Wormwood “Arkivet” (2021)
Если на первых порах эти шведы в своей трактовке мелодик-блэка были достаточно олдскульны и консервативны, напоминая то Forlorn, то Naglfar, то ранний Borknagar, то Einherjer – проще говоря, всю замечательную плеяду викинг- и мелодик-блэковых банд второй половины 90-х/начала 2000-х, – то сейчас, имея в активе такой сильный, яркий и, главное, современный релиз, как “Arkivet”, Wormwood вполне может считаться одним из флагманов стиля. Сами музыканты, к слову, отнюдь не желторотые новички, они успели засветиться в таких формациях, как Månegarm, Of Fire, Draconian, Lethal Steel и Withershin. В принципе, в дискографии Wormwood проходных альбомов вообще нет – у каждого из них своя атмосфера и каждый по-своему интересен, начиная от стартового ЕР “The Void – Stories from the Whispering Well” (2015) и завершая обозреваемым “Arkivet”, – но уровень их свежего лонгплея очень высок и заслуживает самого пристального внимания. Ну что ж, давайте откроем ослепляюще-белую дверцу-обложку и заглянем в «Архив»! Семь монументальных треков, почти 47 минут звучания, объединяющая альбом концепция о человечестве как губителе окружающей среды и спровоцированной им катастрофе (часть фирменного издания на виниле, кстати, комплектуется книгой шведского писателя Михаэля Стремберга, более полно раскрывающего эту тему). Великолепный саунд – достаточно плотный и в то же время дышащий, читаемый, не превращающий инструментал в фонящую кашу. Певучие, доминирующие своим въедливо-пронзительным мелодизмом гитары, два основных типа вокала – чёткий, без истерик и пожираний слов, простуженный харш и грозный рык (плюс эпизодический женский), много медленных атмосферных зарисовок (четвёртая минута “The Archive” – просто фантастика!..), вполне себе естественно и органично соседствующих с яростными скоростными пассажами, очень комфортно звучащие пульсирующие барабаны… Плюс – гостевые вокалы и виолончель. Мелодика на “Arkivet” то героически-боевая, то умиротворяюще-мечтательная, но всегда завораживающая – с пусть и нечастыми, но явными отзвуками-отсылками к скандинавскому фольклору (хотя в этот раз по сравнению с предыдущими альбомами подобных околоэтнических реверансов стало заметно меньше). Практически весь альбом англоязычный – исключение составляет лишь одновременно нервный и обречённо-оцепеневший “Ensamheten”, тягучие чернейшие философствования о смысле бытия на фоне ледяного безмолвия и неожиданных аллюзий на небезызвестный «Имперский марш». Хиты, топ – всё это мимо, не в этот раз: «Архив» впечатляет своей целостностью, неразъёмностью: или воспринимай – по крайней мере, попробуй – альбом целиком, как единый замысел творца, как или не трать время вовсе (но второй вариант будет ошибкой). Подводя итог всему вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что “Arkivet” – это как раз тот случай, когда не страшно перехвалить, – страшно недохвалить: пусть лучше слушатель сам для себя откроет какой-то неучтённый нюанс, который зацепит именно его, отыщет какое-то субъективно уникальное волшебное созвучие, чем сочтёт этот альбом чем-то стандартным-обыденным… Прекрасная музыка. Не проходите мимо.
Алексей Арбузов
melodic black metal 10/10
Black Lodge/"Союз Music"