоже рока немного) и «Время, вперёд!» Свиридова, как показалось, в версии, близкой к «Автографу». После чего место у микрофона заняла певица Мариам Мерабова. Она известна как исполнитель джаза и соула, здесь же спела хиты Аллы Пугачёвой и тему из фильмов про Джеймса Бонда. Одним словом, тоже не рок. Тем не менее, перфоманс столь восхитил организаторов, что они вышли на сцену и минут 10 ещё благодарили певицу и вручали ей разнообразные ценные предметы.

Сет-лист: «Жаворонок» (Глинка), «Прости, небесное созданье» (Чайковский), темы из кф «Раба любви» (Артемьев), «Время вперёд» (Свиридов). С Мариам Мерабовой: «Монолог», «100 часов счастья», «Cry Me a River».



Унеся с собой Огромную Подарочную Штуку, под аплодисменты зала Мерабова покинула сцену. А оркестр остался, потому что впереди была программа симфонических каверов Aerosmith и Bon Jovi. Фронтмен этой кавер-группы Пьер Эдель родился и вырос во Франции, наполовину русский, переехал в нашу страну, появлялся здесь на шоу «Голос», не победил, но многим запомнился, обзавёлся поклонниками и сделал карьеру. Он же появился ещё раз в конце вечерней программы с песнями Queen. Вместе с ним играют Александр Махтеев (гитара), Иван Изотов (бас) и пока что не идентифицированный барабанщик.

Материал Меркьюри Пьеру явно ближе – и по тембру, и по диапазону, но об этом в свой черёд… Что касается «Аэроджови», в обеих группах-оригиналах слишком сильно всё завязано на личное обаяние певцов, и музыка, замешанная на блюзе и «американе», плохо расширяется в сторону симфоничности. Вклад оркестра сводится к однообразным «пэдам» и редким драматическим попискиваниям струнных. Были, конечно, исключения типа “Walk This Way” (кто бы мог подумать, что спустя столько лет рэп будет вызывать более яркие чувства, чем рок), но в целом, извините, длинно и скучно. Запомнилась разве что манера Пьера Эделя в самые драматические моменты садиться на корточки за комбиком (будто у него за ним спрятаны были шпаргалки) и ударять кулаком о сцену, будто с досады. И его заметная схожесть с фронтменом Arida Vortex Евгением Епишиным – пока парень не сказал несколько слов по-французски, я был в полной уверенности, что это наш старый знакомец…

Сетлист: Living On a Prayer, Crazy, Bad Medicine, Dream On, One Wild Night, Crying, Angel, I Don’t Want to Miss a Thing, It’s My Life, Mama Kin, Walk This Way.




Дальше в программе Зелёного театра наступила пересменка, после которой в восемь вечера вышла группа «Мастер». Нынешний её состав всегда пробуждал сложные чувства – с одной стороны, бесспорная классика жанра, единственный в своём роке басист Алик Грановский, хороший гитарист Леонид Фомин… С другой, вокальная манера Лекса (Алексея Кравченко) вызывала один только вопрос: почему он здесь? Наверное, даже в кавер-группе Bon Jovi он звучал бы уместнее… Но случилось чудо! В начале года заявил о себе новый проект «Воля и разум», объединивший участников «Мастера» разных лет, в том числе автора многих хитов Андрея Большакова и вокалиста классического состава Михаила Серышева, группа даёт концерты, записывает альбом… И все досадные мысли о возвращении классического состава как-то рассеялись – вот одна группа, вот другая, каждая играет эти песни как хочет и как может, а здоровая конкуренция, наверное, добавила огня Грановскому и Ко., так что этот конкретный концерт звучал исключительно ярко, «заряженно» и драйвово. И ещё важный момент – в этот вечер на главной сцене они были единственными, кто играл своё. Ну и Грановский на свете один, больше таких не делают…

Сет-лист: «Тату». «Места хватит всем», «S.O.S», «Кресты», «Только ты», «Руки прочь!», «Ещё раз ночь», «Бивни чёрных скал», «Тореро».



После «Мастера» на сцену снова вышел оркестр — на сей раз в нарядах, приближенных к чёрным-вечерним. Задумка та же, действующие лица немного другие – это оперные певцы Эдуард Страхов и Николай Казанский с репертуаром Рахманинова и Мусоргского. Поразительно – но в этот раз оба номера действительно звучали как рок! Первой прозвучала ария Алеко из одноимённой оперы Рахманинова. Эдуард Страхов был очень убедителен в своей страстной эмоциональности и порадовал не только превосходным баритоном, но и каким-то точным совпадением с драматичной энергией тяжеловесно «фанкующего» оркестра. «И что ж? Земфира неверна! Моя Земфира охладела!» (Земфиру тут можно упоминать без звёздочки, ибо это имя цыганки — героини оперы.) Наверное, это был самый органичный из симфо-«каверов», который к тому же закончился впечатляющей оркестрово-гитарной кодой.  Вот и «Песня Варлаама» из оперы Мусоргского «Борис Годунов» — мощь, драйв и хэви-метал, рёв духовых, зловещий стук ксилофона, дроби ударных и галопирующий «проход» между куплетами. И, конечно, разудалый хохот в конце — уж он точно никого не оставил равнодушным. Возможно, певцы «в теме», а может, просто Мусоргский был рокером… Но, опять же, ни полслова об авторах! Только вышедший следом на сцену гитарист Дмитрий Четвергов объявил свой номер — инструментальную композицию на основе «Монтекки и Капулетти» из балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева.

Сет-лист: Ария Алеко (Эдуард Страхов), Песня Варлаама (Николай Казанский), Монтекки и Капулетти (Дмитрий Четвергов).


 

На этом, к сожалению, тема классики в роке завершилась (а жаль, столько интересного можно было бы придумать), а для оркестра нашлась ещё одна работа… На сцену вышел экс-вокалист «Парка Горького» Николай Носков. Как представил Игорь Сандлер – старинный друг, постоянный участник его фестивалей, и всё бы хорошо, если бы не состояние певца, пережившего инсульт. Появление на сцене сейчас для него – уже подвиг. Выступление вызывает смесь восхищения и сострадания. А вот хорошо ли это для него самого, не лучше ли запомнить певца таким, каким он был – вопросы этического плана, на которые у меня нет ответа. Уточню лишь, что все три номера в исполнении Носкова – эстрадные хиты его сольной карьеры (какие-то вы, может, даже слышали по радио), а не материал Gorky Park.

 

После выступления был ещё один любопытный дивертисмент. Вслед за Сандлером, вручающим очередной замысловатый талисман фестиваля, вышел степенный седовласый дядька в орденах… «На сцене председатель Императорского общества, его светлость князь Валерий Марксович Дмитриев, ваши аплодисменты!» – объявил ведущий. Потомок Рюриковичей наградил Николая Носкова медалью. Певец героически держался стоя перед публикой, пока кто-то из техников не спохватился и не подкатил к нему коляску…

Сет-лист: «На меньшее я не согласен», «Снег», «Это здорово».


Программа почти завершена – дело за Queen. Вернее, кавер-составом с Пьером Эделем у микрофона. И тут можно было к чему-то придраться – допустим, «Богемская рапсодия» прозвучала где-то наполовину, а «Kind of Magic» целиком, но на редкость топорно, подборка была из серии «если вы не знаете эти песни, то что вы вообще делаете на рок-фестивале», но… Музыку Queen, как говорится, не задушишь, не убьёшь. И для «оркестрования» она подходит как родная. Возможно, потому, что и авторы мыслили в симфонических масштабах…

 
 

Сетлист:Princes of the Universe, Bohemian Rhapsody / A Kind of Magic, I Want to Break Free, It’s a Beautiful Day, We Are the Champions, Who Wants to Live Foreer, I Want It All, Show Must Go On, We Will Rock You.

На второй день перед редакцией встал трудный выбор между вторым днём «Сандлерфеста» и фестиалем «Кулеш Джем» в парке Фили, где тоже нас ждали каверы, причём из тех, что вряд ли кто-то даже подумывал бы услышать живьём – группы «Високосное лето»! Поэтому пришлось пожертвовать программой «симфонического Депеш Мод» (говорят, было очень интересно) и выступлением великой группы «Арсенал» (в каком она была составе, вопрос…). Но оставался шанс успеть на вечернюю программу – выступления Артура Беркута, Джо Линн Тёрнера и оркестровый трибьют Metallica.

 

Когда мы примчались в театр, на сцене шло знакомое действо – ведущий в майке Suicidal Tendencies тянул время и заговаривал мозги публике. (Днём раньше на нём была майка INXS. Тут кроется какая-то, хм, тенденция). Дошло уже до горячих тем. «Когда у вас был первый секс? А вот у меня…» По расписанию в это время как раз должен был выйти Джо Линн Тёрнер. Он и вышел, только оказалось, что весь предыдущий час занял затянувшийся саундчек. Который, впрочем, не принёс видимого результата – всё забивающие барабаны, отсутствующие клавишные (из тех, что на самых интересных соло), гитарная каша – разве что самого Джо было прекрасно слышно, а ведь на него-то мы и пришли!


Тёрнеру повезло. Сейчас, когда нет ни малейшей надежды, что в Москву снова приедут Deep Purple, Джо оказался в выигрышном положении – он единственный, кто поёт здесь песни пурпурно-радужного репертуара, имея к ним самое прямое отношение. Для молодых ребят, которые не успели услышать живьём оригинал, он даёт хоть какое-то представление о нём. Рядом с Джо – кавер-бэнд из Белоруссии, который играет с ним уже изрядно много лет. Приезжали как минимум дважды в Москву, на одном концерте случилось быть, принципиальных отличий от нынешнего, кроме продолжительности, не вижу. Хотя нет! На этот раз Джо Линн Тёрнер был без парика. «Каминг аут» на волосяную тему он совершил ещё пару лет назад, анонсируя свежий сольник с Питером Тагтгреном. Публика, вопреки опасениям, отреагировала очень благосклонно – мол, круто, что нам сказал, мы и так догадывались, так тебе даже лучше. Лысо-брутальный имидж, конечно, непривычен для Тёрнера, а вот в целом в роке уже вполне прижился и к жесткому хард-року подходит.


С голосом у Джо в его 70+ всё в полном порядке, «скримит» он в «Highway Star» как следует, где нужно, поддаёт хрипотцы, где надо, может спеть романтично и по-балладному. Почему-то хочется похвалить его по-нашему: молоток! А вот «ассистенты» из ВИА «Жёлтые гитары» немного подкачали – в особенности трое гитаристов, которые вместе не в состоянии вкрутить лампочку… зачёркнуто… заменить одного-единственного Блэкмора. Конечно, они очень старались, перемещались по сцене и взаимодействовали и друг с другом, и даже с Тёрнером. Иногда даже с юмором. Вспомнился сет каверов «Флойд», где «Great Gig in the Sky» вместо одной Клэйр Торри исполняли три бэк-вокалистки, передавая партию друг другу. (Хотя у них всё по канону, и Флойд на концертах делали так же). А тут соло, допустим, в «Death Alley Driver» так же передавали друг другу три гитариста. Что говорить про запилы Ингви Мальмстина в «Rising Force»… В коротком сет-листе Тёрнер представил и Rainbow, и Deep Purple (жаль, что без материала «Slaves & Masters», единственного диска DP, где пел Джо), и Ингви Мальмстина, и даже сольную вещь – «Blood Money» c альбома «Usual Suspects» 2005 года – не очень понятный выбор, ведь в арсенале сольного Тёрнера много вещей поярче, да и свежий альбом «Belly of the Beast» вышел относительно недавно, в 2022 году. Но с этим материалом певец пообещал приехать осенью.

Сетлист: Death Alley Driver, Stone Cold, Perfect Strangers, Blood Money, Pictures of Home, Spotlight Kid, Rising Force, Highway Star.


Поблагодарив публику и пригласив на традиционный осенний концерт в Москве, Тёрнер ушел со сцены, и на неё довольно скоро выбежал… Артур Беркут. Как оказалось, он ещё не выступал! Что ж, можно порадоваться – не опоздали на него. И расстроиться – от сет-листа именитого рок-певца остались рожки да ножки. Зато рожки замечательные – «Казённый демон» из репертуара «Автографа», бодрая и очень не часто играемая вещь. Дальше подзабытый «арийский» «Патриот» и всеми любимый «Колизей». Планку своих выступлений Артур всегда держит высоко, он всегда в голосе и в настроении (хотя, подозреваю, сдвиги в расписании заставили понервничать), но обычно он выступает в одиночку, а тут и сцена огромная, есть где побегать, и группа достойная! Сразу узнаётся играющий в полдюжине метал-коллективов гитарист Александр Стрельников по прозвищу «Ламповая голова». Жаль, что сыграли так мало. Публика была того же мнения – и ещё долго кто-то в задних рядах выкрикивал имя певца…


Сет-лист: Казённый демон, Патриот, Колизей.


Оставался финальный аккорд сего действа – симфо-каверы «Металлики». Музыкантам повезло – ничего придумывать не надо, всё уже сделано на легендарном альбоме «S&M», который когда-то и заложил тренд на сочетание оркестра и металла. То, как удалось дирижёру ТОГО оркестра Майклу Кэймену соединить эти два мира – образец для подражания на все времена. Оставалось только перенести опыт на местную почву, что в своё время и сделал коллектив, где у микрофона и с гитарой в руке наш добрый знакомец Алексей Марков (Starsoup, Shadow Host, Distant Sun, он же автор бестселлера «Хулиномика» и отец четверых детей). Вместе с ним за рок-составляющую отвечают Сергей Серебренников (ударные, Everlost), Александр Махтеев (гитара) и Иван Изотов (бас, экс-«Эпидемия», экс-Mechanical Poet). Проект выступает не только на родине, но и по всему миру. Вернее, выступал. Но и сейчас у коллектива запланирован один зарубежный концерт – в Дубаи. Из всех «каверщиков» эти – самые творческие. У параллельного кавер-проекта Garage Dayz (то же, но без оркестра) в прошлом году вышел студийный альбом “Take One” с собственным материалом (!). А к репертуару S&M музыканты порой добавляют песни, который вышли позже – например, «Atlas, Rise!» (2016). Правда, публика на такие вещи реагирует гораздо слабее: не классика.


В своё время мы уже делали репортаж о концерте S&M Tribute. Если коротко, всё здесь сделано как надо. Тембр Хетфилда Алексей Марков снимает идеально, все героические позы и сценические движения тоже, даже усы отрастил! И Ступинский оркестр, судя по всему, получает от этого материала максимум удовольствия. (Хочется ещё раз сказать тёплые слова в адрес этого коллектива, пробывшего два дня, как говорится, на арене, и сыгравшего массу разнообразного материала весьма достойно и без заметных огрехов). Жаль, что из-за сдвига в расписании прозвучало только пять песен, а ведь обещали сыграть весь альбом! Коротко, но достаточно, чтобы вопрос «есть ли смысл ходить на концерты кавер-групп» по итогам фестиваля оставался открытым. По крайней мере, наш «S&M» услышать точно стоит.


Сетлист: Ecstasy of Gold, Enter Sandman, Master of Puppets, Memory Remains, Fuel.

Возвращаясь ко всему двухдневному марафону (а ведь этим действие не ограничивалось, был ещё рок-флешмоб неделей раньше!) – организаторам удалось почти что чудо. Чудо – потому что представить себе фестиваль хоть не прямо в центре Москвы, но на престижнейшей столичной площадке, с крутым звуком и светом, огромной программой, без идеологической повестки и официоза сейчас практически невозможно. А почти – потому что вместо живой связи отечественной и западной рок-культур на фестивале происходит в основном разного рода имитация. Самый очевидный пример – кавер-бэнды. Когда-то Фрэнк Заппа язвительно описывал смерть человечества от ностальгии – мол, мы не сможем сделать следующий шаг, потому что будем ностальгировать по предыдущему. В сфере культуры это как никогда сильно сейчас сказывается. Накладывается два фактора. Первый – уход поколения авторов: рок-музыка переходит в мемориальную форму, «отвязывается» от создателя, её единственной формой живого представления становится кавер-бэнд. Второй – разрыв культурных и человеческих связей, отсутствие гастролей западных артистов в то время, когда спрос на их музыку остаётся. Кавер-проекты уже не воспринимаются как что-то второразрядное, привлекают публику, качественных исполнителей, клубы рангом повыше, продюсеров, готовых продавать то же самое в более выигрышных обёртках (не просто каверы, а симфо-каверы, или каверы на речном корабле, на осетровой ферме, и так далее и тому подобное…). И, конечно, артисты, играющие Pink Floyd и Depeche Modе, да ещё и на большой сцене и с оркестром, выигрывают в глазах массового зрителя перед программой сцен поменьше, представляющих оригинальные команды, выбор которых кажется бессистемным, если не случайным. Понятно, собрать топовых отечественных звёзд в нескольких «роковых» жанрах, при этом не из числа так называемых «говнорокеров», было бы сложно и накладно, но… Как говорится, имеем что имеем.

 

Ещё один момент – несколько расширенное понимание того, что такое прогрессивный рок. В анонсах «Сандлерфеста» звучала заманчивая формулировка – «Фестиваль прогрессивной музыки». После многих лет организации «ИнПрога» и других сейшенов поменьше было как-то неожиданно узнать, что Aerosmith, сольный Николай Носков и хиты Пугачёвой – это прогрессивный рок. Берите больше… «Прогрессивная музыка – это все музыкальные направления, которые интересны и оригинальны – сказал Игорь Сандлер со сцены, награждая, кажется, Николая Носкова. – К громадному сожалению, мало в России тех, кто слушает такие направления, как симфо-рок, классик-рок, арт-рок, фьюжн, блюз-рок, джаз-рок, прогрессив-рок, психоделик-рок, хард, хэви, фанк-рок, новая волна, альтернативный рок, регги, этно-рок, фолк-рок и так далее… Наш – единственный фестиваль, в котором мы представляем все эти направления».

 
 

Словом, прогрессив – это всё на свете. (Кажется, за исключением только самого отъявленного поп-мейнстрима и шансона, по уточнению Сандлера). Ну… ОК. В конце концов, мы тоже, когда писали в шапке «ИнРока» «прогрессивный музыкальный журнал», имели в виду прогресс как стремление к расширению и стилевому развитию, а не клонированию устоявшейся формулы арт-рока 70-х. Рецепт «Сандлерфеста»: соединить как можно больше стилей, собрать всё хорошее, что есть под рукой, смешать, но не взбалтывать. Что-нибудь да получится! В любом случае – хорошо проведём время.

Владимир МИЛОВИДОВ aka Impaler
Небольшие дополнения – Елена САВИЦКАЯ
Фото – Владимир Миловидов.

Полный фоторепортаж:
День 1: https://vk.com/album2483887_302941701 
День 2: https://vk.com/album2483887_302946346

Владимир Импалер

Владимир Импалер